Тема любви в творчестве Кристины Россетти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявить своеобразие любовной лирики Кристины Россетти. .
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исследования литературоведов по данной проблеме;
- рассмотреть биографию Кристины Россетти;
- проанализировать поэзию Кристины Россетти.

Содержание работы

Введение
Глава I. Лирические произведения
1.1 Предмет и содержание лирики
1.2 Любовная лирика
Глава II. Тема любви в творчестве Кристины Россетти.
2.1.Биография. Особенности творчества, жизнь, социальные условия.
2.2. Своеобразие поэзии Кристины Россетти
2.3. О любви в лирике Кристины Россетти
2.4. Анализ стихотворений о любви
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Кристина Россети.docx

— 90.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I. Лирические произведения

1.1 Предмет и содержание лирики

1.2 Любовная лирика

Глава II. Тема любви в творчестве Кристины Россетти.

2.1.Биография. Особенности творчества, жизнь, социальные условия.

2.2. Своеобразие поэзии Кристины Россетти

2.3. О любви в лирике Кристины Россетти

2.4. Анализ стихотворений о любви

Заключение 

Список литературы

 

Введение

Тема любви - одна из вечных тем  поэзии. Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные  с творчеством люди) посвящали  всю свою жизнь, чтобы воспеть  это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей  возлюбленной. Так или иначе, любовная тема затрагивала (и будет затрагивать  на протяжении времени, пока жив человек) всех.

Большое значение тема любви  имела и в лирике Кристины Россетти.

Традиции зарубежной любовной поэзии богаты и многообразны. Важным признаком  большинства произведений этой поэзии, который был связан с ее внутренним единством, чистотой и высокостью, но также и с относительной ее «неполнотой», являлась ярко выраженная сосредоточенность ее в пределах своей прямой темы. Любовь, будучи предметом поэтического изображения, как бы стремилась отдалиться в этих стихах от того, с чем она соприкасалась в человеческом общежитии, в реальной судьбе и в сознании любящего, и обособиться в свою собственную область.

Личность героя любовных стихотворений  сводилась к роли «носителя любви». Особенности его характера или  его мировоззрения, могущие повлиять на его чувства, выявлялись далеко не всегда. Внешние обстоятельства, с  которыми была связана любовная ситуация и которые воздействовали на нее, привлекали внимание авторов стихотворений  лишь в редких случаях.

Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэта, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, есть ряд статей зарубежных критиков, работа Черноковой Е.С. по изучению особенностей творчества Кристины Россетти, да несколько высказываний переводчиков относительно творчества К. Россетти ( Маша Лукашкина, Е. Савельева).

Объект работы: Любовная лирика Кристины Россетти.

Цель работы выявить своеобразие  любовной лирики Кристины Россетти. .

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- изучить исследования литературоведов по данной проблеме;

- рассмотреть биографию  Кристины Россетти;

- проанализировать поэзию  Кристины Россетти.

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, учебно-методической и художественной литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава I. Лирические произведения

1.1 Предмет и содержание  лирики

Главное в лирике -- эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков здесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда, при каких обстоятельствах высказался поэт, к кому он обращался, -- все это либо проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным.

И ненавижу ее и люблю.

«Почему же?» -- ты спросишь.

Сам я не знаю,

но так чувствую я -- и томлюсь.

(Пер. Ф. Петровского)

Приведенное двустишие древнеримского поэта Катулла является завершенным  художественным произведением. Из катулловского стихотворения читатель ничего не узнает о тех событиях и фактах, которые вызвали выраженное здесь чувство. Ему ничего не известно ни о той женщине, которой посвящено двустишие, ни о судьбе человека, который высказывается. В стихотворении проникновенно передано само по себе чувство человека, в душе которого слились ненависть и любовь, чувство, перед которым он сам как бы останавливается в недоумении.

Главный объект художественного  познания в лирике -- это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроение и эмоции. В отличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий лирика, осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки, взаимоотношения. В этом смысле она обретает черты экспрессивных искусств.

Вместе с тем существует и принципиальное различие между  лирикой, с одной стороны, и танцем, музыкой, архитектурой -- с другой. В последних настроения и переживания воссездаются вне конкретных связей их с внешним, предметным миром. Лирика же, будучи родом литературы, неизменно сохраняет присущее словесному искусству изобразительное начало. В лирическом произведении всегда присутствуют впечатления о каких-то фактах, раздумья о чем-то и переживание чего-то.

Чистой экспрессии звуков речи (фонем) не существует. Это доказали (способом «от противного») крайне левые  футуристы, в частности Крученых, предлагавший в качестве образцов поэтических  высказываний бессмысленные звукосочетания. Лирическая речь (в противоположность  музыкальным звукам) неизменно опирается  на значения слов, на познавательные и  изобразительные возможности языка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль, оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность и действенность), но также мысли и чувства, вызванные  предметным миром и на него направленные.

Лирически выражаемые переживания  могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Умение «чужое вмиг почувствовать  своим» -- таково, по словам Фета, одно из свойств поэтического дарования. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. Таковы стихотворения «Нет имени тебе, мой дальний...» Блока -- душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви, или «Я убит подо Ржевом» Твардовского, или «Гойя» Вознесенского, где лирически претворено «видение мира», присущее великому испанскому художнику. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Таков «нравственный человек» в стихотворении Некрасова того же названия, причинивший окружающим множество горестей и бед, но упорно повторявший фразу: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Нечто подобное нетрудно увидеть в некоторых стихотворениях Г. Гейне, исполненных скорбной и язвительной иронии. Приведенное ранее определение лирики Аристотелем (поэт «остается самим собою, не изменяя своего лица»), таким образом, неточно: лирический поэт вполне может изменить свое лицо и воспроизвести переживание, принадлежащее кому-то другому.

