Становление Т.Драйзера как писателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Интерес к творчеству Теодора Драйзера не ослабевает с годами, потому что его персонажи вызывают живой интерес и сочувствие. Его называют великим мастером американской реалистичной литературы. Творческое наследие американского писателя-реалиста Теодора Драйзера (1871 -1945) наследие поражает своей обширностью и разнообразием. В нашей стране он более известен как автор восьми романов. Вряд ли найдется читатель, который никогда не читал или вообще не слышал о них.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………2
2. Часть I: Становление Т.Драйзера как писателя…………………4
3. Часть II: Эволюция образа главной героини в романе «Сестра Керри»……………………………………………………………..20
4. Заключение….……………………………………………………..30
5. Список использованной литературы…..…………………………35

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………2
  2. Часть I: Становление Т.Драйзера как писателя…………………4
  3. Часть II: Эволюция образа главной героини в романе «Сестра Керри»……………………………………………………………..20
  4. Заключение….……………………………………………………..30
  5. Список использованной литературы…..…………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерес к творчеству Теодора  Драйзера не ослабевает с годами, потому что его персонажи вызывают живой  интерес и сочувствие. Его называют великим мастером американской реалистичной литературы. Творческое наследие американского писателя-реалиста Теодора Драйзера (1871 -1945) наследие поражает своей обширностью и разнообразием. В нашей стране он более известен как автор восьми романов. Вряд ли найдется читатель, который никогда не читал или вообще не слышал о них. Это - «Сестра Керри» (1900), «Дженни Герхардт» (1911), «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925), «Оплот» (1946, издан посмертно), «Стоик» (1947, издан посмертно). В произведениях Теодора Драйзера получили развитие многие лучшие традиции американской литературы девятнадцатого века - традиции романтиков Фенимора Купера, Натаниеля Хоторна, Германа Мелвилла, борцов за освобождение негров Дэвида Торо и Гэрриет Бичер-Стоу. Так пишет о роли Драйзера в Американской литературе известный критик и литератор Я. Засурский (1984). Острое неприятие мира бизнеса роднит Драйзера с Купером, с которым его также объединяет обстоятельная неторопливая манера повествования. Драйзер резко выступает против пуританства и ханжества, против стяжательства, практицизма и себялюбия, словом, тех черт американцев, которые сформировали ту Америку, которую мы видим сейчас. Особенно близкими оказался ему непримиримый борец против рабства Генри Дэвид Торо. Страстный пафос обличения социальной несправедливости, разделения мира на бедных и богатых сближает Драйзера с аболиционистами. В разгар своей антифашистской публицистической деятельности в тридцатые годы Драйзер даже выпустил книгу избранных произведений этого автора и философа «Живые мысли Торо», которой написал теплое проникновенное предисловие. Драйзер известен нам, прежде всего как острый критик своего века, продолжив также традиции, заложенные Марком Твеном и Уолтом Уитменом.

По мнению многих исследователей, развитие американской литературы в XIX веке не отличалось бурным развитием, её скорее можно считать его замедленным, неторопливым. Оно не поспевало за развитием страны. Однако творчество Драйзера внесло свою лепту в этот процесс. Драйзер внес в американскую литературу живое дыхание жизни, свое видение и оценку происходящего в американском обществе. Именно эту черту отметил Синклер Льюис, сказав про Драйзера, что он «буквально ворвался в спертую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уолта Уитмена внес в наш пуританский обиход струю свежего воздуха»1.

Своим творчеством Драйзер  проложил дорогу следующему поколению  американских писателей. Во многом мы обязаны Драйзеру за то, что мы узнали не только Синклера Льюиса, но и Шервуда  Андерсена, Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя.

  Однако в этой своей работе я хотела бы привлечь внимание к одному из первых крупных романов Т.Драйзера «Сестра Керри», а точнее к образу главной героини. Я представлю вашему вниманию эволюцию образа Каролины Мибер на протяжении всего романа. В этом и заключается цель данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

Часть I: Становление Драйзера как писателя

           Литературная карьера Т.Драйзера началась в 1892-1894 годах когда он решает стать репортёром. Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ - очерк «Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). Надо сказать, что писатель прошел потрясающую журналистскую школу, прежде чем начать писать романы - он переезжал из города в город: Чикаго, Сент-Луис,Толедо, Кливленд, Буффало, Питтсбург, Нью-Йорк... и видел жизнь во всей ее социальной раздробленности.2

Однако, мы знаем, что Драйзер писал не только романы, но и стихи, пьесы, статьи, очерки, эссе, рассказы, повести, репортажи, рецензии и критические заметки. К сожалению, его сочинения многочисленны и неравноценны, и как поэт и драматург Драйзер не оставил следа в литературе. К его рассказам лишь обращаются биографы и историки литературы. Но его романы продолжают жить и вызывают неизменный интерес у все новых поколений читателей. Они изданы по всему свету миллионными тиражами, переведены на многие языки мира, умножая ряды читателей и почитателей творчества Драйзера. Многие из них были экранизированы, получив, таким образом вторую жизнь.  
Драйзер не просто хороший писатель, владеющий словом, он к тому же глубокий психолог. Вероятно, это сделало его романы особенно привлекательными для русского читателя, воспитанного на богатых традициях русской литературы, которую отличает именно психология отношений между людьми во всем их проявлении от низменных проявлений до самых высот человеческого духа. Известный американский критик и публицист Г. Менкен ценил творчество Теодора Драйзера и написал следующие строки после его смерти в 1945 г.: «Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина».  Если попытаться выразить одним словом наше представление о Драйзере-художнике, то, пожалуй, трудно подобрать что-нибудь более удачное, чем название одного из его романов – «Титан». Такое удачное сравнение приводит критик Ю. Ковалев в своем очерке о творчестве Драйзера.3 Тем не менее, не такими были сравнения в американской литературной критике при жизни писателя. Каждый новый роман Драйзера вызывал целую бурю и слишком мощный общественный резонанс в Америке, ибо он был слишком значительным явлением, чтобы можно было обойти его вниманием. Поэтому Драйзер никогда не мог пожаловаться на недостаток интереса со стороны критиков. Но интерес этот, как правило, был недружелюбным. Это было вызвано тем, что писатель не соблюдал общепринятые «нормы» литературного творчества, типичные и понятные для Америки. Он писал о запретных и закрытых для общественного мнения темах с такой реалистичной откровенностью, что приводил в ужас благопристойных критиков. Драйзер разрушал образ благополучного буржуазного общества, он вскрывал истинное содержание нравственных ценностей, аксиоматически принятых в буржуазном обществе. От его суждений и оценок почтенная публика приходила в состояние шока. Драйзер не щадил никого и ничего. Он утверждал, что в этом виновата прежде всего социальная система. Более того, такое понимание общественного устройства логично привело его в ряды Коммунистической партии США - шаг, которого и сегодня американская критика не может ему простить. 4

Драйзер прожил долгую жизнь (1871- 1945), которая полностью была посвящена литературному творчеству. Вначале романы Драйзера подвергались уничтожающей критике, исходя преимущественно из соображений морального порядка. Драйзеру не могли простить вторжения в запретные области, жестокого разоблачения фальши, лицемерия, ханжества нравственных устоев буржуазного общества. Критики взяли под обстрел идеологические аспекты творчества писателя, его социальные теории и политические симпатии. Особое неудовольствие со стороны буржуазной критики вызывала деятельность писателя в поддержку американского рабочего класса, в защиту Советской России, его непримиримые выступления против фашизма (европейского и американского).

Но после смерти Драйзера всем стало очевидно, что творчество Драйзера представляет собой огромной важности явление в истории американской культуры XX столетия. Сила Драйзера, его  гениальность - в способности пронзительного видения жизни, в умении обнаружить, осмыслить и воспроизвести в  художественных образах огромной обобщающей силы новые, важные пласты национальной действительности. Он обладал даром  анализа и предвидения. Образы, созданные  им, и обстоятельства, их окружающие, не просто типичны. Они концентрируют  в себе такие черты общественного  бытия Америки, которые еще не были доминирующими, но должны были стать  таковыми спустя некоторое время. Именно эта способность делала Драйзера лидером литературного развития Соединенных Штатов начала XX столетия. Сегодня изучение Драйзера в США идет в основном по двум направлениям - биографическому и эстетическому. Можно назвать два-три удачных исследования, подобных монографии Фрэнсиса Матиссена, и это все. Биографы, как правило, собирают мелкие подробности жизни Драйзера, сведения о его друзьях, родственниках, о состоянии его финансовых дел, о его женах и любовницах, о разного рода ссорах и спорах, в которые он оказывался втянут. В этих биографиях, включающих описание его быта, как справедливо заметил старейшина американских критиков Малькольм Каули, нет главного - самого Драйзера. Они нисколько не помогают нам понять «феномен Драйзера». Красноречивым образцом такого рода биографий можно счесть сочинение У. Сванберга, вышедшее в 1965 г. Критики «эстетического» направления сосредоточили свои усилия на «антилитературности» творчества Драйзера, на установлении погрешностей в языке его сочинений, их стиле, на громоздкости сюжетов, неразработанности характеров. Драйзера обвиняли в недостатке вкуса, что стиль его сочинений лишен изящества и отшлифованности, что ему не хватает образованности, что во многих случаях поступки его героев недостаточно мотивированы, в некоторых своих понятиях и суждениях Драйзер примитивен. Они полностью отрицали писательский талант Драйзера, при этом ссылаясь на слова самого Драйзера, который заметил как-то, что недоволен своими книгами и что все их, в сущности, следовало бы переписать. Как бы там ни было, находились и другие критики, которые ценили творчество Драйзера. Они приводили свои аргументы, главный из которых был такой: Драйзер - один из самых читаемых американских авторов XX столетия. Драйзер заложил фундамент национальной литературы и определил ее направление на многие десятилетия вперед. Гений Драйзера признан всеми выдающимися писателями XX века. К тому же гений Драйзера типичен для Америки. Он настолько необычен и оригинален, что его надо открывать так же, как в свое время иммигранты открывали Америку. Люди со всего света приехали со своими традициями, нравами, обычаями, языком и культурой. Им предстояло не только знакомиться и узнавать друг друга, но и постигать тайны Америки и ее коренных жителей- индейцев. Этим объясняется сложность и замедленность становления американской литературы, которая напрямую зависела от процесса становления нации и ее самосознания, от того, как шел процесс формирования нового самостоятельного государства - Соединенные Штаты, Америки как единого комплекса естественно-географических, этнологических, социально-исторических, политических и нравственно-психологических сфер, образующих само понятие «Америка».  
Особенностью раннего этапа своего существования американская литература пережила период «нативизма» - культурного и литературного движения, фокус которого концентрировался на художественно-философском освоении Америки, ее природы, истории, общественных и политических институтов, нравов и обычаев. Великими «нативистами» были Ирвинг и Купер, Готорн и Мелвилл, Брет Гарт и Твен и многие другие гении XIX столетия. Им также пришлось находить и открывать «свою» Америку, о которой они рассказывали в своих произведениях, и которая становилась частью, аспектом, элементом национальной жизни, национального сознания. После Гражданской войны, во второй половине XIX века стало, ускорились темпы развития экономической, социальной, политической жизни страны, и Америка изменилась до неузнаваемости. К концу столетия она превратилась в страну концентрированного производства и капитала, в страну банков и монополий, трестов и картелей. Общество разделилось на бедных и богатых. Появился многомиллионный пролетариат, и безработица стала национальным бедствием. Американский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Предстояло открывать «новую» Америку, что было непросто. Для этого требовался особый дар, с помощью которого можно было уловить характер перемен, оценить их важность, выделить ее типичные черты. Но умение представить всю картину в целом и передать ее в красках, сохранив дыхание, ритм, напористое движение вперед и сделать это достоверным в рамках художественного произведения. Такая задача оказалась под силу только Теодору Драйзеру. В этом, собственно, и состоял его гений. Его многолетний опыт редакторской работы помог ему сохранить биение жизни. Она не была стилизованной живой гамме, порой изящной и нежной, порой грубой и чувственной. Она была написана грубыми мазками, которые сопровождались тонкими философскими рассуждениями. Картина жизни была разной, но всегда правдивой. Она была описана грубо, неизящно, порой небрежно, но все равно это была жизнь. К этому стремился сам Драйзер , и он откровенно сказал об этом : «Это книга, близкая к жизни. Она создана не как пример литературного мастерства, а как картина общественных условий, обрисованная так просто и сильно, как позволяет английский язык... Когда она попадет к народу, он поймет, потому что это рассказ о действительной жизни, об их жизни». Такую оценку он дал своей книге «Сестра Керри». Он сделал далеко не все, что мог бы, но он проложил новый путь в литературе. Мы можем смело утверждать, что американский реализм XX столетия начинается именно с Драйзера. Уже в годы первой мировой войны многие американские писатели признали в нем патриарха и первопроходца. 
            Пророческими оказались слова Шервуда Андерсена, который писал о Драйзере: «Теодор Драйзер стар - он очень, очень стар. Я не знаю, сколько лет он прожил, может быть, тридцать, а может быть, пятьдесят, но он очень стар... . Когда Драйзер уйдет, мы будем писать книги, много книг. В книгах, которые мы напишем, будут присутствовать все те качества, которых недоставало Драйзеру. У нас будет чувство юмора, а ведь всем известно, что у Драйзера нет чувства юмора. Более того, у нас будет изящество, легкость мазка, мечты о красоте, прорывающейся сквозь оболочку жизни. Да, у тех, кто пойдет за Драйзером, будет многое такое, чего у него не было. Чудо и красота Драйзера в том, что все это у нас будет благодаря ему... Тяжелы ноги Теодора. Как легко разнести его книги «в пух и прах», посмеяться над ним. Но... топ, топ, топ - это шагает Драйзер, грузный и старый. Ноги Драйзера прокладывают нам путь, грубые, тяжелые ноги. Они шагают через пустыню, прокладывая тропу. Со временем тропа превратится в проспект с арками над головой и изящными шпилями, пронзающими небо. И дети будут бегать по этой улице, крича друг другу: «Посмотри на меня!», позабывши о ногах Теодора. Людям, которые пойдут за Драйзером, предстоит сделать многое. Их путь будет долог. Но, благодаря Драйзеру, нам в Америке не придется прокладывать дорогу через пустыню. Это сделал Драйзер»6.

