Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:23, реферат
Теория литры - обобщающая филол дисциплина, изучающая законы развития литры и обладающая понятийным и категор аппаратом (н-р, роды, виды, жанры, пон-е лит стиля, худ методы, типы тв-ва).
Понятийный аппарат формир-ся в рез изучения самого лит процесса, т.е. сначала появл необыч явл литры, кот треб своего теор объяснения, т.е. теорит понятие.
Вот почему необходимо раскрытие вариативной смысловой наполненности текста соотносить с его устойчивым (инвариантным) ядром - авторским замыслом. В конечном счете - автор творец своего текста, а не скриптор. Терминология Барта: пр-ние(то, что произведено) - письмо( то, что автор зафиксировал).
Теоретическая поэтика.
Термин поэтика включает 2 осн смысла: широкий и узкий. В шир, поэтика - это учение о словесном иск-ве в целом (своеобразный синоним литведа). В узком см теоретич поэтика - это один из разделов литведа, кот включает 2 круга вопросов:
Теоретич поэтика как научн дисциплина начала разрабатываться совсем недавно. 1-е направление. Формалисты. До них (Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум) изучались не столько сами тексты, сколько внешн причины, их породившие. Например, культурно-историч школа изучала историко-культ контекст, кот воплощался в тексте. Мифологич шк - предметом изучения была трансформация неких устойчивых мифов в худ пр-нии.
Тынянов - конструктивный принцип худ пр-ния.
2 напраление: социологич направление - школа Переверзева. «Как сделана «Шинель» Гоголя».
3-е направление: кот не примыкали к предыдущ направлениям, однако разрабатывали свою проблематику, связанными с диалогич концепциями в литре и литведе. Бахтин, Аскольдов (концепт).
Теоретич поэтика - это научн дисциплина, кот к наст времени располагает оч серьезным материалом. Тамарченко «Теоретич поэтика». Собирает разн т.зр, начиная с античностью.
Вместе с тем эту науку нельзя считать окончательно оформленной, процесс продолжается и идет в след направлениях:
Худ пр-ние как предмет
Худ пр-ние - это исходная единица изучения, как тв-ва отд писателя, так и лит проц в целом.
Хар-ки худ пр-ния:
Многоуровневый подход к худ пр-нию как раз и позволяет рассмотреть диалектику формы и сод-я в тексте. В тексте выделяем уровни (структурные - устойчивые)
В традиционном литведе содержание закреплялось за идейно-тематич урвн. При многоуровневом подходе к пр-нию мы не закрепляем сод-е за конкр уровнем, сод-е, смысл пр-ния рождается в рез-те взаимодействия элмнтв текста, принадлежащих к его различным уровням. Содержание рождается на перекрестке его различных уровней. Т. е. это некая надуровневая целостность текста.
В совр литведе разработано много методик интерпретаций худ текста, кот как раз и раскрывают диалектику формы и содержания. Особенно важно раскрыть след закономерность: способность формы, формального эл текста генерировать принципиально новое сод-е. такое явление наз-ся активность формы. Например, анализ стих-я Тютчева «Silentium“.
Ударная позиция - начало и финал. Сакральность, мертвый язык. Каждая часть начинается и заканчивается образом молчания. Кольцевая композиция. 1830 год - аллюзия на историко-культурный фон - романтизм, лит программа романтизма. Микромир приравнивается к макромиру, слепок Космоса. Для чего риторич вопросы? Вопросы усиливают безысходность, невозм-ть высказаться. Образ молчания в конце отличается: в коне восклицательная интонация - крик, функциональная пауза - крик, продленный бесконечно. Бесконечный крик невозм-ть молчания. Каскад вопросов КАК? Нужно найти те единств слова. Название - язык становится средством соприкосновения душ друг с другом, богослужения. Главное - стремление разорвать разъединенность душевную.
Итак, формальный элемент стих-я восклицател интонация, продленная ечность становится источником, генерирует новые смысловые оттенки стих-я Тютчева, кот в опр смысле противоположны поверхностному, реальному сод-ю стиха, кот осмыслено автором и явл-ся выражением романтич программы. Потенциальный смысл стих-я - эту жесткую программу разрушает и предает стих-ю вариативность и многозначность восприятия (название, риторич вопросы).
Методики интерпретации лит пр-ния. Интертекстуальная методика.
Современные методики позволяют раскрыть смысл избыточность текста, его многоуровневую природу. В этом направлении сущ-т много наработок:
1 из наиболее востребованных методик интертекстуальная.
Термин интертекст ввела Юлия Крыстева- представительница франц постструктурализма болгарского происхождения в 1967. Опиралась на работы Бахтина о диалогической природе слова. Однако она несколько расширила бахтинскую идею, а постструктуралисты довели данную концепцию до определенной крайности ( пантекстуальность ).
В своей основе идея, интер - между. В концепция Бахтина - это идея выражалась в наличии в тексте «своего» и «чужого» слова. Например, эпилог романа «Отцы и дети» - «Равнодушная природа». Цитирует Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Следует учитывать, что интертекст методика предполагает не просто количеств, но качеств подход. Количеств - это раскрытие кол-ва чужих слов, голосов в тексте. Это соостветствует лоскутному одеялу, центону.
Качественный подход при интекст изучении текста означает след: раскрытие чужих голосов пр-ния должно обязательно коррелировать, соотн-ся с авторской концепцией: дополнять его, расширять, а иногда и противоречить ему. Но эта противоположная автору концепция дополняет.
Идея пантекстуальности, кот разрабатывается в трудах современных поструктуралистов, как раз и предполагает бесконечно расширенное толкование текста, кот представляет набор известных цитат, культурных кодов. Задача читателей расшифровывать универсальное (пантекстуальное) поле культуры Ролан Барт «Смерть автора».
Идея интертекстуал чрезвычайно актуальна в совр литведе, поскольку дает возм-ть осмыслить лит текст в контексте мировой литры, причем в плане синхронном, одномоментном. Традиц методика сравнительного текста изучается в диахронном плане.
Хотя сам термин интертекст был введен в научн оборот в 1967, сама идея интертекстуал уже присутствовала в литведовских иссл-х гораздо раньше. Идея интертекста имела 3 основных источника:
Тынянов подошел к изучению текста через изучение жанра пародии, в кот он увидел фундаментальный принцип обновления смысла худ текста. Основан на трансформации смысла предшествующего текста за счет его включения в другой текст. Пародия изначально представлял собой такое интертекст образование. Смысл пародии возникает за счет ее соотнесения с предшествующим текстом…
Т. различает пародию и стилизацию. Пародия - не соответствие 2-х текстов, а в стилизации подчеркивается наоборот соответствие.
Важно обратить внимание на идею Тынянова «о конструктивной ф-ии каждого эл текста»: «Соотнесенность каждого эл лит пр-ния как системы с другим и со всей системой в целом я называю конструктивной ф-й данного эл». Т различает автофункции ( соотн-ть эл текста с эл др системы) и синфункции ( соотн-ть с эл той же системы).
Идея Бахтина о диалогичности слова лежат в основе. По Бахтину смысл пр-ния возникает на пересечении автор концепции и читател интерпретаций текста. При этом тексту принадлежит не только то, что сознательно внес автор, но и то, что вносит в него читатель в проц своего диалога с авторской концепцией. Проц включения интертекста может иметь сознат и бессознат хар-р.
1. На осознанном уровне присутствие др текстов: эпиграфы, прямые цитаты с атрибуцией и т.д. ( 1-я классифик интертекст включений принадлежит франц ученому Жерар Жонетт ) кот развиты, систематизированы в монографии Натальи Фатеевой «Контрапункт интертекстуал или текст в мире интертекста».
Примеры, Солженицын «1 день Ив Денисовича». Включение 1 текста в др может осуществляться и на ур имен, кот выбраны автором. Проблематика Достоевского отказа рая на земле, ради невинной слезы ребенка.
Интертекст присутствует на уровне др видов иск-ва. «Мать» - Христос с учениками идет …. - картина над кроватью. Подвиг первых революционеров, кот шли на революцию бескомпромиссно.
2. Проявление интертекстуал на бессознательном уровне. Шолохов «Судьба человека». Автор воплощает такие универс культурные коды или архитипические модели в тексте. Рассказ Шолохова соотносится с эмерджентностью текста. С т.зр. поверхностного, реального, отрефлексированного самим автором, оно соответствует традиц канонам совет литры, вместе с тем в произведении присутствует некий глубинный потенциал. Он рожден на перекрестке с универс текстом Библии, кот воплощ-ся в тексте бессознательно. В этом смысле в пр-нии трансформируется 2 известных сюжета из Ветхого и Нового завета:
Библейский текст придает идеологической направленности многозначность (основан на вере).
2-й миф: 1) Речь о духовной пище; 2) Господь одарил всех поровну.
Как ложится на текст?
Название имеет 3 смысла:
Идея Ф.де Соссюра
Анализурия древ индоевропейские тексты обнаружил интересную закономерность: некие стихи строились по анаграмной структуре: на фонетич уровне звуки в стихе подбирались т.о, что они оказывались созвучными имени Бога, т.е. поэтич текст строился в зависимости от звук состава ключ слова (имя Бога), др слова подбирались т.о, чтобы в них закономерно звучали звуки этого слова.
Ученый отказ-ся от публикации, поскольку:
Позднее изв ученый Серебр века Павел Флоренский доказал идею Соссюра. Он взял поэму Пушкина «Цыгане» и подсчитал кол-во употреблений звуков. В рез-те у него сложилось женское имя «МАриула». Мариула - мать Земфиры.
Теоретическая поэтика.
Второй круг вопросов, кот занимается ТП - это теоретич и категории.
Самостаят подготовить: лит роды, виды, жанры. Эти формы актуальны для новой парадигмы нового времени. Сами худ тексты выламываются из понимания в аристотелевском смысле жанрово-род определ-ти, однозначности. В этом видится некая тенденция к созданию новых род категорий в литре. Следует разграничивать роды, виды и жанры. Например, эпический род. В его рамках: вид-роман и жанр разн-ть: исторический, соц-философ, фантастич и т.д.
Например, переходные формы: лиро-эпич пр-ние. Поэма: лирич, лиро-эпич.
Поэма Лрмнтв «Мцыри» - лиро-эпическая поэма.
Какой род литры басня? (привести аргументы)
Лирика - род. Виды: ода - торжеств, хвалебная, философ.
Художественная речь. На 4-х основных уровнях:
Основы теории и истории рус стихосложения.
Хар-ка 3х систем: тонич, силлабич, силлабо-тонич.
Осн размеры сил-тон системы. Традицион 3х слож, 2х слож и т.д.
Неклассич стих размеры. Дольники, александрийский стих.
Категория стиля.
Дан теор понятие явл традицион, важ и в совр литведе. Следует различать понятие стиля в широком и узком смысле.
В широком смысле: стиль эпохи, нац стиль, культур стиль.
В области литведа выделяют 2 стиля: романтич и реалистич.
Вместе с тем следует выделять пон стиля и в более узком значении.
Например, реалист стиль в РЛ 19 в был представлен творчеством многих писателей: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой. Все объед-ся общ стил особ-ти. Вместе с тем, кажд писатель обладает индивид особ-ми. Выделим осн открытия, кот были сделаны в плане анализа внутр психологич мира рус писателями-реалистами.
Информация о работе Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса