Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Теория литры - обобщающая филол дисциплина, изучающая законы развития литры и обладающая понятийным и категор аппаратом (н-р, роды, виды, жанры, пон-е лит стиля, худ методы, типы тв-ва).
Понятийный аппарат формир-ся в рез изучения самого лит процесса, т.е. сначала появл необыч явл литры, кот треб своего теор объяснения, т.е. теорит понятие.

Файлы: 1 файл

Богаткина (2).doc

— 410.55 Кб (Скачать файл)

Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса.

Теория литры - обобщающая филол дисциплина, изучающая законы развития литры и обладающая понятийным и категор аппаратом (н-р, роды, виды, жанры, пон-е лит стиля, худ методы, типы тв-ва).

Понятийный аппарат формир-ся в рез изучения самого лит процесса, т.е. сначала появл необыч явл литры, кот треб своего теор объяснения, т.е. теорит понятие.

Н-р, пон-е романтизма, реализма: сначала необыч тексты с т.зр. классцизма. Белинский реальная и идеологич поэзия («о рус повести и повестях Гоголя»). Затем методы романтизма.

Прогнозный эф.

Вместе с тем теория литры как научн дисциплина обладает прогнозным эф, т.е. может теоретич предсказать появл-е лит явл, кот еще не сформировались.

Н-р, Ю. Тынянов разраб теор закон - «закон динамики центра и периферии» : лит факты, кот в опр период нахождения на периферии лит проц, может переместиться в центр и наоборот.

Н-р, ½ 19 в. - Толстой: бол формы, Чехов - мастер малых форм. С течением времени традиции меняются - Бунин за филол новеллы получает Нобелевскую премию. Малые формы из периферии в центр.

Теория литры - комплексная лит дисциплина, т.е. она развивается в единстве с др. дисциплинами.

Комплексность.

  • Внутриотраслевая: взаимод-е со смежными науками (яз-е, искусствоведение, эстетика).
  • Межотраслевая: н-р, психология (т. о бессознательности), синергетика (н. о саморазвитии), квант механика (законы на ур. Микромира; как из хаоса чел взаимоотн кристаллиз.)

 

Литературоведение - теория литры; история литры; лит критика; переводоведение; текстология.

 

Структура курса.

    1. культурологич введение.

- классич и неклассич картина мира  их проявение в литре и литведе.

- Смена парадигм в развитии отечеств теории литры.

 

    1. Сущность литры как вида иск-ва.

- познавательно-ценностная природ литры.

-эстетич ценность.

-диологич ценность.

 

    1. Теоретич поэтика.

-учение о худ пр-нии: худ пр-ние, его методик и ф-ции, его интерпретации.

-учение о теор пон и кат: роды, виды, жанры, напр теч, школы, кат стиля.

 

    1. Историч поэтика - из-е закономерностей лит процесса.

-диахронный аспект (горизонт срез лит процесса)

-синхронный аспект (вертикал срез лит процесс)

 

    1. Академич школы отеч литведа. Совр зарубеж науч напр.

 

    1. мифологич школа.
    2. культурно-историч.
    3. сравнительно-историч.
    4. психологич.
    5. компоративистика.
    6. формализм.
    7. структурализм.
    8. постсруктурализм: деконструктивизм, рцепт эстетика, нарратология.

 

 

Классическая и неклассическая картина мира и их проявление в развитии литры и литературоведении.

 

Для того, чтобы лучше понять законы разв-я литры необходимо осмыслить в контексте культ разв, поскольку литра - часть культуры.

Понятие классич и неклассич концепции мира пришло из обл точных наук. Н-р, классич картина мира проявл в классич механике Ньютона, осн на представл четких мат законах. Неклассич картина в теории отн-ти Эйнштейна.

 

Классич картина.

Основана на представлении четкой упорядоченности бытия.

Главные ценности - мера, порядок, соразмерность, гармония.

Центризована к морально-этич ценностям, кот воспринимаются как универсальные.

Данная картина мира сформировалась еще в антич эстетике (аристот представления об упорядоченности, совершенности мира).

В литре данная картина мира наиболее ярко проявл-ся в классицизме, соцреализме (рационалистич иск-во, четкое разделение добра и зла, строгие правила написания).

 

Неклассич картина.

Основана на приципиал иных установках: подвижность, динамика чел бытия, идея хаоса, релятивистская картина мира (относительность).

Истоки. Античная эстетика. Но данное мировидение было тогда на периферии. Философия софистов, фил-я клииков(Диоген).

Софистика - одно и то же явл доказ и опровергают.

На 1м месте идея свободы, кот может доходить до абсурда.

В литре романтизм. Почему на смену классич карт мира приходит неклассич?  Дрл внизу горки, на вершине горки Ломоносов, Дзержинский, чуть пониже эпигоны, догмы, подражатели, внизу точка бифуркации.

Классицизм на первом эт. своего развития выполняет полную ф-ю. Классич мировидению способствуют созданию упорядочению литры и литведа: класс-м достигает пика в тв-ве Лмнсв, Сумарокова и т.д., однако, постепенно нач-ся спад, т.к. появл. эпигоны, подражатели. Получается, что класс картина мира способна переродиться в своих демонич двойников: догматизм, пассеизм (все хорошее в прошлом), обскурантизм (боязнь нового) и т.д.

Сист нач искать выход: наст переходная сист.

Т.е. бифуркация - раздвоение возм пути разв-я:

  • путь саморазвития
  • сист как силы для дальнейшего разв-я.

Класс-м находит выход в смене установок - формир сентиментализм, затем романтизм.

Т.е. класс картина мира - неклассич картина мира. Повышение внутр степ свободы.

 

Неклассич карт мира в своем разв так же проходит аналогичные этапы.

В лит 20 века неклассич мировидение наиболее ярко проявл-ся в литре постмодернизма - своеобр реакция как нарративность лит соц реализма, кот к сер 80-х гг. вступила в стадию согнации, застоя. Сист стала искать выход из создавшегося положения. Постмодернизм хар-ся снятием идеологич стандартов, провозглашения принципа релятивизма… на пер этапе своего развития постмодернизм выполняют положит роль.

Положительная роль: ломаются стереотипы, новые жанры, повышается степень свободы.

Постепенно неклассич картина мира начинает обрастать подражателями, эпигонами, главная цель кот - коммерция.

Незаметно идет процесс догматизации. Неклассич мировидение трансформируется в «демакротич двойнков»: безграничн свобода.

    1. гибель человечества.
    2. выход на путях актуализации классич установок, т.е. упорядоч. сист ценностей.

В отечеств ист несколько ист периодов, когда активизировалась неклассич картина мира, . как правило онасопровождалась военными потрясениями.

1. потрясения ½ 19 в.

2. 19-20 идеи Ницше, теория относительности

3. 20-21

 

Смена парадигм в развитии отечественного литературоведения.

Отеч литвед в наст время переживает своеобраз внутр кризис, кот выр-ся в смене научных парадигм, т.е. ведущих научных методологич установок в исследовании («смена картин мира»).

Парадигма - совокупность теоретических и методологич положений, принципов, кот хар-т структуру и содержание науки на опр этапе ее развития.

Понятие парадигмы в научн области ввел американский ученый Томас Кун (физик): «Структура научн рев». На примере физики ученый предложил модель развития науки как чередования опр этпапов:

  1. период «нормальных» наук - период безраздельности господства опр упорядоченной науч парадигмы (=традиц, классич этап)
  2. научная рев: период распада трад науки, кот выражается в появлении различ альтернативных научных школ и направлений, возникающая конкуренция между ними.
  3. переход к новому этапу «нормальной науки».

Данная модель на первый взгляд достаточно логична, однако, требует уточнения. Главный вопрос касается 3го этапа.

С т.зр. Куна формирование нового эт «нормальной науки» заключается в выборе какой-то одной из альтернативных тенденций.

Однако применительно к чел культуре данная модель не работает, поскольку она явл-ся жесткой, однозначной. В частности переход к новой научн парадигме в области литры и литведа - сложный процесс, он основан на идее преемственности. Поэтому: новый эт основан на интеграции положит потенциалов в различных альтернативных научн школ, кот функционир в период рев стадии.

Новая научн парадигма - функционально иная, качественно новая ступень в разв науки, чем ее просто альтернативная тенденция.

норм наука в кружочке, от нее стрелочки ко 2му этапу: деконструктивизм, нарратология, от 2 этапа переходит к 3 этапу - новая научная парадигма.

Научная парадигма в отечественном литведе

Процесс формирования научн парадигмы в отеч литведе:

  1. хар-ка трад парадигмы
  2. причины трансформации
  3. опорные категории, явления в литведе, кот раскрывают процесс формирования новой научн парадигмы.

«Нормальная наука» хар-ся относительно строгой и четкой, упорядоченной картиной научн знания. Осн полож были отражены в общепринятых учебниках.

Данный этап был чрезвычайно продуктивными:

сформированы научн школы

1961 - 1-я кафедра теории литры МГУ.

МТШ - И.Г.Поспелов, Ф.А.Николаев, В.Е. Халезев, Ю.В.Чернец.

Н.А.Гуляев создал теор. школу в Твери (оттуда Фоменко).

Л.И.Тимофеев.

 

Причины кризиса традиц науки.

  1. причины внутренние: трад тория литры к нач 80-х вступила в стадию стогнации - стремление на все дать один единств верный ответ, что стало тормозить исслед-я: уменьшение степени свободы. Чрезмерная четкость теор пон: произв-я либо реал, либо романтич.
  2. причины внешние: 1. появились принципиально новые пр-ния худ тексты, кот треб нового теор инструментария для объяснения их специфики (жанр романа в теор. литры с опорой на класс роман 19 в.). 2. изменение общей направленности мировидения общ-ва (перестройка, перевод литра)

Теория литры оказ в сист альтернативного противоборства разл оит направления (эт.рев).