Обычно библиография работ  Драйзера начинается с его романа «Сестра Керри» (1900). Этим произведением Драйзер продолжал реалистические традиции писателей Америки конца XIX века (Ф. Норрис, С. Крейн), но уже в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как "безнравственное" произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман – «Дженни Герхардт», в котором развивает мотивы «Сестры Керри». Американская пресса обошла выход романа молчанием.

Романом «Финансист» (1912) Драйзер начал свою монументальную «Трилогию желания». В её основу положена история жизни миллионера      Ч. Йеркса. Герой «Трилогии» (второй том – «Титан» 1914г.; к третьему тому – «Стоик» - Драйзер приступил в январе 1929 года) - Фрэнк Каупервуд; Драйзер показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Каупервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе «Титан» Драйзер развёртывает жизнь Каупервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.

«Трилогия желания» - значительнейшее произведение американской и европейской литературы XX века. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Драйзер быт и нравы финансовой среды.

Нападки консервативной критики  особенно усилились после публикации в 1916 году романа «Гений», который Драйзер считает своим лучшим произведением. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение романа, и лишь позднее этот запрет был снят. Тема романа - власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования которого сводится только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности.

В своём романе "Американская трагедия" (1925) Драйзер выводит  среднего американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом  стуле, - его социальная неприспособленность  к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в  буржуазные круги. Грифитс - жертва американского  псевдо-демократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу после выхода он получил хорошие отзывы критики.

Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его  искусство - это искусство точного  до скрупулезности изображения, искусство  фактов и вещей. Драйзер передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т.д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзер в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

Драйзер во всех своих произведениях  тяготеет к социальным темам, что  не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует  у Драйзера её углубление.

Как упоминалось выше, Т.Драйзер  принадлежал к течению реализма, или американского натурализма. В его творчестве наиболее полно  проявилось как своеобразие натурализма  в США, так и эволюция натуралистической  прозы от XIX к XX веку.

Самый молодой из всех американских натуралистов (не считая, конечно, Дж. Лондона), Драйзер пришёл в литературу, когда  уже были опубликованы наиболее значительные натуралистические произведения: книга  рассказов Х. Гарленда «Главные проезжие дороги» (1891), «Мэгги, девушка улиц» (1893), «Алый знак доблести» (1895),  и «Шлюпка» (1899)  С. Крейна, «Мактиг» Ф. Норриса (1899). Т.Драйзер характерным образом развил основные принципы их творчества.

Во всех его романах  присутствует идея «местного колорита», или «веритизма», изложенная Х. Гарлендом  в сборнике эссе «Крушение кумиров» (1894). Драйзер откликается и на призыв Ф. Норриса, автора статьи «Ответственность романиста» (1903), на примере конкретной человеческой жизни изучать «сплетение сил природы, социальных тенденций, расовых порывов».

Как и все его ровесники, он испытал  значительное влияние эволюционизма, пережил увлечение социал-дарвинизмом  и прагматической этикой. Взгляды  Драйзера сблизили его с писателями объективного, или натуралистического, направления, хотя ни к одной из школ он не принадлежал и свои пути прокладывал  самостоятельно. Мысль о том, что  Драйзер — это «второй Золя», ошибочная. Властителем его дум  был О. де Бальзак. Важнейшее, чем  Драйзер благодарен Бальзаку, это  открытие доминанты характера молодого человека, который стоит на пороге жизни, бросает ей вызов, который  вдохновлен мечтой о успехе.

Информация о работе Становление Т.Драйзера как писателя