Специфические особенности римской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ

II. Периодизация римской литературы

III. Доклассический период

1. Фольклор

2. Аппий Клавдий Слепой

3. Общая характеристика литературного периода

IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой

1. Ливий Андроник

2. Гней Невий

3. Квинт Энний

4. Тит Макций Плавт

5. Публий Теренций

V. Период гражданских войн

1. Претекстата. Акций

2. Тогата

а) Титиний

б) Атта

в) Афраний

3. Ателлана. Помпоний и Новий

4. Сатира. Луцилий

5. Цицерон

6. Тит Лукреций Кар

7. Неотерики. Гай Валерий Катулл

VI. Литература периода принципата

1. Принципат

2. Писатели эпохи принципата

3. Публий Вергилий Марон

4. Тибулл и Проперций

5. Публий Овидий Назон

VII. Историография

1. Гай Юлий Цезарь

2. Саллюстий

3. Тит Ливий

VIII. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя

(I в. н. э. — первая половина II в. н. э.)

1. Сенека

2. Марк Валерий Марциал

3. Публий Корнелий Тацит

4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

рефера.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Применение этих приемов в соответствии с содержанием ре­чей создает особый ораторский стиль. Живость его речи приобрета­ется благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов.

В теоретических трудах о красноре­чии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трак­таты “Об ораторе” (55 г.), “Брут” (46 г.) и “Оратор” (46 г.).

Произведение “Об ораторе” в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — Лицинием Крассом и Марком Антонием, представите­лями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносто­ронне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит по­литического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержа­ния речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмич­ности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате “Брут”, посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавли­ваясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинения раскрывается в другом его наименовании — “О знаменитых ораторах”. Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрож­дения. Цель его — доказать превосходство римских ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия, — эта простота должна быть дополнена возвышен­ностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским ора­тором.

Наконец, в трактате “Оратор” Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяще­ством и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвы­шенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках чле­нов периода.

Дошедшие до нас письма Цицерона относятся к послед­ним 25 годам его жизни. Хотя полностью вся переписка не сохра­нилась, но она дает богатый исторический материал жизни конца республики, знакомит с видными политическими деятелями этого времени.

Письма Цицерона изучались еще в древнем Риме и положили начало эпистолографии. Им следовал Плиний Младший.

В средние века, а особенно в эпоху Возрождения, интересова­лись риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

6. Тит Лукреций Кар жил в первой половине I в. до н. э. Рим мучительно и драматически переходил от республиканского строя, перестававшего удовлетворять нужды растущих завоеваний, к им­перии, которая, однако, была еще не в силах разрушить старую республику и проявлялась пока только в виде взаимной борьбы крупных честолюбцев, претендовавших на единоличную власть.

Тит Лукреций Кар, “свежий, смелый поэтический властитель мира”, был самым крупным из тех поэтов-мыслителей, которые надеялись ликвидировать гражданскую смуту в Риме путем про­поведи материализма и вообще просветительных идей. Надежды Лукреция оказались иллюзиями; но им было создано такое заме­чательное поэтическое произведение, которое затмило собой не только многие гениальные произведения римской литературы, но значение которого вышло далеко за пределы самого Рима и в тече­ние многих веков, вплоть до настоящего времени, осталось неувя­даемым произведением античной поэзии и философии. Общий характер поэмы Лукреция. Лукреций написал поэму из шести книг под названием “О природе вещей” (или, может быть, просто “О природе”, каковое наименование носили и много­численные поэмы греческой натурфилософии). Поэма эта напи­сана дактилическим гекзаметром — тоже по аналогии с греческими дидактическими поэмами. По-видимому, Лукреций не привел ее в окончательный вид, потому что много шероховатостей чувствует­ся и в середине поэмы, и самый конец отсутствует.

Формально поэма Лукреция представляет собой, как это неод­нократно признает и сам Лукреций, стихотворное изложение фи­лософии Эпикура, жившего в Греции еще на рубеже IV—III вв. до н. э. К этому можно присоединить также и зависимость Лукре­ция от более ранних натурфилософов Греции. По существу же использование греческих натурфилософов меркнет у Лукреция перед силой его собственного поэтического дарования.

Сам Лукреций, правда, оценивает этот свой художественный стиль довольно скромно, думая, что пользуется им только для подслащивания своей речи, чтобы проводимое им трудное фило­софское учение оказалось доступным большему количеству чита­телей.

Обычно язык Лукреция трактуется как архаический. Действительно, он пересыпан архаизмами, осо­бенно в области морфологии. Однако необходимо сказать, что Лук­реций отнюдь не пренебрегает также и неологизмами, стремится к использованию народных слов и выражений, часто пользуется язы­ком повседневной разговорной речи, пускает в ход пословицы и поговорки. Лукреций допускает массу таких слов и выражений, которые свой­ственны только ему одному.

В области языка здесь перед нами огромная пестрота и цветистость, соответствующие всякому послеклассическому стилю. Иначе и не могло быть в этот хаотический период перехода в Риме от мировой республики к мировой империи.

7. Неотерики. В эпоху кризиса республики, в эпоху гражданских войн, к середине I в. до н. э. все сильнее ощущалась обреченность республиканских принципов, все деспотичнее проявляли себя воен­ные диктаторы, особенно Юлий Цезарь. В связи с этим некоторые идейные сторонники республики уходили от прямой политической борьбы, замыкались в сфере личных интересов, искали утешения в искусстве, оторванном от живой жизни. В этих социальных груп­пах и создалось своеобразное литературное направление. Поэтов этого направления Цицерон назвал “новыми” (по-гречески неотерики”).

Эти поэты чувствовали созвучность своих идейных принципов с принципами александрийской поэзии, поэтому они и ориентиро­вались на нее. Они культивировали, как и эллинистические поэты, принципы искусства для искусства, изображение тончайших интимных переживаний человека, тщательную обработку литератур­ной формы, языка, метрики. Неотерики много сделали для разви­тия латинского литературного языка, они ввели много новых стихотворных ритмов. Они пропагандировали такие лирические жанры, как эпиллии с мифологическим сюжетом, элегии и эпи­граммы.

Наиболее видными представителями этой школы были Валерий Катон (ее глава), Лициний Кальв и Гай Валерий Катулл. В ос­новном дошли до нас лишь стихи Катулла, самого талантливого из неотериков, но не самого характерного для этого направления. По­тому что, к чести этого поэта, надо сказать, он был менее других оторван от жизни, а, наоборот, в некоторых своих стихах резко вы­ступал против тех или иных социальных явлений своего времени.

Гай Валерий Катулл (87 г. — около 54 г. до н. э.) был ро­дом из Северной Италии; он родился в Вероне, в семье довольно со­стоятельного землевладельца. Чтобы составить себе карьеру, что­бы обрести свой жизненный путь, юноша Катулл, как и многие молодые люди провинций, отправился в Рим. Но политической карьеры Катулл себе не создал, зато в области литературы он скоро стал известным поэтом, играя важную роль в кружке неотериков. Он писал “ученые” эпиллии с мифологическими сюжетами, на­пример “Коса Береники”, который был, в сущности говоря, стили­зованным переводом эпиллия александрийского поэта Каллимаха. К эпиллиям же Катулла надо отнести его произведения “Аттис” и “Свадьба Пелея и Фетиды”.

Его эпиграммы лапидарны по стилю, структура и язык их просты, в них много простонародных слов и даже грубо-ругатель­ных выражений.

Катулл любит употреблять уменьшительные слова, что было характерно и для фольклорной поэзии. В любовных стихотворениях уменьшительными существительными и прилагательными выража­ются нежные чувства поэта. Так, в брачном гимне он говорит о “прекрасных ножках” новобрачной, о ее нежных ручках, “о цветущеньком ротике”, он называет ее “девчоночкой”.

Уменьшительные существительные употребляет Катулл и в эмиграммах, но тут они служат для выражения насмешки или пре­зрения.

Катулл был новатором и большим мастером в области ритма. Он пишет свои стихи и одиннадцатисложником, и элегическим ди­стихом, и ямбическим триметром, и холиямбами, и сапфическим размером. Катулл оформил в римской поэзии эпиграмму как жанр.

VI. Литература периода принципата  

1. Принципат. В течение целого столетия история Рима была запол­нена сплошной гражданской смутой. Случилось то, что гораздо раньше и в меньших размерах происходило в Греции. Принципат (рrinceps — первый) был есте­ственной формой власти и означал уже переход от республики к империи. Обезземеленное, безработное свободное население шло теперь в армию какого-либо вождя. Аристократия и финансово-административное сословие всадников пошло теперь на службу принцепсу и превратилось в его чиновный аппарат, а всякая оп­позиция со стороны республиканских остатков, как аристократических, так и демократических, подавлялась огнем и железом.

