Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:10, реферат
Появление романа в журнале «Москва», даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю написания. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы 20 века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.
Творческая история романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».....3
Традиции Пушкина и Гоголя в мистических сценах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
М.Булгаков – ученик Пушкина и Гоголя…………………………………5
Пребывание Воланда в Москве…………………………………………..10
Образ антидома в романе………………………………………………...14
Роман в критике……………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………..24
Квартира
становится сосредоточием
То, что
квартира символизирует не
«Квартирка» №50 – место инфернальных явлений, но они начались в ней задолго до того, как в там поселился Воланд со своей свитой: ювелиршина квартира всегда была нехорошей. Происходившие в ней «чудеса с исчезновениями» не делают ее, однако, в романе уникальной: главное свойство антидомов в романе состоит в том, что в них не живут – из них исчезают (убегают, улетают, уходят, чтобы пропасть без следа). Иррациональность квартиры в романе раскрывается параллельным рассказом о том, что «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов», и о том, как «один горожанин» «без всякого пятого измерения и прочих вещей, от которых ум заходит за разум», превратил трехкомнатную квартиру в четырехкомнатную, а затем ее «обменял на две отдельные квартиры в разных районах Москвы – одну в три и другую в две комнаты.
Трехкомнатную он обменял на две отдельных по две комнаты <…> а вы изволите толковать про пятое измерение».
Иррациональность
противоречия между всеобщей
погоней за «площадью» (попытка
Поплавского обменять «
Булгаковская
квартира имеет заведомо
В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на потолке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами». Именно здесь Иван наталкивается на «голую гражданку» «в адском освещении» «углей, тлеющих в колонке».
Однако признаки, отделяющие антидом от дома, нельзя свести только к неухоженности, запущенности и бездомности коммунальных квартир. «Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире», но и она чувствует, что в «особняке» жить нельзя – можно лишь умереть. В историях отравителей, убийц, предателей, появляющихся на балу у сатаны, несколько раз фигурируют стены комнат, играющие самую мрачную роль. Когда «весть о гибели Берлиоза распространилась по всему дому», Никанор Иванович получил «заявлений тридцать две штуки», «в которых содержались претензии на жилплощадь покойного». «В них мольбы, угрозы, кляузы, доносы…» Квартира становится синонимом чего-то темного и, прежде всего, доноса. Жажда квартиры была причиной доноса Аллоизия Могарыча на Мастера: «Могарыч? – спросил Азазелло у свалившегося с неба.
-- Аллоизий Могарыч, -- ответил тот, дрожа.
-- Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? – спросил Азазелло. Новоявившийся гражданин посинел и залился слезами раскаяния.
-- Вы хотели
переехать в его комнаты? –
как можно задушевнее
Однако антидом представлен в романе не только квартирой. Судьбы героев проходят через многие «дома» -- среди них главные : Дом Грибоедова, сумасшедший дом, лагерь: «бревенчатое зданьице, не то оно – отдельная кухня, не то баня, не то черт его знает что», «адское место для живого человека», где оказывается Мастер во сне Маргариты. Особенно важен «Грибоедов», в котором семантика, традиционно вкладываемая в истории куль туры в понятие «дом», подвергается полной травестии. Все оказывается ложным, от объявления «Обращаться к М.В.Подложной» до «непонятной надписи: «Перелыгино»».
Показательно,
что именно над помещениями,
возведенными в степень
Инфернальная
природа псевдодомов
В главе
29-й второй части: «…в окнах,
повернутых на запад, в
Сопоставление
с глазом Воланда раскрывает
зловещий смысл этих пылающих
окон, сближая их блеск с
Противопоставление
«дома живых» и «антидома
Используя
пространственный язык для
Но между
этими полюсами находится
Хочет зла и вечно совершает благо.
Выше
находится искусство. Оно
Путь Мастера – странствие.
Новое жилье Мастера – «квартирка». В дом его превращает не раковина в прихожей, а интимность культурной духовности. Для Булгакова, как для Пушкина 1830-х гг., культура неотделима от интимной, сокровенной жизни. Работа над романом превращает квартирку в подвале в поэтический дом – ему противостоит Дом Грибоедова, где вне стыдливо интимной атмосферы культуры, «как ананасы в оранжереях», должны поспевать «будущий автор «Дон Кихота» или «Фауста»» и тот, кто «для начала преподнесет читающей публике «Ревизора» или, на самый худой конец, «Евгения Онегина»». Стоило Мастеру отказаться от творчества – и Дом превратился в жалкий подвал: «…меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал», -- и Воланд резюмирует: «Итак, человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать?» Но Мастер все-таки получает дом Дом у Булгакова – внутреннее, замкнутое пространство, носитель значений безопасности, гармонии культуры, творчества. За его стенами – разрушение, хаос, смерть. Квартира – хаос, принявший вид дома и вытеснивший его из жизни. То, что дом и квартира (разумеется, особенно коммунальная) предстают как антиподы, приводит к тому, что основной бытовой признак дома – быть жилищем, жилым помещением – снимается как незначимый: остаются лишь семиотические признаки. Дом превращается в знаковый элемент культурного пространства.
Здесь
обнажается важный принцип культурного
мышления человека: реальное пространство
становится иконическим образом семиосферы
– языком, на котором выражаются разнообразные
внепространственные значения, а семиосфера,
в свою очередь, преобразует реальный
пространственный мир, окружающий человека,
по своему образу и подобию.
III.
Отзывы о романе.
Мнения
о романе «Мастер и Маргарита»,
за счет необычности самого
произведения, сильно расходятся
и противоречат друг другу.
Интересно мнение
Негативное
отношение верующих людей
Но не
все верующие люди так
«Сложный, с ветвистой, плюралистической тематикой, роман «Мастер и Маргарита» построен в ключе фантастики, острой сатиры и умной русской иронии. В основной структуре этого романа мы видим странную любовь Маргариты, некоего женственного начала (может быть, таинственно олицетворяющего Россию?), к столь же таинственному, как она, и в конце концов расплывшемуся в далях если не света, то покоя, писателю, Мастеру. Мастерство его, сокрытое от читателя, было, очевидно, столь высоко и чисто, что он не мог не попасть в психиатрическую больницу для врачебной экспертизы.