Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:58, курсовая работа
Объектом исследования работы является роман Михаила Александровича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Предметом исследования работы являются стилистические приемы, встречающиеся в данном романе.
Целью исследования является исследование особенностей использования стилистических приемов в данном романе.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1) Перечислить наиболее часто встречающиеся в произведениях русских писателей стилистические приемы;
2) Рассмотреть, какие из них и с какой целью были использованы М. А. Булгаковым в данном романе.
Введение………………………………………………………………………………3 Глава 1.Общие сведения о стилистических приёмах в русском языке....................................................................................................…………...…...5
1.1. Соотношение понятий “стилистический приём” и “стилистическая фигура”..........................................................................................................................5
1.2. Используемые в русском языке стилистические приёмы..........................................................................................................................9
Выводы по главе 1.....................................................................................................14
Глава 2. Стилистические приёмы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».................................................................................................................16
2.1. История создания романа...................................................................................16
2.2. Стилистические приёмы в романе.....................................................................19
Выводы по главе 2......................................................................................................37
Заключение.................................................................................................................38
Список использованной литературы........................................................................40
3. – Эй, домработница! – прокричал Никанор Иванович в полутёмной передней. – Как тебя? Груня, что ли? Тебя нету?
III. Амфиболия – является следствием отсутствия окончательного авторского текста романа (Булгаков умер, не успев закончить корректировку текста):
1. Всякий, входящий в Грибоедова,
прежде всего знакомился
2. Горе и ужас мадам
Беломут не поддаются описанию.
Но, увы, и то и другое было
непродолжительно. В ту же ночь,
вернувшись с Анфисой с дачи,
на которую Анна Францевна
почему-то спешно поехала, она
не застала уже гражданки
3. – Знакомый Понтия Пилата? – спросил Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью.
- Именно он, - подтвердил Иван, изучая Стравинского, - так вот он сказал заранее, что Аннушка разлила подсолнечное масло…А он и поскользнулся как раз на этом месте!
4. – Имею честь, - сказал начальник тайной службы и, повернувшись, пошёл с балкона. Слышно было, как он хрустел, проходя по мокрому песку площадки, потом послышался стук его сапог по мрамору меж львов.
IV. Антитеза – чаще всего по какому-либо признаку сравниваются два героя или добро противопоставляется злу:
1. Необходимо добавить, что
на поэта иностранец с первых
же слов произвёл
2. – Я, - вступил в разговор этот новый, - вообще не понимаю, как он попал в директора, - рыжий гнусавил всё больше и больше, - он такой же директор, как я архиерей!
- Ты не похож на архиерея, Азазелло, - заметил кот, накладывая себе сосисок на тарелку.
- Я это и говорю, - прогнусил рыжий и, повернувшись к Воланду, добавил почтительно: - Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?
3. Сидящий за столом
Римский с самого утра
4. – Хорошо, броско, - заметил
Варенуха по уходе
- А мне до крайности не нравится эта затея, - злобно поглядывая на афишу сквозь роговые очки, ворчал Римский, - и вообще я удивляюсь, как ему разрешили это поставить!
5. За двадцать лет своей
деятельности в театрах
- Этого не может быть!
Римский же поступил не так. Он поднялся, открыл дверь, рявкнул в неё курьерше, сидящей на табуретке:
- Никого, кроме почтальонов, не впускать! – и запер кабинет на ключ.
6. Мы увидим лиц, объём власти которых в своё время был чрезвычайно велик. Но, право, как подумаешь о том, насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять, становится смешно и, даже я бы сказал, грустно.
7. Ах, умён был Арчибальд
Арчибальдович! А уж наблюдателен,
пожалуй, не менее, чем и сами
писатели. Арчибальд Арчибальдович
знал и о сеансе в Варьете,
и о многих других
7. Он помолчал и добавил: - А что же вы не берёте его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.
V. Афоризмы – из других произведений встречается лишь одно крылатое выражение : «Всё смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой» («Анна Каренина»).
Цитаты из «Мастера и Маргариты»:
Цитаты кота Бегемота:
1. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное.
2. Вызываю на дуэль!
3. Я совершенно не понимаю причин такого резкого обращения со мной...
4. Извините, не могу больше беседовать. Нам пора.
5. Прохор Петрович: Да что ж это такое? Вывести его вон, черти б меня взяли!
Бегемот: Черти чтоб взяли? А что ж, это можно!
6. Каким отделением выдан документ?... Четыреста двенадцатым, ну да, конечно! Мне это отделение известно! Там кому попало выдают паспорта!
7. Слушаю, мессир, - если вы находите, что нет размаха, и я немедленно начну придерживаться того же мнения.
8. Я не могу стрелять, когда под руку говорят!
9. Протестую, это не позор!
10. У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому.
11. Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши "боров". Подпись — Бегемот.
12. Теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь!
13. Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
14. Да, сдаюсь, - но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!
15. Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые.
16. Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? Неужели, мессир, в праздничную ночь гостей за столом разделяют на два сорта? Одни — первой, а другие, как выражался этот гнусный скупердяй-буфетчик, второй свежести?
17. Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
18. История нас рассудит.
Цитаты Азазелло:
1. Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!
2. Убить упрямую тварь.
3. Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?
4. Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный...
Цитаты Коровьева, Фагота:
1. Нет документа, нет и человека.
2. Да, но! Но, говорю я и
повторяю это — но! Если на
эти нежные тепличные растения
не нападет какой-нибудь
3. Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове?
4. Коровьев:Прелесть моя...
Софья Павловна:Я не прелесть.
Коровьев:О, как это жалко. Ну что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею.
Цитаты Иешуа Га-Ноцри:
1. Правду говорить легко и приятно.
2. Всякая власть является насилием над людьми. Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
3. …он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость.
Цитаты Пилата:
1. О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!
2. Что такое истина?
3. Тесно мне! Тесно мне!
4. И при луне мне нет покоя.
5. О боги, боги мои, яду мне, яду!..
Цитаты Воланда:
1. Но, отправить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже с лишком сто лет пребывает в местах значительно более отдаленных, чем Соловки, и извлечь его оттуда никоим образом нельзя, уверяю вас!
2. Рукописи не горят.
3. Люди, как люди. Любят
деньги, но ведь это всегда
было… Человечество любит
4. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
5. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
6. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
7. Я — историк. Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!
8. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
9. Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
10. Вы когда умрете?
11. Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
12. Интереснее всего в
этом вранье то, что оно —
вранье от первого до
13. …никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
14. Не будешь ли ты
так добр подумать над
15. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
16. Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено.
17. Оставим их вдвоем. Не
будем им мешать. И, может быть,
до чего-нибудь они
18. Как же, как же, - отозвался
Воланд, - я имел удовольствие
встретиться с этим молодым
человеком на Патриарших прудах
19. Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!
Цитаты Маргариты:
1. Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у нее не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
2. Мастер: Нет, это чёрт знает что такое, чёрт, чёрт, чёрт!
Маргарита: Ты сейчас невольно сказал правду. Чёрт знает, что такое, и чёрт, поверь мне, всё устроит!
3. Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор...
Цитаты Мастера:
1. Впрочем, вы... вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
2. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
3. Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
4. - Вы были женаты? - Ну да, вот же я и щёлкаю... На этой...Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое...
Цитаты Автора:
1. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича - изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, - но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж.
2. Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
3. Никогда не разговаривайте с неизвестными
4. Пошевелив пальцами ног, Степа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукою провел по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил.
VI. Вульгаризмы – характеризуют речь персонажей, их эмоциональное состояние и отношение друг к другу и к окружающему миру:
1. «А какого чёрта ему
надо?» - подумал Бездомный и
2. Занявшись паскудным котом, Иван едва не потерял самого главного из трёх – профессора.
3. Всякий посетитель, если
он, конечно, был не вовсе тупицей,
попав в Грибоедова, сразу же
соображал, насколько хорошо живётся
счастливцам – членам
4. Кроме того, в «Колизее»
судачки третьедневочные, и, кроме
того, ещё у тебя нет гарантии,
что ты не получишь в «Колизее»
5. Иван рассердился.
- Дура! – прокричал он, ища глазами крикнувшую.
6. – Ты, - оскалившись, перебил Иван, - понимаешь ли, что надо поймать профессора? А ты лезешь ко мне со своими глупостями! Кретин!
7. – Подите вы все от меня к чертям, в самом деле! – грубо закричал Иван и отвернулся.
8. – Мне двадцать три года, - возбужденно заговорил Иван, - и я подам жалобу на вас. А на тебя в особенности, гнида! – отнёсся он отдельно к Рюхину.
9. Нормален, нормален, только рожа расцарапана.
Информация о работе Стилистические приёмы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»