Специфические особенности римской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ

II. Периодизация римской литературы

III. Доклассический период

1. Фольклор

2. Аппий Клавдий Слепой

3. Общая характеристика литературного периода

IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой

1. Ливий Андроник

2. Гней Невий

3. Квинт Энний

4. Тит Макций Плавт

5. Публий Теренций

V. Период гражданских войн

1. Претекстата. Акций

2. Тогата

а) Титиний

б) Атта

в) Афраний

3. Ателлана. Помпоний и Новий

4. Сатира. Луцилий

5. Цицерон

6. Тит Лукреций Кар

7. Неотерики. Гай Валерий Катулл

VI. Литература периода принципата

1. Принципат

2. Писатели эпохи принципата

3. Публий Вергилий Марон

4. Тибулл и Проперций

5. Публий Овидий Назон

VII. Историография

1. Гай Юлий Цезарь

2. Саллюстий

3. Тит Ливий

VIII. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя

(I в. н. э. — первая половина II в. н. э.)

1. Сенека

2. Марк Валерий Марциал

3. Публий Корнелий Тацит

4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

рефера.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

1. Сенека является создателем нового стиля, сменившего “старинный” стиль Цицерона.

Сто­ронники “Нового” риторически-декламационный стиля гордились “веселой красотой” речи, проявляв­шейся в остроумных, коротких сентенциях, изобилии метафор, со­ставляющих “изысканное поэтическое убранство”.

Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), родился в Испании в Кордубе (Кордова). Отец его, написавший труд о римских риторах, был всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Он учился философии и стоиков Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей жизни он сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Облеченный властью, получивший звание консула, Сенека нако­пил огромное богатство.

Литературное на­следство Сенеки состоит из сочинений философского характера и поэтических произведений.

К первой группе относятся: 1) три утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному вольноотпущеннику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, со­держанием которых являются вопросы этики (“О гневе”, “О крат­ковременности жизни”, “О милосердии”, “О стойкости мудреца”, “О счастливой жизни”, “О досуге”, “О спокойствии души” и др.), “Естественнонаучные вопросы” и, наконец, сборник “Моральные письма к Луцилию”.

К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сати­ра на убитого императора Клавдия “Отыквление” и 10 трагедий: “Безумствующий Геркулес”, “Троянки”, “Финикиянки”, “Медея”, “Федра”, “Эдип”, “Агамемнон”, “Тиест”, “Геркулес на Эте” и “Октавия”.

В своих фи­лософских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической философии, ее практическую сторону. Особенный интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к достижению этого блага. Человек, по его мнению должен искать счастья не в материальных благах, а внутри себя, Поэтому Сенека превозносит простоту нравов, показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.

2. Марк Валерий Марциал (42—103 г. н. э. — приблизительно) — талантливый автор эпиграмм, родился в Испании, в городе Бильбилисе. Получив риторическое образова­ние, он приехал в 64 г. в Рим, рассчитывая сделать карьеру. Лишившись покровительства своего земляка Сенеки, присуж­денного к смерти Нероном, Марциал сделался клиентом богатых патронов. В условиях унижений, разочарований он начал свою пи­сательскую деятельность.

Основной период его деятель­ности совпадает с правлением Домициана, который твердо прово­дил режим абсолютизма, приказывал называть себя “господином”, “нашим богом”. Домициан не терпел никакой оппозиции даже в литературе, но считал себя покровителем поэтов и устраивал состя­зания в красноречии и поэзии. Ему Марциал посвящал ряд своих эпиграмм, непомерно заискивая не только перед ним, но и перед его фаворитами. Он прославлял также и последовавших за Доми­цианом императоров Нерву и Траяна.

Литературное на­следство Марциала состоит из сборника “О зрелищах”, куда входят 32 не­полных стихотворения, написанные в связи с открытием огромного амфитеатра Флавиев.

Марциал известен благодаря тем эпиграммам, которые он посвятил изображению действитель­ности, высмеивая порочные явления повседневной жизни. Эти эпиграммы составляют 12 книг. Марциал во многом следовал Катуллу, используя его размеры: ямбы, хромые ямбы и одиннадцатисложные фалекийские стихи; Марциал часто писал и традиционным элегическим дистихом.

В основе всех его эпиграмм — подлинная жизнь. В своих эпи­граммах он стремится к тому, чтобы “жизнь узнала свои нравы”. Трудное положение клиен­та, обязывающее его всюду сопровождать своего патрона, способ­ствовало выработке у Марциала наблюдательности. В его стихотво­рениях проходит целая галерея образов в обстановке действитель­ности императорского Рима. Немало эпиграмм Марциал посвятил положению клиентов — бедных людей, живущих подачками бога­тых патронов и вынужденных пресмыкаться перед ними. С боль­шой остротой подчеркивает он контраст между роскошью богачей и нищетой бедноты:

На золоченых блюдах у тебя распростерты барвены,
А на тарелке моей жалкий красуется краб.                       
Свита рабов у тебя поспорит с распутником Трои.              
Мне же помощник — рука: вот она, мой Ганимед.

3. Публий Корнелий Тацит — один из та­лантливейших историков древнего мира, родился в 55 г. в Умбрии, умер около 120 г. н. э.

Биография Тацита не сохранилась полностью. Он происходил из всаднического сословия, получил хорошее риторическое образо­вание, а женитьба на дочери знаменитого полководца видного сенатора Агриколы помогла достичь высоких государственных должностей. При императоре Траяне, вероятно в 113—116 гг., Тацит был проконсулом провинции Азии. Последние годы жизни Тацита мало известны. Из его сочинения “Об ораторах” видно, что он увлекался красноречием и, по словам его друга Плиния Младшего, был выдающимся патетическим оратором.

Тацит восхваляет честную жизнь, гражданскую доблесть и победы Агриколы в Британии.

Тацит возмущенно пишет о кровавых злодеяниях Домициана. Он скорбит о преждевременной смерти Агриколы, но в то же время признает, что он, Агрикола, ушел из жизни вовремя. В 90-х годах I в. террор при Домициане особенно усилился. За­канчивая свой труд уже при Нерве, Тацит пишет, что при Доми­циане невозможно было хвалить честных людей, теперь же, когда император Нерва впервые соединил в Риме “принципат и свободу”, граждане вздохнули полной грудью.

Весь же период принципата— от Тиберия до Домициана — Тацит называет временем рабства. Эту мысль он неуклонно раз­вивает в “Истории” и в “Анналах”.

“Германия” Тацита — неоценимый источник по истории, быту и нравам германских племен I в. н. э. Тацит подробно характеризует родо­вой строй, экономику, культуру и нравы, обычаи древних герман­цев; он не идеализирует их: пишет об их жестокости, страсти к пьянству и дракам, ведущим к убийству. Он советует римлянам хорошо изучить врага... Но в то же время Тацит указывает, что эти варвары-германцы не имеют тех губительных пороков — роскоши, продажности, жадности, разврата, рабства, которыми поражен ве­ликий императорский Рим.

“История” освещала период, хорошо знакомый Тациту как современнику, от смерти Нерона до убийства Домициана.

Сохранились первые четыре книги и часть пятой книги. В них описывается кровавая борьба за власть Гальбы, Отона, Вителлия, события из жизни Флавиев — Веспасиана и Тита, осаждавшего Иерусалим. Очень ценны сведения о восстании батавов.

“Анналы” (“Летописи”) Тацита — наиболее совершенное и зрелое его произведение. Он пишет историю Юлиев — Клавдиев (14—68 гг. н. э.), т. е. о периоде, предшествовавшем материалу “Историй”. Первые шесть книг “Анналов” посвящены правлению жестокого Тиберия. В книгах 13—16 красочно повествуется о Не­роне, его преступлениях, о пожаре Рима.

Тацит в начале “Анналов” обещал современникам писать “без гнева и пристрастия”. Он, несомненно, во многом этого добился, хотя сам принадлежал к сугубо партийной аристократической оп­позиции — Домициану и тирании его предшественников. Идеа­лы Тацит находил в прошлом, в гражданской доблести времен республики. Он дал яркую картину кровавой истории импе­раторского Рима, полную и глубоких рассуждений, но обширные провинции империи его не интересовали. Это не могло не сказать­ся на известной ограниченности кругозора Тацита как историка.

Тацит является выдающимся писателем, обладающим боль­шими художественными достоинствами стиля. У него сжатый вы­разительный язык, умение создавать яркие, запоминающиеся обра­зы. Тацит обладал редким даром истинно драматического рассказа. Уже у современников Тацит пользовался полным признанием; его ценили преимущественно со стороны литературных достоинств французские классицисты XVII в., он вызывает большой интерес в XVIII в.; этот интерес к нему как к выдающемуся историку и писателю еще более углубляется в XIX в.

Французский поэт (XVIII в.) Мари-Жозеф Шенье писал: “Имя Тацита заставляет бледнеть тиранов”.

4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)

Во II в. н. э. Римская империя до­стигла наивысшего развития. Она занимала почти всю территорию известного в то время мира: под именем “imperium romanum” мыс­лился весь мир (“orbis terrarum”).

Этот период характеризуется ростом городов, развитием путей сообщения и распространением римской культуры по всей территории империи, среди всех народов провинций. Но со II в. н. э. усиливаются и те социально-экономические противоречия, которые приве­ли впоследствии античный мир к кризису и краху.