 

Критерии

Чтобы понять в каком направлении стала фор-ся научн парадигма, необходимо выд 4 осн понятия.

    1. Понимание сущности литры как вида иск-ва.
    2. Сист литведческих понятий и кат
    3. Подходы к изучению лит текста.
    4. Содержание принципа историзма.

 

1 понятие.

 

В трад наука доминирующими сущностными хар-ми, без кот литра не м.б. литрой, считались познавательно-ценностная и эстетич хар-ки.

Диалогич природа литры не была предметом иссл-я. Однако в совр науч парадигме диал прир лит тв-ва явл базовой и на ее основе мы можем переосмыслить познавательно-ценностное и эстетич.

 

3 понятие.

В трад науке анализ изуч худ пр соотн прежде всего с тем замыслом, кот был вложен в текст автора. Задача литведа - как можно полнее раскрыть авторский замысел.

 

В совр  парадигме акценты существенно меняются: вводится кат читателя как полноправного эл порождения новых смыслов у текста. Диалогизм.

 

Содержание и смысл пр-ния. Исторически раннее - содержание, автор. Центрируется к авторскому замыслу. Смысл восстанавливает читатель. Смысл более широкое. Смысл предполагает вариативность. Более свободная интерпретация текста.

 

Интертекстуальная методика.

Теоретич понятия.

Сущность литры, как вида иск-ва.

Подходы к инвентаризации худ текста.

Теоретич понятия текста.

В трад литведе этап норм науки был создан разветвленный терминологич аппарат, кот и составил предмет, инструмент теории литр как научн дисциплины. Достоинство данного этапа в развитии литведа неоспоримы:  
были определены в рез-те многочисленных дискуссий, конференций, симпозиумов след понятия: романтич метод, романтич направление и романтич тип тв-ва.

Были разграничены понятия «лит направление, течение, школа». Кат стиля, ее соотнесенность с жанром пр-ния и методом. В обл-ти особенностей худ, поэтич яз.

Однако в опр период созданный категориальный теоретич аппарат вступил в своеобразное противоречие с появившимися новыми худ текстами. Жанр романа. В трад литведе понятие жанра романа, его структуры, было сформировано с опорой на изучение худ текста. Рома́н -- литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни. Лит практика, начиная с 90-хх гг продемонстрировала худ тексты, кот не укладывались в данные рамки - метароманы. Возникла проблема:

1. считать, что жанр романа умер;

2. с т.зр. литературоведа данная проблемная ситуация решается не путем отказа от отработанного годами, начиная с Арист, теоретич понятия. Жанр романа остается, но необходимо теоретич обосновать, опираясь на новую худ практику, его новые хар-ки. Отсюда: хар-ка романа - метароман (нечто над, сверх).

Аналогичная ситуация с кат худ метода… соцреализм отбросить, с таким же успехом классицизм.. Понятие метода - объективное, кот не соотносится с идеологич крайностями времени. Надидеологическое.

 

Современная парадигма в отн-ии теоретич аппарата литведа хар-ся след тенденциями:

  1. Переосмысление. С новых теоретических, системных позиций традиц понятийного аппарата. Например, кат худ метода.
  2. Включение в научн оборот, адаптация к нашим традициям зарубеж научн понятий и кат. Соотнесение худ осмысление - текст - дискурс. Нарратив - сюжетосложение.

 

Принцип историзма. Явл-ся основополагающим, методологич принципом в трад литведе. Истоки в исследованиях представителей культурно-историч школы сер 19 века. Культ-истоич школа - впервые открыт принцип, что литра явл-с своеобразным отражением историч реальности. Позднее у Белинского этот принцип развит. Белинский о Е.О. в высшем смысле историч роман. С 24-30 гг написания. Каким событием завершается в романе - 25 год.  Ленский погибает 26 января, бал татьянин. Пушкин в Михайловском. рылеев . До 25 года экстраверты, как Чацкий. После - интроверты, Печорин. Развитие судеб через ощущение эпохи. Таким образом традицион принцип историзма предполагает соотн-ть худ пр-я  с той эпохой, в кот было создано. Принцип историзма наз-т историко-генетический подход худ текста (генезис-пр-ние).

В новой парадигме отрабатывается данный принцип в нсклк ином аспекте, с позиции диалогической природы литры.

Примительно к литведу означает: включенность пр-ния не только в ту эпоху, когда было создано, но и в тот историч контекст, в кот сущ-т воспринимающий этот текст читатель.временная дистанция, кот сущ-т меду временем создания худ пр-ния и временем его восприятия обладает смыслопораждающим эф, т.е. например, «Отцы и дети» (60) - отклик Тургенева на перестроечную ситуацию в Рос 1861. читатели-современники автора воспринимали текст в контексте 61 г. читатели 21 в, воспринимаем данный роман с позиции накопленного культ, историч и проч. опыта. С позиции нового историзма роман включается в принципиально новый историч контекст, что позволяет увидеть в нем новые смысловые оттенки, кот способны увидеть читатели только 21 в.

Информация о работе Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса