Специфические особенности римской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ

II. Периодизация римской литературы

III. Доклассический период

1. Фольклор

2. Аппий Клавдий Слепой

3. Общая характеристика литературного периода

IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой

1. Ливий Андроник

2. Гней Невий

3. Квинт Энний

4. Тит Макций Плавт

5. Публий Теренций

V. Период гражданских войн

1. Претекстата. Акций

2. Тогата

а) Титиний

б) Атта

в) Афраний

3. Ателлана. Помпоний и Новий

4. Сатира. Луцилий

5. Цицерон

6. Тит Лукреций Кар

7. Неотерики. Гай Валерий Катулл

VI. Литература периода принципата

1. Принципат

2. Писатели эпохи принципата

3. Публий Вергилий Марон

4. Тибулл и Проперций

5. Публий Овидий Назон

VII. Историография

1. Гай Юлий Цезарь

2. Саллюстий

3. Тит Ливий

VIII. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя

(I в. н. э. — первая половина II в. н. э.)

1. Сенека

2. Марк Валерий Марциал

3. Публий Корнелий Тацит

4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

рефера.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)


2

 

 

 

ПЛАН

 

I.                    ВВЕДЕНИЕ

II.                 Периодизация римской литературы

III.              Доклассический период

1.      Фольклор

2.      Аппий Клавдий Слепой

3.      Общая характеристика литературного периода

IV.             Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой

1.      Ливий Андроник

2.      Гней Невий

3.      Квинт Энний

4.      Тит Макций Плавт

5.      Публий Теренций

V.                Период гражданских войн

1.      Претекстата. Акций

2. Тогата

     а) Титиний

     б) Атта

     в) Афраний

3. Ателлана. Помпоний и Новий

4. Сатира. Луцилий

5. Цицерон

6. Тит Лукреций Кар

7. Неотерики. Гай Валерий Катулл

VI.             Литература периода принципата

1.      Принципат

2.      Писатели эпохи принципата

3.      Публий Вергилий Марон

4.      Тибулл и Проперций

5.      Публий Овидий Назон

VII.           Историография

1.      Гай Юлий Цезарь

2.      Саллюстий

3.      Тит Ливий

VIII.        Послеклассическая литература. Ранняя  Римская империя 

(I в. н. э. — первая половина II в. н. э.)

1.      Сенека

2.      Марк Валерий Марциал

3.      Публий Корнелий Тацит

4.      Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)

IX.              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 


I. ВВЕДЕНИЕ

 

Три специфические особенности римской литературы.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и пото­му гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные па­мятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до нашей эры.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового разви­тия греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и осно­вательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, ко­торый для Греции был уже временем упадка. Это был период эл­линизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это созда­вало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализ­ма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень боль­шой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллини­стическая.

Из этих особенностей литературы — более позднего ее про­исхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно ин­тенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более дра­матических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием но­воаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и дра­матизм их содержания являются особенностью именно римской ли­тературы.

Точно так же, например, “Энеида” Вергилия, формально явля­ясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не бы­ло такого трезвого анализа действительности, как в римском нату­рализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности рим­ской литературы — натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом историче­ской жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и дра­матизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неиз­гладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

 

II. Периодизация римской литературы.

 

Так же как и греческую ли­тературу, римскую литературу необходимо делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.

1. Доклассический период уходит в глубь веков и характери­зуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, перво­начально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она раз­вивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся граждан­ских войн (вторая половина II в. — 80-е годы I в. до н. э.).

2. Классический период римской литературы — это время кри­зиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.).

3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо наме­чаются черты упадка классического периода. Этот процесс деграда­ции литературы продолжается до падения Западной Римской импе­рии в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литера­туру расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (II — V вв. н. э.).

III. Доклассический период

 

1. Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же черта­ми, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были пред­ставлены все обычные жанры устного народного творчества. К со­жалению, у нас нет почти никаких материалов, которые бы дошли из этой древности; и мы принуждены здесь ограничиваться либо ничтожнейшими и малопонятными цитатами из позднейшей рим­ской литературы, либо даже не цитатами, а только глухими упоми­наниями о них.

Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, напри­мер, с прядильным и ткацким делом, со сбором винограда, с ло­дочной греблей.

Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали боль­шой социальной значимостью. Ими пользовались не толь­ко во время пиров или отдыха от работ, но и для осмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самого полко­водца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие.

Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры   (слово неясного происхождения), нечто вроде наших импровизированных сценок.

Историк Тит Ливий (VII, 2, 4) сообщает, что в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мими­ческими плясками под аккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространением пользовались в Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший из города Ателлы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал на общественные порядки и частных лиц и дер­жался в Риме очень долго.

Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была представлена проза, считавшаяся привилегией знати и полу­чавшая фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колон­нах, а впоследствии составляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоже обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно отметить: книги глав­ных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму лето­писи, куда кратко заносились выдающиеся события данного време­ни (вроде начала и конца войны, затмения солнца и т. д.); па­мятники частного характера (похоронные речи или надписи в домах покойников); стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписи надгробные. Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном коли­честве.

2. Аппий Клавдий Слепой. Это был государственный деятель конца IV— начала III вв. до н. э.; он может считаться первым изве­стным нам римским писателем. Он реформировал ор­фографию, составил сборник поэтических сентенций, был автором юридических трактатов и написал одну военно-политическую речь (против эпирского царя Пирра), которая имела хождение еще в I в. н. э. (произнесение ее относят к 280 г.).

3. Общая характеристика литературного периода. Весь этот период отличается тем, что здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем было настолько велико, что литература Ри­ма уже оказывается без него немыслимой.

Но не следует думать, что в римской литературе все определя­лось греческим влиянием, что сама римская литература не обла­дала ровно никакой оригинальностью.

Если греческое влияние с известного момента возымело здесь
огромное значение, то это только потому, что сам Рим достаточно
созрел в социально-политическом отношение,   вероятно,  было  поверхностным  и,  главное,  совершенно   не отразилось на литературе.

Другое дело — влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., ставит в Риме драму на латинском языке. Эта драма, как и все другие произведения этой эпохи, писа­лась в подражание греческим образцам, а первые прозаики, будучи римлянами (Фабий Пиктор), даже писали по-гречески.

 

IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой

1. Ливий Андроник, грек из Тарента, прибывший в Рим в 272 г., после взятия его родного города.

Для учебных целей он переложил сатурнийским стихом “Одис­сею”. После 1-й Пунической войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и одну комедию, переделки с греческого, имевшие огромный успех. Кроме того, сохранились на­звания его трагедий: “Ахилл”, “Аякс-биченосец”, “Троянский конь”, “Эгисф”, “Гермиона”, “Андромеда”, “Даная”, “Ино”, “Те-рей”. Известно, что в 204 г. Ливий Андроник сочинил по поруче­нию властей гимн в целях предотвращения одного дурного пред­знаменования.

2. Гней Невий (ок. 270—201) был свободнорожденным уроженцем Кампании; его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после 1-й Пунической войны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческих подлинников. Сохранились такие заглавия: “Троянский конь”, “Даная”, “Гесиона”, “Выступа­ющий Гектор”, “Андромаха”, “Ифигения”, “Ликург”. Невий впер­вые вводит римскую национальную драму, претек-стату (претекста — римский сенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеется известие о драмах “Ромуле” и “Кластидии” (победа консула Клавдия Марцелла над галлами при Кластидии в 222 г.). Гораздо более Невий был популярен в комедии, в ко­торой он допускал “контаминацию” (объединение и переработку двух греческих пьес в одну) и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес). Известна, например, “Таренти-ночка” с ярким образом гетеры. Будучи либерально настроенным, он пытался подражать древнеаттической комедии и нападал на со­временников, но этот плебейский задор встретил отпор со стороны правительства и привел к изгнанию его из Рима.

Прославилось и его эпическое произведение “Пуническая война”, где рассказ шел еще об отбытии Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны в Африке, о внуке Энея Ромуле — основателе Рима и пр. Изложение, очевидно, было весьма сухое.

3. Квинт Энний (239—169 гг.), уроженец Калабрии, был привезен в 204 г. Порцием Катоном в Рим и в дальнейшем по­лучил римское гражданство и небольшой надел.

Трагедии Энния были свободной переделкой греческих образ­цов, главным образом Еврипида (“Александр”, “Андромеда”, “Эрехфей”, “Гекуба”, “Ифигения”, “Медея” и др.) и отчасти Эсхи­ла. О том, что здесь была талантливая и психологически углублен­ная трагедия, можно судить по замечательным фрагментам — из “Александра” с пророчеством Кассандры или изображения отчаяния Андромахи (“Андромаха-пленница”). Комедия едва ли в полной мере давалась Эннию. Из области национальной драмы имеется известие о его претекстате “Похищение сабинянок”.

Особенно Энний прославился своим эпосом “Анналы” (“Ле­топись”), где изображалась история Рима от начала до современ­ности. И притом в дактилических гекзаметрах, не сухо, как у Невия, но с постоянным позаимствованием у Гомера образов, разного рода выражений, эпитетов и прочих поэтических приемов. До “Энеиды” Вергилия эта “Летопись” действительно была самой популярной поэмой на на­ционально-исторические темы.

4. Тит Макций Плавт — виднейший римский комедиограф. Он родился в Умбрии (середина III в.— 184 г. до н. э.). О его жизни нет точных достоверных сведений. Авл Геллий, римский писатель II в. н. э., в своем произведении “Аттические ночи” писал, что Плавт сначала работал в театре, потом занялся торговлей, но “потерял на торговле все деньги, скопленные им во время работы в театре, вернулся бедняком в Рим и в поисках средств к существованию нанялся к мукомолу воро­чать мельничные жернова”. Может быть, эти сведения и не совсем верны, но что Плавт вращался в гуще народных масс, знал их жизнь, чувствуется во всех его комедиях.

Информация о работе Специфические особенности римской литературы