Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 08:15, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого внимания к проблеме свободы в современной английской литературе и, в частности, в недостаточно изученном творчестве Алана Силлитоу. Сосредоточенные в выявлении и описание способов передачи на русский язык английского просторечия в самом широком диапазоне, от применения ненормативной лексики до употребления фонетических и грамматических неправильностей , критики больше занимались языковыми особенностями его произведений (Я.В. Голованов,А. Пирузян). Отдавая должное освещению в его языку, исследователи отказывают ему в умении раскрывать важные общечеловеческие вопросы, показать поиски человеком своего места в жизни, своего «я».
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1 Творчество Алана Силлитоу : к вопросу об этических и эстетических исканиях английских писателей второй половины ХХ века….4
1.1 Английская литература 1945-1970 .Рабочие романисты …………4
1.2 Алан Силлитоу и его творческий путь…………………………..…..7
1.3 Своеобразие художественного мира А. Силлитоу …………….… 10
Выводы по первой главе……………………………………………..….19
Глава 2 жанровое своеобразие и идейное звучание рабочих романов А. Силлитоу……………………………………………………………………...21
2.1 Идейный замысел романа А. Силлитоу «Субботний вечер и воскресное утро»………………………………………………………….….21
2.2 Идейный замысел произведения «Одиночество бегуна на длинные дистанции»……………………………………………………………………24
Выводы по второй главе………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………33
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Творчество Алана Силлитоу : к вопросу об этических и эстетических исканиях английских писателей второй половины ХХ века….4
1.1 Английская литература 1945-1970 .Рабочие романисты …………4
1.2 Алан Силлитоу и его
1.3 Своеобразие художественного мира А. Силлитоу …………….… 10
Выводы по первой главе……………………………………………..….19
Глава 2 жанровое своеобразие
и идейное звучание рабочих романов А.
Силлитоу…………………………………………………………
2.1 Идейный замысел романа
А. Силлитоу «Субботний вечер и воскресное
утро»………………………………………………………….….
2.2 Идейный замысел произведения
«Одиночество бегуна на
Выводы по второй главе………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В зарубежном литературоведении творчество Алана Силлитоу, поэта и прозаика и публициста, определяется как одно из художественных завоеваний 1950-60-х годов, отмеченных идейным, тематическим и стилистическим многообразием. Роль Силлитоу определена в работе Малькольма Брэдбери «Современный британский роман» (1993), где он ставит его в один ряд с выдающимися авторами современности: Айрис Мёрдок, Кинге ли Эмисом, Антонией Сьюзен Байетт, Дэвидом Лоджем. Его называют одним из талантливейших писателей, в романах которого представлены актуальные проблемы времени их создания - второй половины прошлого столетия. Труды Алана Силлитоу-литературоведа важны для осознания и интерпретации его художественных произведений.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого внимания к проблеме свободы в современной английской литературе и, в частности, в недостаточно изученном творчестве Алана Силлитоу. Сосредоточенные в выявлении и описание способов передачи на русский язык английского просторечия в самом широком диапазоне, от применения ненормативной лексики до употребления фонетических и грамматических неправильностей , критики больше занимались языковыми особенностями его произведений (Я.В. Голованов,А. Пирузян). Отдавая должное освещению в его языку, исследователи отказывают ему в умении раскрывать важные общечеловеческие вопросы, показать поиски человеком своего места в жизни, своего «я».
Между тем, в раннем творчестве романист сознательно посвящает себя «малой теме»: семье, воспитанию, образованию. В своих произведениях он доказывает, что у талантливого писателя «малая тема» неизбежно становится частью «большой темы»: темы становления личности, психологии общества и сил его определяющих и способствующих свободе личности.
Тем самым, анализ творчества Алана Силлитоу позволяет глубже раскрыть характерное для его времени восприятие проблемы свободы.
В изученных критических работах о творчестве романиста мало разработана очень важная проблема - проблема идейно-художественное своеобразие в прозе Алана Силлитоу. Именно оно становится предметом исследования в предлагаемой работе.