Но в большинстве случаев  лирика запечатлевает умонастроения  самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождествен или, по крайней мере, близок поэту, называют автопсихологическими. Лирическое творчество в основном автопсихологично. Так, по стихотворениям Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Маяковского и Цветаевой можно составить яркое и полное представление об интеллектуальном и эмоциональном мире самих авторов.

Непосредственность и  прямота «самовыражения» -- одно из важнейших свойств лирики. «Он (лирический поэт), -- писал Гегель, -- может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него самого герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия». Подобные мысли неоднократно высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это «человек, выражающий самого себя. Он сам -- «герой» своей лирики».

В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного  изображения близки друг другу и  в большинстве случаев как  бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни  здесь выступает, прежде всего, как  самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в такой прямой и тесный душевный контакт, который  невозможен при восприятии эпических  или драматических произведений.

Лирическое самовыражение  может быть разным. Чаще всего автор  воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в  его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик  выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего  народа и даже человечества. Здесь на смену лирическому «я» приходит лирическое «мы» («К Чаадаеву» Пушкина, «Скифы» Блока, «Интернационал» Потье, «Левый марш» Маяковского).

Самовыражение в лирике заметно  отличается от выражения человеком  своих мыслей, чувств и намерений  в повседневности. Лирически воплощенные  умонастроения не являются буквальной копией пережитого поэтом. Лирика - это  ни в коей мере не стенограмма тех  чувств, которые довелось испытать автору в реальной жизни.

Лирический поэт воплощает  в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают обычно наиболее значительные эмоции. Порой поэтические переживания  резко отличаются от житейских, обыденных  чувств поэта.

Лирика не просто воспроизводит  чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Поэт как бы «одержим» той эмоцией, которую он поэтически выражает.

При этом автор в процессе творчества нередко создает силой  воображения те психологические  ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что многие лирические стихотворения невозможно соотнести  с конкретными фактами биографии  писателя. В частности, содержание любовных стихотворений Пушкина не всегда согласуется с фактами его  личной жизни. Знаменательна подпись, которую сделал Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: «Ничего  такого не было». Поэт запечатлевал себя то в лирическом образе юноши-монаха, поклонника мистически таинственной Прекрасной Дамы, то в «маске» шекспировского Гамлета, то в роли завсегдатая петербургских ресторанов.

Автопсихологические и ролевые начала лирического творчества, таким образом, нерасторжимо связаны между собой. Поэт-лирик, по выражению Е. Винокурова, един в двух лицах. Это, во-первых, человек с определенной судьбой, жизненным опытом, умонастроениями и взглядами, во-вторых, герой собственных стихотворений. Претворение черт личности поэта в образ лирического героя -- важнейшее свойство лирики.

Нетождественность субъекта лирического высказывания индивидуальности самого поэта вполне закономерна. Поэтически воплощаемое переживание -- это результат художественного обобщения. Выражаемые в лирике чувства обладают социально-исторической характерностью. Печать национально-культурных традиций и общественных отношений, так или иначе, лежит на субъекте лирической речи. При этом лирическое произведение, как и любое другое, всегда содержит осмысление поэтом жизни -- пусть это будет его собственный внутренний мир. Поэтому к лирике, при всем ее своеобразии, вполне применимы те понятия (тема, проблема, эмоциональная оценка), с помощью которых уясняется содержание иных литературных произведений.

Вместе с тем содержание лирических произведений обладает особым качеством, весьма существенным для  читателей. Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции, в известной мере отстраненно. По воле автора (а иногда и по своей собственной) мы принимаем или не принимаем позиции персонажей, разделяем или не разделяем их умонастроения, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем над ними или же им сочувствуем. Другое дело лирика. Полно воспринять лирическое произведение -- это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное. Лирическое высказывание имеет силу внушения.

Переживание, запечатленное  в лирике, обладает необычной емкостью. Оно оказывается близким и  созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет  себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства  как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь  его душевным достоянием.

1.2 Любовная лирика

Лирика, по определению, это  «литературный род, характеризующийся  особым типом построения художественного  образа, представляющего собой образ-переживание».

Лирический образ - это  эстетически значимое переживание, в котором автобиографическое начало содержится как бы в снятом виде.

«Лирическое стихотворение  в принципе, в наиболее сосредоточенной  его форме, - это мгновение человеческой внутренней жизни, своего рода снимок ее при вспышке магния: мы сразу  оказываемся как бы в эпицентре  переживания, которым охвачен поэт и которое целостно и полновесно». Лирика не обладает (и не нуждается  в них) возможностями широкого описания явлений действительности или сложного развертывающегося сюжета; основным ее средством является слово, отвечающее своей организацией (лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание) тому переживанию, которое находит в нем свое выражение.

Поэтому слово в лирическом произведении отличается от слова в  многотомной эпопее своей уплотненностью (т.е. значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенка ударения, паузы, слога). Отсюда вытекает тяготения лирики к стихотворной форме, построение которой делает особо  заметным каждый элемент речи, каждый ее нюанс и оттенок.

Лирика обладает непосредственной связью с музыкой, о чем говорит  само название (от лиры - инструмента, под который исполнялись песни). В древней Греции лирические стихи сопровождались определенным музыкальным инструментом.

Информация о работе Тема любви в творчестве Кристины Россетти