Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:23, реферат
Теория литры - обобщающая филол дисциплина, изучающая законы развития литры и обладающая понятийным и категор аппаратом (н-р, роды, виды, жанры, пон-е лит стиля, худ методы, типы тв-ва).
Понятийный аппарат формир-ся в рез изучения самого лит процесса, т.е. сначала появл необыч явл литры, кот треб своего теор объяснения, т.е. теорит понятие.
Данная типология инд-стилевых особ-тей может стать примером преломления трад РЛ 19 в в РЛ 20 в.
Фадеев «Разгром» - худ талант выше, чем идеологич канва.
Историческая поэтика (литерат процесс).
Термин историч поэтика был введен Веселовским. В совр литведе дан понятие соотносится с изучением проц и закономерностей развития литры.
Изучение в 2-х аспектах:
РЛ развития. В изучении РЛ возможно 2 осн подхода:
Диахронный срез развития литры - наиболее исследован. Возьмем в кач-ве критерия диахронич среза теорет понятие: направление, течение, школа.
Лит направление - это объединение писателей, сходных по хар-ру своего мышления.
Лит течение - объедин писателей, сходных по хар-ру своих мировоззрений (взгл на политику, философ и т.д.)
Лит школа - объедин писателей вокруг признанного авторитета.
В романтизме:
В сентиментализме:
Новый метод, новые открытия. ! Открытие в обл-ти литры может иметь важ политич знач-е. ! Но открытие в обл-ти культуры, если оно произошло, нельзя уничтожить.
В модернизме:
Мод-м - культурологич понятие. В литре: модернизм=символизм.
Течения:
Все мыслят символами! Работают в рамках символа.
Дан диахронич модель разв литры необх с т.зр. 2-х подходов:
Т.о. дахронич модель рзвития РЛ предст собой одновременно и относит-но упорядоч структуру и внутр подвижную, позволяющую увидеть типологич схождения традиц лит жанр, кот завершили свое существование в литре совершенно нового историч времени.
Типологич подход позволяет увидеть в лит процессе не только последоват поступающую линию, но и оборван линии, тупики, опережающее развитие и т.д.
Синхронный аспект изучения развития литры
Он предполагает изучения инвариантных (устойчивых) закономерностей нет. Проявляется в развитии каждого лит направления.
Критерии этих закономерностей м.б. различными (своеобразное развитие жанров, стилей и пр)
В литре класс-ма, ром-ма и реализма и т.д. м. выделить 3 осн уровня:
Между этими урвн сущ-т внутр динамика, взаимод-е.
Например, Сервантес Дон Кихот. Создавался как пародия на рыцарск романы, т.е. как беллетристика. Однако время показало, что Серв создал нов общечеловеч тип, кот стал развиваться в др пр-х.
«Гамлеты и Дон Кихоты» Тургенев.
Возможен врнт идеологически ангажированный (признаки при жизни автора классикой).
Сталин: «Эта штука посильнее, чем Фауст Гете» о Горкьом («Девушка и смерть»).
Н. Островский «Как закалялась сталь» было классикой, сейчас беллетр.
Время все расставляет на свои места.
Переход с массовой к белтр: Агата Кристи, Конан Дойл.
Данную иерархич модель следует адаптировать к нац и мировой литре. В этом смысле Пушкин в романах нац литры - классика, а в романах мир - белл-ка. (Хализев «Лит иерархии и репутации»)
Академические школы отеч литведа.
В литведе сложился ряд школ, в кот объединялись ученые одной историч эпохи на основе общих теоретико-методологич взглядов и подходов к анализу пр-ий.
Следует различать научн школы как конкр-историч направление, кот сущ-ли в конкр историч период, а так же развитие идей данных школ в совершенно иные историч эпохи.
Школы:
-деконструктивизм
-рецептивная эстетика
-нарратология
Мифологическая школа
30-40-ее XIX в.
Время обостренных споров между западниками и славянофилам, кот поставили вопрос об истоках самобытности нац культ.
Они опирались на теорию мифа (мифологию) как на источник худ творч деят-ти человека.
Представители:
Отеч мифологи опирались на работы братьев Гримм («Нем мифология» 1835)
С т.зр. мифологов мифы-это формы мышления древнего
чел-ка, с пом кот миф:
- стал орудием познания окр. Мира
- ср-во/форма поэтич тв-ва
- миф-особое мировоззрение и форма худ мышления, кот хар-на и для совр чел-ка.
Мы мифологизируем то, что не можем объяснить.
Миф школа в ее классич варианте сыграла важн роль в развитии совр науки. Она - своеобр ступень к переходу к культ-историч школе.
Так, например, Буслаев выделил осн этапы развития мифологии:
Выделение 2-й гр мифов связанных с историч действительностью означал переход к традициям культ-историч школы (по сути они подошли к принципу историзма).
Традиции мифологич школы оказались востребованы и в совр литведе.
В переходные периоды активизируется неомифологизм (возрождается).
Совр учены, развивающие миф школы:
Гарту - Московская школа, Успенский, Лотман, Топоров. «Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифоэпического». «О структуре романа Дост в связи с архаич схемами мифологич мышления» (ПРест и наказ).
Заруб: МИрчи Элиаде.
Виды мифов:
Культурно-историческая школа.
50-60-ее 19 в.
Франция-Рос.
Причины появления:
Формирование реалистической литры, основанной на принципе историзма.
Данная школа обосновала принцип историзма, т.е. аргументировала связь литры и развитие истории.
Всплеск идей Дарвина. Применение дарвиновской концепции к литре - позитивизм: литра строго следует за развитием литры.
Тихонравов.
Опираясь на принцип историзма создан учебник литры.