Со второй половины II в. н. э. в римской литературе чувствуется упадок. Поэты стремятся воскресить старые жанры, в области лексики они обращаются к словарному богатству Катона, Энния, Плавта, любят блеснуть вычурностью формы, ритма стихов. Некоторые из писателей-архаистов, будучи не в состоянии дать творчески самостоятельные произведения, при­бегают к собиранию различных выписок из греческих и римских писателей. Так, например, Авл Геллий (около 130—180 гг.) оставил нам такой труд под названием “Аттические ночи”. Начал он работать над ним в Аттике, в Афинах, отсюда и название “Аттические ночи”. В этом произведении, состоящем из 20 книг, до нас не дошла лишь восьмая книга. Авл Геллий собрал массу цитат или сокращенно переданных отрывков из книг разных гре­ческих и римских писателей. Его больше всего интересуют филоло­гические и историко-литературные вопросы, поэтому он занимает­ся критикой текста писателей, сопоставлением греческой и рим­ской лексики, выписывает редкие грамматические обороты. Всего в “Аттических ночах” Авла Геллия собраны цитаты, отрывки при­близительно из 250 авторов.

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всей истории античной литературы, можно сказать следующее.

Первое, что бросается в глаза при чте­нии памятников античной литературы, — это огромная склонность античных писателей изображать главным образом внешний, пред­метный мир, по сравнению с чем мир субъективных переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и мно­гих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко отличается как от средневековой литературы, в основе которой лежит духовное, спиритуалистическое понимание мира, так и от литературы XVIII и XIX вв., преимущественно посвященной анализу психических переживаний человека.

В то же время эта духовная огра­ниченность античной литературы имела свое огромное преимуще­ство. Отвлекаясь от углубления в субъективную психологию, античная литература обращала пристальное внимание на матери­альный и телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде.

Доклассический и послеклассический периоды античной литерату­ры уже не обладают этим стилем и этой идеологией в такой степе­ни, как классический. Доклассический период характеризуется чертами дисгармонии и образами, свойственными первобытной мифологии. Послеклассический период, или эллинизм, является по преимуществу разложением классики. В нем нет классической простоты, строгости и нет ее принципиальной идейности. Здесь очень много сложностей и психологизма.

Античная ли­тература никогда не умирала окончательно. Даже в средние века, т. е. в эпоху совершенно иной общественно-экономической форма­ции (феодализм) и религии абсолютного духа (в противополож­ность земной античности), мы везде встречаем то там, то здесь античные реминисценции. Почти в самом начале средневековья Карл Великий (VIII в.) в своей столице Аахене основывает Ака­демию, сзывая для нее ученых из разных стран, здесь культивиру­ется античная литература и пишутся подражания древним поэтам.

В X в. саксонская монахиня Гросвита пишет на латинском языке комедии, хотя и с христианской тематикой, но с использованием стиля Теренция.

В XII в. основывается Парижский университет, где преподавалось отнюдь не только богословие, здесь изучались латинские авторы — Вергилий, Овидий, Гораций, Цицерон. В XI—XII вв. в Провансе, на юге Франции, где и вообще сохранялись в известной мере остатки древнеримской культуры, певцы любви и страсти, так называемые трубадуры, использовали любовную лирику Овидия.

В течение всех средних веков латинский язык был официаль­ным языком литературы, философии, историографии, законодатель­ства, школы и церкви. В результате этого Европа нового времени познакомилась с античностью по преимуществу в ее римском обличье.

Античность является для людей Ренессанса идеалом полной свободы тела и ду­ха, знаменуя собой бурный рост индивидуализма молодой буржуа­зии с ее вполне светской культурой. Первые шаги Ренессанса пол­ны буйной жажды все понять, все охватить, приобщиться к зем­ной мудрости античного мира.

Таким образом, римская литература — это органическое соединение универсализма и индиви­дуализма, когда грандиозность, возвышенность, чувство достоин­ства, риторика и динамика изображения соединились с беспощад­ной трезвостью оценок, практически деловым и прозаическим подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом. Все это делало римлян людьми гораздо более трезвыми и деловыми, чем были греки, и все это лишало их литературную практику грече­ской фантастичности, склонности к философии, углублению в бес­конечные проблемы духа. Однако это не было у них каким-то па­дением античной культуры. Наоборот, фантастическая мифология, углубление в изощренную поэтическую практику и упоение философско-теоретической мыслью — все это было для них уже прой­денным этапом, и их оригинальность заключалась именно в посто­янном стремлении создавать грандиозные формы в литературе и жизни, для которых эллинизм был только слабым началом.

Последние века античного мира являются глубоким и органи­ческим смешением исконно греческих и исконно римских элемен­тов, где римская духовная культура действовала нисколько не меньше, чем культура греческая.

Информация о работе Специфические особенности римской литературы