Специфические особенности римской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ

II. Периодизация римской литературы

III. Доклассический период

1. Фольклор

2. Аппий Клавдий Слепой

3. Общая характеристика литературного периода

IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой

1. Ливий Андроник

2. Гней Невий

3. Квинт Энний

4. Тит Макций Плавт

5. Публий Теренций

V. Период гражданских войн

1. Претекстата. Акций

2. Тогата

а) Титиний

б) Атта

в) Афраний

3. Ателлана. Помпоний и Новий

4. Сатира. Луцилий

5. Цицерон

6. Тит Лукреций Кар

7. Неотерики. Гай Валерий Катулл

VI. Литература периода принципата

1. Принципат

2. Писатели эпохи принципата

3. Публий Вергилий Марон

4. Тибулл и Проперций

5. Публий Овидий Назон

VII. Историография

1. Гай Юлий Цезарь

2. Саллюстий

3. Тит Ливий

VIII. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя

(I в. н. э. — первая половина II в. н. э.)

1. Сенека

2. Марк Валерий Марциал

3. Публий Корнелий Тацит

4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

рефера.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Творчество Плавта носит плебейский характер, оно тесно свя­зано с традициями народного италийского театра, с его исконны­ми, излюбленными жанрами — ателланой, фесценнинами, мимами. Недаром Гораций в “Посланиях” сравнивал некоторые персона­жи Плавта с одной из масок ателланы, с Доссеном.

Плавту приписывали около 130 комедий, но в I в. до н. э. изве­стный римский ученый и знаток литературы Варрон выделил из этого количества 21 комедию, считая их подлинно плавтовскими, и эти комедии дошли до нас. Наиболее популярны из них “Клад” (или “Горшок”), “Куркулион” (или “Проделки парасита”), “Ме-нехмы” (или “Близнецы”), “Хвастливый воин”, “Псевдол” (или “Раб-обманщик”), “Пленники” и “Амфитрион”.

Плавт прекрасно знал греческую литературу, греческую дра­матургию, и он использовал сюжеты новоаттической бытовой коме­дии, так как в условиях своего времени, когда во главе государства стоял аристократический сенат, поэт не мог давать сюжеты из италийской жизни, сатирически изображать непосредственно своих современников

Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовал и, раскрывая их, умел разрешать вопросы, интере­сующие его современников.

Герои комедий Плавта — греки, действие их развертывается в греческих городах или на побережье Малой Азии, но все же зри­тели чувствовали в этих комедиях биение римской жизни, чувство­вали созвучность поставленных в них проблем с запросами их жизни. Недаром Н. А. Добролюбов писал, что, несмотря на грече­скую обстановку, римские “зрители узнают самих себя и свои нравы”.

Романизация греческих сюжетов сказывается в том, что Плавт часто вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, рим­ской культуры, римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах, эдилах, а это должностные лица рим­ского управления, а не греческого. Говорит о сенате, куриях, — это тоже явления государственного строя Рима, а не Греции.

Комедии были очень популярны в плебейских массах, захваты­вали остроумием, динамичностью, необычайной сочностью языка.

В эпоху Возрождения Плавта начали изучать, ставить на сцене. Шекспир высоко ценил его комедии и в своей “Комедии ошибок” использовал сюжет плав-товской комедии “Менехмы” (или “Близнецы”), передав в ней радость жизни, веру в силы человека, — черты, столь характерные для мировоззрения гуманистов Ренессанса.

Мольер тоже высоко ценил комедии Плавта. Ему были созвуч­ны образы героев этого плебейского поэта, умные, энергичные лю­ди, неистощимые в своих шутках, в своей жажде жизни. Созвуч­ны были ему и сатирические тенденции творчества Плавта. Моль­ер использовал сюжеты комедий “Амфитрион” и “Клад” в своих комедиях, из которых одна так и названа, как у Плавта, — “Амфи­трион”, а другая носит название “Скупой”. Творчески используя плавтовские сюжеты, Мольер сумел передать через них обстановку своего времени — разврат придворных кругов, страсть к денежным накоплениям у французской буржуазии, которая впервые выдвига­лась на исторической арене.

5. Публий Теренций (около 195—159 гг.) много сделал для знакомства римских граждан с греческой культу­рой, Носил прозвище Афр, так как родом был из Африки, из Карфагена. По происхождению — раб, он еще в раннем возрасте попал в руки сенатора Теренция Лукана. Хозяин дал образование красивому, умному рабу, присво­ил ему свое имя и отпустил на свободу. Эти сведения сообщает нам биография, составленная Светонием и сокращенно переданная комментатором Теренция грамматиком IV в. н. э. Донатом.

Теренций создал шесть комедий, и все они дошли до нас. До­шли и краткие указания к ним, из которых мы узнаем о времени постановки комедий и их исполнении.

Первая комедия Теренция — “Андриянка” была поставлена в 166 г., вторая — “Свекровь” ставилась впервые в 165 г., но пред­ставление было сорвано, так как зрители в середине пьесы убежали смотреть кулачных бойцов и канатоходцев. Второй раз Теренций ставил комедию в 160 г., но зрители после первого акта бросились на игры гладиаторов. В том же 160 г. Теренцию все же удалось по­ставить комедию “Свекровь”.

Третья комедия Теренция — “Самоистязатель” поставлена в 163 г., четвертая — “Евнух”—в 161 г., пятая—“Формион” — тоже в 161 г.                                                       и шестая комедия — “Братья” — в 160 г.

 

У Теренция герои говорят изящным литератур­ным языком. В их речи нет грубых просторечных выражений, поч­ти нет архаизмов, но в ней нет и той сочности, которая характер­на для языка плавтовских персонажей.

В отношении композиции комедии Теренция близки к комедиям Менандра, но прологи Теренций строит лучше своего учителя: он не раскрывает в них заранее содержание пьес и благодаря этому держит зрителей в напряжении в течение всего театрального пред­ставления.

У современников Теренций пользовался меньшим успехом, чем Плавт, потому что его комедии и по вопросам, поставленным в них, и по форме были менее созвучны интересам и вкусам плебейских масс.

Теренция главным образом ценили и в кругах образованных эллинофильствующих аристократов. Но позже, во времена Рим­ской империи, комедии Теренция стали более популярны. Многие грамматики занялись изучением и толкованием их.

В средние века и в эпоху Возрождения Теренций был одним из самых популярных античных авторов. Язык его комедий считался образцом классического ла­тинского литературного языка. Теренция изучали, переводили, и недаром до нас дошло так много списков комедий Теренция, и сре­ди них древнейший список IV в. Этот список называется “Соdех Веmbinus”, по имени обладателя его, кардинала Бембо, и хранится в настоящее время в Риме, в Ватиканской библиотеке.

Высоко ценили Теренция в XVIII в. теоретики так называемой “слезливой комедии”. Они считали его своего рода зачинателем этого жанра.

С большим одобрением относился к Теренцию виднейший представитель немецкого просвещения Лессинг. Он посвятил ему ряд статей в своей знаменитой “Гамбургской драматургии”.

V. Литература периода гражданских войн.

Этот период обостреннейшей классовой и социальной борьбы, сопутствовавшей становлению Рима как мировой державы, нашел свое отражение в литературе, философии, красноречии. Так, историк Полибии считал, что есть три формы правления: монархия, аристократия и демократия, но что самой совершенной формой государственной власти является власть в Риме, где все три формы правления находятся в гармо­ническом сочетании.

1. Претекстата. В римской литературе периода граждан­ских войн сказалось стремление писателей приблизиться к изобра­жению реальной действительности, стремление отказаться от ми­фологических сюжетов. Драматург Акций (170 — около 85 г. до н. э.) ориентируется в своем творчестве только на греческих трагиков, но создает и трагедии с римскими историческими сюжетами (претекстаты); например, в трагедии “Брут” изображалось изгнание последнего римского царя Тарквиния Гордого и установление в Риме республики.

2. Тогата. В бурный век острой социальной борьбы и граж­данских войн особого развития достигла римская комедия. Они отражали интересы и чаяния плебейских масс Рима. Комедия с римским сюжетом называлась тогата, по названию национальной одежды — тоги. В отличие от нее комедия с греческим сюжетом называлась паллиата — в связи с греческим названием плаща (раllium).

В тогате римские писатели стремились изобразить римскую жизнь, изобразить самостоятельно, без ориентации на греческих комедио­графов.

Тогата была доходчива до плебейских масс не только по темати­ке, но и по своей форме: язык был прост, в нем было много погово­рок, народных пословиц, шуток, того юмора, что называется обычно “римским уксусом”.

В жанре тогаты особенно проявили себя комедиографы Титиний, Атта и Афраний. К величайшему сожалению, ни одна из их тогат не дошла полностью, да и фрагменты их очень незначительны.

а) Годы жизни Титиния не известны, но во всяком случае твор­ческая деятельность его падает главным образом на первую поло­вину I в. до н. э. Дошли названия его 15 комедий. Названия все латинские, большей частью они говорят или о происхождении ге­роев, или об их профессии, например “Квинт”, “Вар”, “Валяль­щики сукон”, “Юристка” и т. д. Дошедшие до нас 155 стихов Титиния относятся к разным комедиям. На основании этих фрагмен­тов можно сказать, что Титиний осмеивал в своих произведениях падение семейных нравов, пристрастие некоторых римлян ко всему греческому, он же, несомненно, выдвигал роль труда в жизни че­ловека.

