Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:10, реферат
Появление романа в журнале «Москва», даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю написания. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы 20 века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.
Творческая история романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».....3
Традиции Пушкина и Гоголя в мистических сценах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
М.Булгаков – ученик Пушкина и Гоголя…………………………………5
Пребывание Воланда в Москве…………………………………………..10
Образ антидома в романе………………………………………………...14
Роман в критике……………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………..24
По-прежнему
Чичиков ездит по русской
Коллизии
несовместимости необычайного
Иван
Николаевич, в отличие от всех
остальных москвичей,
2)
Пребывание Воланда в Москве.
Разделение на пушкинскую и гоголевскую манеру письма коснулось и Воланда с его свитой. Демоническая властность и значительность «мессира» благородны, действия его подручных гадки и пронизаны тем сладострастием садизма, которое присуще самим москвичам. Бегемот с восторгом отрывает голову Жоржу Бенгальскому, а потом приставляет ее на прежнее место, как это происходит с головой Сократа в «Метаморфозах» Апулея. Но в пошлом мире античные сюжеты становятся комедией.
Сатирическое вскипает вокруг Воланда. На три дня (всего лишь в три дня укладывается действие романа) Воланд со своей свитой появляется в Москве – и неистовством сатиры взрезается будничная повседневность. И вот уже стремительно, как в вихре Ада Данте, несутся вереницы сатирических персонажей – литераторы из МАССОЛИТа, администрация театра Варьете, мастаки из жилтоварищества, театральный деятель Аркадий Апполонович Семплеяров, гений домовых склок Аннушка, скучный «нижний жилец» Николай Иванович и другие.
Сатирическое
расходится вокруг Воланда
Возникает фельетонный в своей основе, но решенный фантасмагорически образ поющего хором учреждения, заведующий которого, симулянт по части общественной работы, пригласил в качестве руководителя хорового кружка … Коровьева. И обобщенный, в течение долгого времени занимавший Булгакова и, видимо, задуманный им по примеру «органчика» Салтыкова-Щедрина образ «костюма», отлично подписывающего бумаги вместо председателя Зрелищной комиссии Прохора Петровича, обычно в этом костюме находящегося.
В сатирический круг втягивается то, чего не касается или почти не касается Воланд. Иронической фантастикой освещается ресторанный властитель Арчибальд Арчибальдович, внезапно предстающий перед всеми вечным флибустьером с пиратского корабля. Коченеет от бессильной зависти к Пушкину поэт Рюхин, прозревая свою тяжкую бездарность.
Свита
Воланда утрирует реальные
«Тяжелый бас» Воланда настойчиво повторяет «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти граждане внутренне?» Все происшедшее далее с очевидностью демонстрирует справедливость скепсиса Воланда. Это общая линия поведения Мефистофеля в пушкинской «Сцене из «Фауста»». И снисходительность князя тьмы рождена сознанием ничтожности «малых сил»: «Ну что же, они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Воланд смотрит на мир из вечности, замечая измельчание человечества ввиду бытовых трудностей советского периода, как это делал М.Зощенко в «Голубой книге». В романе Воланд представлен в четырех основных эпизодах: московских (диспут на Патриарших прудах, представление в Варьете) и вселенских (бал сатаны, вечный приют). Каждое следующее событие расширяет представление читателя о возможностях Воланда, его могуществе. Отвергая сжиженный в первых редакциях романа портрет дьявола, Булгаков ведет читателя ко все более высокому представлению о нем. Воланд многолик и таинствен, несуетлив и мудр, справедлив и даже благороден в своем отвращении к пошлости и великодушен к страдальцам. При всем могуществе Воланда Булгаков придает ему конкретно-человеческие черты, как и Иешуа. Воланда обманывают его подручные, у него некстати перед балом болит нога, он устал от вакханалий жертв порока на балу. Всеведение Воланда, проявленное в угадывании самых тайных мыслей и знании всех событий, открытых волшебным глобусом, не избавляет его от чисто человеческих затруднений. Булгаков вслед за Пушкиным не делает гениев добра и зла надмирными, отвлеченными от жизни. Пребывание Воланда в Москве обнаруживает зло, делает его очевидным и превращает наглых и самоуверенных обывателей в марионеток, которыми, издеваясь, управляет его свита. Воланд наказывает зло. Бал сатаны напоминает «Пир во время чумы» не только потому, что Маргарита хочет забыться в чаду демонических чар. И у Пушкина, и у Булгакова идет поединок жизни и смерти, порока и святости.
Посмотрим,
как развивается в романе «
Эпиграф из «Фауста» Гёте как будто относится лишь к Воланду, но, в сущности, говорит о непреодолимости добра: «…так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Разделение
намерений и поведения и в
романе Булгакова вполне
Роман
начинается со спора Ивана
Бездомного и Берлиоза об
Историю
Пилата и Иешуа рассказывает
Воланд. Ему, а не московским
обывателям на то дан талант,
дано всеведение не только
психологическое, но и
Ничтожность
московских обывателей, их потребительский
аппетит лишают их ощушения мира как тайны,
чуда. Отсутствие веры, по Булгакову, приводит
людей к оскотинению. Может быть, потому
свита Воланда в Москве присваивает себе
звериный облик, отброшенный в прощальном
полете (глава 32) Однако, Воланд, разоблачающий
и наказывающий зло, не верит в добрую
природу человека. Прав ли он?...
3)
Образ антидома в романе.
В романе «Мастер и Маргарита» значимую роль играет образ дома. Автор очень подробно описывает подвал Мастера, «Грибоедов», обстановку некоторых коммунальных квартир. Для создания более полного представления о булгаковской Москве имеет смысл проанализировать эти образы.
Среди
универсальных тем мирового
Традиция
эта исключительно значима для
Булгакова, для которого
Первое, что мы узнаем ,– это то, что единственный герой, который проходит через весь роман от первой страницы до последней и который в конце будет назван «ученик», -- это «поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный». Сходным образом вводится в текст Иешуа: «Где ты живешь постоянно?
-- У меня нет постоянного жилища, -- застенчиво ответил арестант, -- я путешествую из города в город.
-- Это можно выразить короче, одним словом – бродяга, -- сказал прокуратор». Отметим, что сразу после этого в тексте следует обвинение Иешуа в том, что он «собмрался разрушить здание храма», а адресом Ивана Бездомного станет: «…поэт Бездомный из сумасшедшего дома…».
Наряду с темой бездомья сразу же возникает тема ложного дома. Она реализуется в нескольких вариантах, из которых важнейший – коммунальная квартира. На слова Фоки: «Дома можно поужинать» -- следует ответ: «Представляю себе твою жену, пытающуюся соорудить в кастрюльке в общей кухне дома порционные судачки а натюрель!» Понятия «дом» и «общая кухня» для Булгакова принципиально не соединимы, и соседство их создает образ фантасмагорического мира.