Основные задачи исследования:
- определить место и значение творчества Алана Силлитоу в истории английской литературы второй половины XX века;
- раскрыть особенности
- выявить сложность и
Методология исследования основывается на теоретических принципах историко-литературного, герменевтического анализа.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в литературоведении творчество Алана Силлитоу рассматривается в его связи с проблемой свободы и отражением его в художественном тексте. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии значения категории свободы в историко-литературном процессе XX столетия и её проявления в художественном тексте, в частности, творчестве Алана Силлитоу.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов и практических занятий по истории английской литературы второй половины XX века, а также в спецкурсах о рабочем романе.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав заключения и библиографии.
Глава 1 Творчество Алана Силлитоу : к вопросу об этических и эстетических исканиях английских писателей второй половины ХХ века
1.1 Английская литература 1945-1970 .Рабочие романисты
Рабочие романисты (The working-class novelists) - название, под которым в Великобритании, а потом и за её пределами стала известна группа писателей, дебютировавших или выдвинувшихся на рубеже 1950-1960-х гг.
Выход на литературную сцену "Р. р." (Рабочих романистов, как они себя кратко называли) был предварён "вторым рождением" романа Роберта Тресселла Tressell Robert, 1870-1911, маляра по профессии, "Филантропы в рваных штанах" "The Ragged Trousered Philantropists", единственного романа, принёсшего ему известность. Написанный в 1905-1910 и посмертно опубликованный в сокращённом виде 1914; русский перевод в 1924, он был издан в 1955 полностью по найденной рукописи русского перевода в 1987 и затем неоднократно переиздавался. "Р. р." оценили комическую стихию этого романа, обращение к традиции народной культуры, к сочному языку рабочих А. Силлитоу, Р. Уильяме.
К числу "Р. р." относят А. Силлитоу, С. Барстоу, Д. Стори, "Р. Уильямса, К. Уотерхауса, С. Чаплина. Их первые романы вышли вслед за произведениями "сердитых молодых людей" и поначалу воспринимались в связи с этой группой. Однако с появлением новых романов, их успешной экранизацией, пик которой пришелся на 1961-1963, очевидной становились иная социальная природа и художественный облик нового героя, и за произведениями о нём утвердилось название "романов о рабочем классе" "a working-class novel" [Ладыгин 2009:54] . Впоследствии к списку "Р. р." добавили Билла Ноутона Naughton Bill, 1910-1992, автора романа "Альфи" "Alfie", 1966 о похождениях молодого лондонского рабочего, и Барри Хайнса Hines Barry, p. 1939, написавшего пронзительную книгу "Пустельга для отрока" "A Kestrel for a Knave", 1968 о привязанности мальчика из рабочей семьи к спасённой им дикой птице [Попова 2004:71].
На поверку "Р. р." оказались писателями разными, каждый со своей литературной биографией, однако у них имелось и немало общего. Все они были выходцами из рабочих, редко - из разночинных семей. Все родились в провинции, большей частью в северных графствах, и действие их книг разворачивается на "малой родине" авторов: в Йоркшире у Барстоу и Стори, в Ноттингеме у Силлитоу, в Ньюкасле-на-Тайне у Чаплина, в Уэльсе у Уильямса, в Лидсе у Уотерхауса. Поэтому в критике они нередко именуются "региональными романистами". Наконец, в широком плане их сближает ведущая тема: молодой человек из рабочей среды в контексте социальных перемен после 2-й мир. войны и формирования «государства всеобщего благосостояния» [Попова 2004:72].
В отличие от так наз. "пролетарских писателей" 1920-1930-х гг. - Джеймса Уолша Walsh James, Льюиса Джонса Jones Lewis, 1897-1939, Хэролда Хезлопа Heslope Harold, Уолтера Гринвуда Greenwood Walter, 1903-1974 и др. - "Р. р." не задавались целью показать условия труда на производстве или описать повседневное существование героев. Для персонажей "Р. р." труд отнюдь не главное в жизни и важен лишь как источник заработка. Что касается быта и нравов рабочей среды, то и в тех случаях, когда таковые представлены сравнительно подробно, они интересуют авторов постольку, поскольку служат характеристике либо социального окружения главных действующих лиц, как в книгах Силлитоу, "Дне сардины" Чаплина, "Пустельге" Хайнса, романах Стори, либо образа жизни старших поколений, отцов и дедов, как в повести "Джоби" Барстоу, романах Уильямса или в "Соглядатаях и поднадзорных" Чаплина[Ладыгин 2009:55].