б) Второй творец комедий тоги — Атта умер в 78 г.; год рожде­ния неизвестен. До нас дошло от его творчества лишь около 25 сти­хов. Известны заглавия 11 комедий. Судя по свидетельству грам­матика Диомеда, Атта изображал главным образом низшие слои населения, обитателей маленьких мастерских, лавчонок, посети­телей харчевен.

В тогате “Теплые воды” (от нее сохранилось два стиха) Атта осмеивал разврат римских богачей на курорте в Байах.

в) Но наибольшую известность как автор комедий тогаты заслу­жил Афраний. Его деятельность падает на вторую половину II в. до н. э. Он создал много комедий, до нас дошло 43 названия его комедий и около 430 стихов — мелких фрагментов из разных комедий. Судя по этим фрагментам, можно сказать, что Афраний осмеивал в своих произведениях порчу нравов, расточительство. Видимо, он не останавливался и перед тем, чтобы осмеять в коме­диях некоторые стороны служителей культа. Так, в комедии “Авгур” он очень язвительно говорит об одном из представителей этой духовной коллегии. Афраний стремился сделать стиль комедий изящным, и в этом ему немало помогло тщательное изучение творчества Менандра и Теренция. Его комедии были популярны и ставились еще, судя по свидетельству Светония, в I в. н. э.

3. Ателлана. В Риме издавна существовал вид фольклор­ного драматического творчества — ателлана, комедия масок. В ателланах не было определенного сюжета, он всякий раз создавался самими актерами, но в них были постоянные характерные маски, воплощавшие комплекс определенных человеческих черт.

В конце II в. до н. э. римская народная ателлана получила лите­ратурную обработку, превратилась в определенный театральный жанр и стала ставиться после трагедий в качестве заключительной веселой пьески.

Литературную обработку ателланы провели Помпоний н Новий. Они в своих ателланах осмеяли,  и невежество, и суеверия, и падение нравов. В образе Паппа сатирически изобразили честолю­бие богачей, стремящихся подкупать избирателей и пролезть в местные органы власти. Видимо, они уже критически относились к мифологическим сюжетам и образам, о чем свидетельствуют такие названия ателлан, как “Подставной Агамемнон”, “Финикиян­ки”, “Мартовские календы”, “Домашний лар” и др.

Ателланы были очень популярны среди широких народных масс, но верхушка Рима косо смотрела на них, и ученые мужи, близкие к аристократическим кругам, как, например, Цицерон и Квинтилиан, презрительно относились к этому жанру плебейской литературы.

4. Сатира. В последний век Римской республики в связи с запросами времени окончательно оформился и стал особо актуаль­ным жанр сатиры. Когда-то этот жанр был жанром фольклора, римляне называли его “сатура”.

“Сатура” представляла собой синтез нескольких форм искусства. В ней был текст шуточного или сатирического характера. Она со­провождалась музыкой и танцами. Отсюда, видно, и название этого вида фольклорного творчества “сатура” — смесь.

Луцилий. В конце II в. до н. э. “сатура” оформляется как литера­турный жанр, как сатира в нашем смысле слова. Заслуга в деле литературной обработки сатиры принадлежит поэту Луцилию (180—102 гг.). Он, правда, еще не называет свои обличительные стихи сатирами, считает их “разговорами” (“sermones”), подчер­кивая этим их диалогическую форму. Термин сатира создался уже после Луцилия, но его произведения, конечно, были сатирами. Он обличал в них честолюбие, погоню за богатством, грекоманию, раз­личные суеверия. Иногда Луцилий смело выступал с прямым обли­чением видных политических деятелей. Так, из дошедших до нас фрагментов видно, что он осмеял политических противников Сци­пиона, консула Люция Аврелия Котту, Квинта Опимия и его сына Люция, всадника Кассия.

Луцилий создал 30 книг сатир, но до нас дошли из них лишь разрозненные фрагменты. Язык сатир Луцилия, близкий к разговорному, был доходчив до широких масс.

5. Цицерон.

В обстановке социальной и политической борьбы конца II— начала I в. до н. э. значительное развитие получила проза: красно­речие, историография, мемуарная и эпистолярная литература. Особенного успеха достигло ораторское ис­кусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказа­ло влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и полити­ческих. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, при­своившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэ­та, Цицерон признает гармоническое сочетание природного даро­вания и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное пред­ставление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципи­альной и полной компромиссов, но и рисует исторические карти­ны бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Цицерон сам отмечает в своих речах “обилие мыслей и слов”, в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму.

Признавая, что “оратору следует преувеличить факт”, Цице­рон в своих речах считает закономерной амплификацию — прием преувеличения. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости.

Информация о работе Специфические особенности римской литературы