Так возникла Римская империя — принципат, который на пер­вых порах возглавил Октавиан Август, сумевший к 30 г. до н. э. побороть всех своих противников, менее удачных военных вождей. В короткое время Август захватил все главнейшие руководящие посты прежнего республиканского государства, оставляя, таким об­разом, видимость республики, на самом же деле становясь едино­личным владыкой.

2. Писатели эпохи принципата. Весьма внушительным в римской литературе периода ее клас­сики было то официальное направление, в центре которого был кружок Гая Цильния Мецената, куда входили Варий Руф, Верги­лий и другие поэты. Самым крупным поэтом здесь был Вергилий, завоевавший своими произведениями мировую известность. Среди тех, кто старался забыть свое республиканское прошлое, были та­лантливейшие восхвалители нового режима. Здесь “блестит” имя знаменитого Горация, который, впрочем, тоже входил в кружок Мецената, но отличался добродушным свободомыслием, безопас­ным для политики Августа.

Следует отметить другой литературный кружок — Корвина Массалы, куда входили Овидий, Тибулл, Проперций и др. Овидию, как и Вергилию, тоже предстояла мировая слава в веках.

Этот краткий список главнейших писателей эпохи Августа должен быть дополнен еще двумя именами. Огромной славой пользовался историк Тит Ливий, тоже примыкавший к официаль­ному направлению своим изложением героической истории рим­ского народа в том возвышенном духе, в котором хотел ее рестав­рировать Август. Азиний Поллион, наоборот, примыкал к легаль­ной оппозиции и славился как оратор, драматург и историк.

3. Публий Вергилий Марон родился в 70 г. до н. э. в Северной Италии, в деревне Анды, около Мантуи. Обра­зование получил в Кремоне и в Риме. Однако уже в 42 г. он вер­нулся домой, так как не был расположен к городской жизни, а любил простую жизнь в глухой провинции. В 41—40 гг. его име­ние было конфисковано цезарианцами.

Мировую славу доставило Вергилию его большое произведение — героическая поэма “Энеида”. В “Энеиде” Вергилий изображает прибытие Энея со своими спут­никами после падения Трои в Италию для последующего за этим основания римского государства. Вся эта мифология, однако, не дана в “Энеиде” полностью, так как основание Рима отнесено к бу­дущему и о нем даются только пророчества. Созданные Вергилием двенадцать песен поэмы носят следы неполной доработки (так, например, некоторые стихотворные строки остались недоконченными). Имеется целый ряд противоречий и по содержанию. Вергилий не хотел в таком виде издавать свою поэму и перед смертью велел ее сжечь. Но по распоряжению Авгу­ста, инициатора этой поэмы, она все же была издана после смерти ее автора.

4. Тибулл  и  Проперций.

Талантливым римским поэтом-элегиком I в. до н. э. был Тибулл. Он родился в богатой семье всадника около 55 г. до н. э., а умер в 19 г., в один год с Вергилием.

Поэт входил в литературный кружок Корвина Мессалы, а не в кружок Мецената, пропагандирующего идеологию нового режима, режима принципата. Кружок Корвина Мессалы в противополож­ность кружку Мецената не преклонялся перед цезаризмом и на­оборот, даже выражал скрытую оппозицию ему.

До нас дошел сборник, в котором содержались стихи нескольких поэтов. Две первые книги этого сборника, кроме того, еще одна эле­гия и одна эпиграмма принадлежат Тибуллу.

Тибулл мечтает о мирной жизни на лоне природы, о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной Делией. Вторая книга элегий Тибулла была написана в период между 25 и 19 гг. В этой книге шесть элегий. В трех из них поэт говорит о своей любви к какой-то женщине, которую он называет Немезидой, связывая, видимо, это имя с именем богини мщения, Немези­ды. Он с болью в сердце пишет о том, что его возлюбленная тре­бует денег, одни стихи ей не нужны. У кого есть деньги, тому доступна любовь, — для него не страшна стража у ворот дома воз­любленной, перед ним даже собака и та молчит. Поэт покорно говорит Немезиде, что готов ради нее бороздить поля, даже носить кандалы, терпеть побои, только бы знать, что он любим ею.

Эти элегии трогают силой чувства, выра­женного в них, искренностью любовных переживаний и связан­ных с ними страданий.

Тибулл, несомненно, талантливый римский лирик. Его элегии трогают своей искренностью чувства и нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, умеет нарисовать кар­тины природы, показать жизнь простого человека.

Информация о работе Специфические особенности римской литературы