Столь же мало волновали "Р. р." проблемы конфликта труда и капитала - то, что изображали их соотечественники после 2-й мир. войны, такие, как Дж. Линдсей, Лен Доэрти Doherty Len, Герберт Смит Smith Herbert или Дэвид Лэмберт Lambert David, которых марксистская критика едва ли не зачисляла в социалистические реалисты. Вероятно, единственными произведениями "Р. р.", где эти проблемы весьма опосредованным образом сопрягаются с жизненными обстоятельствами главных действующих лиц, - это "Ключ от двери" и "Смерть Уильяма Постерса" Силлитоу и "Цена угля" "The Price of Coal", 1979 Хайнса [Богомолов 2000:23]. Для молодых героев "Р. р." массовые выступления английских рабочих в 1920-1930-е гг. в лучшем случае славная, но перевёрнутая страница биографии старшего поколения и национальной истории книги Чаплина, Силлитоу, Хайнса, в худшем - нечто их не интересующее и не имеющее к ним отношения, как для персонажей Барстоу, Уотерхауса или Ноутона. Классовая принадлежность героев "Р. р." если и проявляется, то скорее в наследовании некоторых традиционных житейских и мировоззренческих установок - в органичном недоверии к "системе", которую в их глазах олицетворяют государство, правительство и "хозяева", в яростном, хотя в подавляющем большинстве случаев беспредметном, бунте против навязанного им, как они считают, образа существования, в попытках вопреки всему настоять на своём, выделиться, утвердиться в жизни [Вельский 2001:93].
Анализируя психологию молодого героя, "Р. р." раскрывают в конечном счёте два типа его реакции на изменившуюся социальную действительность: стремление адаптироваться к ней в рамках своего класса, сохраняя верность его нравственным идеалам и житейским нормам, и смена классовой принадлежности путём приобретения более доходной профессии "чистого воротничка", решительного разрыва с "корнями", ухода в спорт, науку, литературное творчество. В любом из вариантов герой сталкивается со сложными проблемами психологического, этического и философского свойства становление сознания, вопрос о смысле жизни, которые в конечном итоге и определяют его личностные характеристики, самооценки и отношения с другими [Богомолов 2000:24].
При всей индивидуальности стиля и манеры письма, при всём различии эстетических взглядов и восприятия жизни "P. p." представили своих героев личностями многомерными, внутренне богатыми или, во всяком случае, никак не примитивными, способными глубоко чувствовать и переживать. В этом плане они выступили продолжателями традиций Д. Г. Лоуренса и Л. Г. Гиббона, которые первыми в английской литературе показали человека труда не как социально-классовую единицу или жертву общественного устройства, но как полнокровный и во всех отношениях полноценный человеческий характер. С книгами "Р. р." образ рабочего прочно утвердился в национальной литературе на правах полноправного литературного героя [Вельский 2001:97].
1.2 Алан Силлитоу и его творческий путь
Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. «Рабочий роман» представлен творчеством таких писателей, как Силлитоу, Чаплин, Барстоу. Творческая судьба каждого из этих писателей сложилась по-своему, однако в 50-60-е годы их вклад в английскую литературу был не только ощутим, но и принципиально важен; основная тема их произведений — жизнь рабочего человека, его внутренний мир, его чувства, повседневные заботы и трудности. Традиции «шахтерского романа» Силлитоу получили в английском рабочем романе послевоенных лет свой отклик и дальнейшее развитие [Аникин 2004:78].
Алан Силлитоу (англ. Alan Sillitoe; 4 марта
1928, Ноттингем — 25 апреля 2010, Лондон) —
английский поэт и прозаик.
Силлитоу родился 4 марта 1928 в Ноттингеме.
Сын кожевника, с четырнадцати лет работал
на фабрике. В 1946 вступил в британские
военно-воздушные силы и два года служил
радистом в Малайе. После возвращения
в Англию у него обнаружился туберкулез,
и он несколько месяцев лежал в больнице.
Во время лечения будущий писатель активно
занимался самообразованием, читал в переводах
классику и писал сам, имитируя понравившиеся
произведения. Жил в Ноттингеме (1950) и Кенте
(1951), а затем в течение шести лет путешествовал
по Франции и Испании с женой, американской
поэтессой Рут Фейнлайт.
В Испании Силлитоу подружился с поэтом Р.Грейвзом, посоветовавшим ему писать о Ноттингеме, и начал работать над романом «В субботу вечером, в воскресенье утром». Рассказанная в этом романе история грубого и распущенного молодого рабочего Артура Ситона, злого на общество и не принимающего моральные ценности среднего класса, сразу вознесла тридцатилетнего британского самоучку на вершину литературной славы.Всего через год Силлитоу вновь оказался в центре внимания критики – на этот раз в связи с выходом в свет сборника рассказов «Одиночество бегуна на длинную дистанцию», где вновь правдиво изображалась жизнь рабочих в Великобритании. Рассказ, названием которого озаглавлена книга, был признан подлинным шедевром, его содержание – мысли легкоатлета, бегающего на длинные дистанции, который в то же время преступник и вор, оценивающий общество с жестоких и циничных позиций отщепенца. Оба произведения были экранизированы. Силлитоу написал сценарий по роману «В субботу вечером, в воскресенье утром» в 1960. Фильм, в котором снялся молодой А.Финни, имел внушительный коммерческий успех в Англии в 1961, а позднее в США. Писатель также написал сценарий по рассказу «Одиночество бегуна на длинную дистанцию». Фильм по нему с участием Т.Куртни (1962) стал очередной удачей Силлитоу на обоих континентах[Аникин 2004:80].
Создавая образ рабочего середины 20 в., Силлитоу показывает, что в рабочей среде утвердился довольно убогий стандарт жизни, где «каждый за себя», где протест становится анархическим бунтом против всех. Хорошо зная жизнь рабочего класса, Силлитоу стремился исследовать сложные проблемы, вставшие перед человеком из рабочей среды в «цивилизации потребления», но он не ограничивал себя изображением только рабочего класса, связывал рабочую тему с политикой, раскрывал психологию своих героев на широком общественном фоне. В мире романов и повестей Силлитоу выживает сильнейший, герой пытается выбраться «из водоворота» предопределённых обществом правил[Богомолов 2000:23].
Другие романы Силлитоу: Ключ от двери (Key to the Door, 1961), Смерть Уильяма Постерса (The Death of William Posters, 1965), Сын вдовца (The Widower's Son, 1977), Рассказчик (The Storyteller, 1979), Пропавшая летающая лодка (The Lost Flying Boat, 1983), Открытая дверь (The Open Door, 1988) и Последние возлюбленные (Last Loves, 1990) [Анастасьев 2004:67].
Широкую известность получили сборники рассказов «Дочь старьевщика» (The Ragman's Daughter, 1963), «Мужчины, женщины и дети» (Men, Women and Children, 1973), «Второй шанс» (The Second Chance, 1981), «Дальняя сторона улицы» (The Far Side of the Street, 1988) и «Избранные рассказы» (Collected Stories, 1995).
Свой лучший поэтический сборник «Крысы» и другие стихотворения (The Rats and Other Poems, 1960) Силлитоу опубликовал в молодые годы. Здесь поэзия напитана тем же гневом, что и его знаменитый роман-первенец. Сборник «Избранные стихотворения» (Collected Poems) вышел в 1993 году. Силлитоу также автор детских книг, в которых фигурирует удивительный персонаж Джим Мармелад [Аникин 2004:91].
Информация о работе Жанровое своеобразие и идейное звучание рабочих романов А. Силлитоу