Выделено 3 эт литры:
Для своего времени такая установка была перспективной, хотя и имела ряд недостатков: принц историзма трактовался жестко: в изучение лит текстов внимание обращали не на анализ худ достоинств, а на то, насколько точно отразилась в пр-и эпоха.
В рамках школы был отработан принцип историзма, кот до сих пор не теряет своей методологич значимости.
В совр литвед традиции этой школы так же востребованы.
Классич школу нужно назвать историко-культурной.
Сейчас внимание не к историзму, а к универс тенденциям развития культуры. Т.е. культурно-историч.
Культурологич иссл-я в обл-ти литры требуют корректировки со спецификой развития литры. В пртивном случае возможных негативн крайности, когда некие универс законы развития литры не могут механически переносится на литру.
Культ подходы Лотмана «Культура и взрыв».
Культ-историч школа сыграла большую роль в развитии отеч литведа.
Отсюда формирование сравнит историч школы.
60-70-ее. Братья Веселовские.
Шел процесс формирования единой мировой литры.
Отсюда встал вопрос о возм-тях и методах сравнит изучения литры.
Направление на изучения лит связей и взаимод-е нац литератур.
Принцип изучения народн поэзии применялся бр Гримм.
Позднее были оформлены 3 осн направления:
Веселовский критично отнесся к 1 и 3 теории, считая их односторонними, т.к. они игнорировали возм-ть независимого возникновения в поэзии разн народово сходных образов.
Он обратил внимание на факты сходных сюжетов и мотивов народов, кот исторически не контактировали. Он это объясняет с позиции культ-историч подхода. Данные народы проходили тот же этап культ развития, возникали сходные ситуации. Он разработал теорию «встречных течений». Объясняет процесс взаимодействия литератур, кот нах-ся на разных ступенях историч развития.
В развитии культурв ничего нельзя навязать механически. Процесс взаимод-я более развитой и мене развитой литры идет не по принципу давления, а на основе принципа встречных течений. Достижения ведущей литры могут быть восприняты в том случае, если в литре догоняющей форм-ся свое собств потребность сформировать направление. Если возникает это встречн, то явление укореняется. Если нет, то все внешнее будет отторгнуто.
Традиц сравн историч шк востребованы и в совр литведе.
Совр компаративистика обладает мощным инструментарием процессов развития литератур.
Конрад, Неупокоева, Дюришин, Диониз, Александр ДимА.
Совр компаративистика более широкое понятие, чем сравнит-историч школа.
Включает методы, кот пользовалось сравнит-историч литвед, но включает новые научн направления.
Направл сейчас популярно сопоставит литвед, переводоведение.
В работе Дюришина систематизирован теоретич и методич инструментарий колич иссл-ний.
Осн направления сравнит работ:
Психологическая школа.
70-80-ее.
Александр Потебня, Овсяннико-Куликовский (литвед).
Представители этой шк обратились к нов проблеме, связанной со спецификой направления в творч проц личности самого автора.
Лит тв-во стало рассм-ся как рез-т псих деят-ти самого создателя.
Т.о. они сделали шаг вперед по сравн с культ-историч шк, т.к. обратились к творч инд-ти писателя.
Разработал (Овс-Кул) типологию писателей по психологич типам. С его т.зр. сущ-т 2 этапа:
Достоинства псих шк:
Изучение психологии самого писателя, кот объясняет специфику пр-ния.
Метод псих шк:
Овс-Кулик оценивает тв-во Лрмнтв с т.зр. осознанных установок Лрмнтв.
А) ает хара-ку псих образу Лрмнтв,
Б) отсылка к его биографич фактам
В) находит в тексте подтверждение
Недостатки:
Текст становится только иллюстрац, литведы ищут в пр-х Лрмнтв только то, что хотят видеть.
С совр т.зр. такая жесткость считается преодоленной.. в совр литведе аксиомой явл-ся след тезис: худ. Тексты отражают не только черты отрефлексированные, но и формируют некую эмерджентность.
Задача литведа - находить методич приемы раскрытия пр-ния. Поэтому важн роль начинает играть концепция бессознательного, кот помогает восстановить эмердж-ть текста.
Трад псих школы в 20 в. были подхвачены сторонниками изучния бессознат-го Юнгом и Фрейдом.
Теория психоанализа была востребована, в частн-ти теория Юнга об архетипах, кот шла вразрез с теорией Фрейда: Юнг размышлял о принципиальной невозможн-ти объяснить происх-е человеч к-ры и тв-ва с позиций Фрейдовского подхода.
Юнг о природе бессознательного: оно включает в себя не только индивид. Отклонения, вытесненные за пределы сознания, но и некое коллективное сознание, кот уходит корнями в древность.
Эти глубинные проявления коллективного бессознат увидел в архетипах образах:
-образ матери
-дитя
-креста и тюд.
Юнг был против крайностей: нельзя увлекаться этими образами, сводя их до мистич культовости. Это приводит к искажению коллект бессоз-го.
Вместе с тем, теория архетипо, соединенная в совр фил науке с немифолгич концепциями сыграла позитивную роль в раскрытии смысловой избыточности текста.
Формальная школа.
Нач. 20 в. 10-ее-20-ее гг.
Тынянов, Шкловский, Якобсон.
Новая установка - внимание к внутр, имманентным особ-м построения самого худ текста, т.е. его формы.
Форма - сов-ть специфич приемов, с пом кот преодолевается жизн материал.
Традии т.зр:
Формалисты пренебрежит относились к самому предмету изобр-я - внешн объективн реальности.
С одной стрн это так, т.к. их теория форм-сь в атмосфере полемики с традициями культ-историч шк.
Информация о работе Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса