Жанровое своеобразие и идейное звучание рабочих романов А. Силлитоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого внимания к проблеме свободы в современной английской литературе и, в частности, в недостаточно изученном творчестве Алана Силлитоу. Сосредоточенные в выявлении и описание способов передачи на русский язык английского просторечия в самом широком диапазоне, от применения ненормативной лексики до употребления фонетических и грамматических неправильностей , критики больше занимались языковыми особенностями его произведений (Я.В. Голованов,А. Пирузян). Отдавая должное освещению в его языку, исследователи отказывают ему в умении раскрывать важные общечеловеческие вопросы, показать поиски человеком своего места в жизни, своего «я».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1 Творчество Алана Силлитоу : к вопросу об этических и эстетических исканиях английских писателей второй половины ХХ века….4
1.1 Английская литература 1945-1970 .Рабочие романисты …………4
1.2 Алан Силлитоу и его творческий путь…………………………..…..7
1.3 Своеобразие художественного мира А. Силлитоу …………….… 10
Выводы по первой главе……………………………………………..….19

Глава 2 жанровое своеобразие и идейное звучание рабочих романов А. Силлитоу……………………………………………………………………...21
2.1 Идейный замысел романа А. Силлитоу «Субботний вечер и воскресное утро»………………………………………………………….….21
2.2 Идейный замысел произведения «Одиночество бегуна на длинные дистанции»……………………………………………………………………24
Выводы по второй главе………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………33

Файлы: 1 файл

41е 2 идейное своеобразие рабочего романа.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

Большой силой правды дышит его очерк о Советском Союзе («Дорога в Волгоград»), написанный после посещения Страны Советов в 1963 году. Истинным гневом и отвращением к фашистским крысам, попрятавшимся в укромных местечках до поры до времени, проникнута повесть «Гузман, отправляйся домой!»

Роман «Смерть Уильяма Постерса» (1965) менее бесспорен. В некоторых отношениях он означает заметный шаг вперед: стиль Силлитоу здесь совершеннее, словесные образы оригинальнее, манера письма увереннее.

Сюжет романа составляют странствия Фрэнка Доули — молодого английского рабочего, внезапно оставившего завод, семью, родной город и пустившегося «куда глаза глядят» по дорогам Великобритании, без всякой определенной цели, даже почти без определенной причины.

Любовные встречи Фрэнка и истории его связей с Пэт — медицинским работником небольшого городка в Ланкашире, а затем с женой художника Мирой, чрезвычайно тщательный анализ переживаний героя в связи с этими встречами не всегда убеждают, подчас оставляя читателя равнодушным к душевным бурям и неясным исканиям Фрэнка. Не убеждает и его поездка в Марокко. Но история любовных связей Фрэнка не главное в романе и не решающее в его замысле. Фрэнк точно не знает, от чего он бежит, если не от самого себя. Его странствия по дорогам и городам родной страны, метания от одной женщины к другой кажутся ничем не оправданными, а когда герой наконец, опять-таки при весьма неожиданных обстоятельствах, приходит и к самопознанию, и к самовыражению, остается тревожное ощущение его двойственности. Фрэнк одержим придуманным им самим мифом об Уильяме Постерсе. Образ Постерса — маленького, «серого» человечка, приученного жизнью подличать, хитрить и приспосабливаться, то скрываясь, то изворачиваясь перед теми, что наверху — образ символический.

Фрэнк Доули всеми силами души ненавидит Постерса, дух Постерса в других, дух Постерса в окружающей его жизни. Но больше всего он ненавидит Постерса в самом себе. И стать по-настоящему человеком означает для него — убить в себе Постерса, что оказывается непросто и удается герою лишь в момент огромного душевного напряжения.

Силлитоу блестяще удастся отрицание. Отрицание окружающей героя жизни, отрицание в изображении непреодолимого одиночества героев, отрицание в изображении характеров. Значительно меньше убеждают читателя те страницы, где автор пытается дать положительное решение конфликта. Может быть, именно поэтому наиболее спорен в романе его финал.

Шелли, с которым Фрэнк Доули столь неожиданно уезжает из Танжера в рискованную экспедицию с целью тайной доставки оружия борющимся алжирским патриотам, так и остается до конца загадочным (имеется ли в виду американский коммунист, скитающийся по белу свету в поисках революционной активности, или же сомнительный авантюрист, играющий в революцию – не ясно).

Когда поездка на границу Алжира в машине, доверху нагруженной оружием для патриотов, приводит героев к открытому сражению с отрядом французской колониальной армии, Шелли стремится уклониться от прямого действия, Фрэнк же в него ввязывается, становясь тем самым, наконец, по-настоящему «завербованным». Умирает Постерс, дух которого растоптан Фрэнком. Фрэнк принимает смелое решение участвовать в национально-освободительном движении в Алжире, и сам везет оружие повстанцам.

В романе «Дерево в огне» Алан Силлитоу отходит от жанра «рабочего» романа. В нем рассказывается о жизни художника Альберта Хэндли и его семьи, об участии Фрэнка Доули в национально-освободительном движении в Алжире. Затрагивается и тема демократического движения английской молодежи, протестующей против агрессии во Вьетнаме.

Хотя действие романа Силлитоу «Начало пути» (1970) происходит в Ноттингаме, как и в ранних книгах писателя, оно уже мало связано с тем, что характерно для «рабочего» романа. Здесь фигурирует Том Джонс XX века, современный «пикаро» Майкл Кэллен, хотя по происхождению рабочий, и в нем еще сохранились некоторые черты пролетарской психологии. Повествование состоит из серии приключении главного персонажа, рассказанных им самим.

В последнее время писатель вновь обратился к рабочей теме: «Забастовка шахтеров», является откликом на одну из крупнейших английских трудящихся — забастовку шахтеров 1972 г. Главная идея рассказа — идея солидарности трудящихся.

В результате упорной борьбы за свои интересы горняки одержали победу.

«Рабочий» роман 50—60-х годов внес большой вклад в развитие прогрессивных тенденций в английской литературе. Это течение обратилось к важнейшим проблемам современности, осветило жизнь рабочего класса в условиях современного капиталистического общества. Реализм «рабочих» романистов подготовил почву для творческих исканий, которые открывают возможность для более широкого развития социалистического искусства в Англии.

Выводы по первой главе:

Новая английская литература, направив острие своей критики против консерватизма современной жизни, взбудоражили молодых писателей. Началась эра литературы, прославивших театр и даже киноискусствоАнглии. Учитывая объективную ценность лучших достижений театра и литературы «рассерженных», их небывалую социальную остроту, проникновение современной английской драмы и романа на показ следует признать фактом, бесспорно, положительным. Тем более что произведения отнюдь не выглядели литературными.

Градус литературности, отличающий произведения А. Силлитоу и других молодых англичан, особенно возрастал благодаря тому, что их произведения были погружены в подлинную, документально точную жизненную атмосферу, которая заставляла забыть о литературно-классической первооснове. Тем более что новая английская драма, вступив в полемику с нормативами традиционного литературоведения, отказалась от привычной для сцены концентрации действия и строго последовательной драматургической «выстроенности». Это в значительной мере приблизило ее к течению реальной жизни. На страницах вместе с новыми героями — рабочими, студентами, людьми, выброшенными за борт общества, — появились показанные со множеством подробностей рабочие квартиры, меблированные комнаты, дешевые отели, узкие улицы отдаленных от «аристократического» центра поселков, бесконечные ряды низких кирпичных домов, окутанных дымом и гарью наступающих заводов. Новая и необычная для английской литертуры атмосфера действия придала произведениям «рассерженных» удивительно правдивую интонацию. Подкупающая достоверность и в то же время какая-то особая поэтичность этих произведений имеет свои истоки. Алан Силлитоу и его единомышленники прошли хорошую школу документализма в рамках так называемого «Свободной литературы». Борясь против коммерческого засилия в искусстве, Силлитоу и другие писатели стремились показать жизнь простых людей Англии такой, какая она есть на самом деле. Без искажающих коррективов официальной пропаганды. Сохранив верность принципам документализма, разработанным еще в тридцатые годы, писатели «Свободной литературы» отказались от какой бы то ни было эстетизации материала. Основным инструментом познания мира стала бумага. Главным объектом произведений— простые люди Англии, их повседневная жизнь.

 

2 Глава жанровое своеобразие и идейное звучание рабочих романов А. Силлитоу

2.1 Идейный замысел  романа А. Силлитоу «Субботний вечер и воскресное утро»

Жизненная достоверность - характерная черта произведений «рабочих романистов», к которым можно отнести А.Силлитоу. Объясняется это тем, что все они - выходцы из рабочей среды, нравы которой столь правдиво и воспроизводят в своих книгах. Постоянный мотив этих произведений - стремление главного героя вырваться из беспросветного, отупляющего существования к более осмысленной жизни - как правило, обратившись к писательскому ремеслу. Именно таков жизненный путь Брайена Ситона, центрального персонажа романа А.Силлитоу "Ключ от двери" (1961) [Богомолов 2000:26].

В 1958 году появился первый роман молодого автора. Это был «Субботний вечер и воскресное утро». Силлитоу в 1958 году не было еще тридцати лет. Он — выходец из рабочей среды индустриального Севера. Его книга была написана в своеобразной и новой манере.

Роман «Субботний вечер и воскресное утро» немедленно привлек внимание прессы. О нем заговорила вся английская критика, притом сразу окрестила его «рабочим» романом. Заговорили о рождении «рабочей литературы» [Попова 2004:77].

Широко заговорила о нем и пресса, причем отзывы критиков разных направлений были «Субботний вечер и воскресное утро» обратил на себя внимание различных читателей, сразу выдержал несколько изданий и приобрел еще большую популярность после его экранизации (в 1961 году) благоприятными.

Образ героя Артура Ситона — не автопортрет, хотя Силлитоу и вложил в него немало лично пережитого. Алан Силлитоу, как и Артур Ситон,— выходец из рабочей семьи и сам в прошлом рабочий. Как и Ситон, Силлитоу родился и вырос в Ноттингаме, где и развертывается действие романа. Но не в этих соответствиях значение романа, во многом еще сырого и обнаруживающего незрелость писательского почерка.

Роман превосходно показал рутину и автоматизм рабочей недели Ситона и закономерность тех весьма примитивных радостей, которым он отдается «и субботу вечером и воскресенье поутру».

Артур Ситон показан сильным и способным токарем, и работает он превосходно. Хороши и те заработки, которые ему обеспечивает период промышленного подъема. Но эти заработки тратятся на «стильную» одежду и пропиваются с приятелями. Артур не видит и не ищет иной жизни, хотя превосходно понимает, насколько ему «все осточертело» [Банковская 2006:55].

Сила образа в его очевидной типичности. Артур Ситон — это тот самый обычный, рядовой молодой англичанин, который работает сегодня у станка в «государстве всеобщего благосостояния». Он ненавидит (и постоянно проклинает) тех, кто наверху,— и политиков, которые в любую минуту наденут на него шинель и отправят воевать, и профсоюзных боссов, и страховые общества, и интеллигенцию, фабрикующую различные «теории». Он даже своеобразный бунтарь, ненавидящий «существующие порядки». Но бунт Ситона глубоко анархичен, нецеленаправлен.

Какого бы напряжения и накала ни достигали проклятия Ситона, по существу, ему безразлично все на свете, кроме собственного благополучия. Высказывания Ситона, которых в романе немало, правда, говорят о противоположном. «Они думают, что заткнули нам рты своими страховыми полисами и телевидением, но я буду одним из тех, кто им покажет, как они ошибаются». В другом месте он же заявляет: «Пусть только начнут войну — они увидят, какой из меня получится солдат. Эти там наверху должны знать, что за них воевать никто не намерен».

Но если Артур в чем-нибудь и убежден, то, прежде всего в том, что «каждый за себя» и самое важное «не попасть на крючок». Философия его — наивный, но достаточно циничный эгоизм. «Я бы стрелял в них,— противореча самому себе, говорит тот же Ситон,— но как будто мне есть до всего этого дело!» Политическая жизнь страны его интересует мало, что не мешает ему порой отпустить крепкое словцо по адресу правящих ею. Главное для него — не дать себя в обиду. Лейтмотив образа: «мне наплевать на все» и «идите все к черту», «главное не дать себя в обиду».

Стиль первого романа Силлитоу своеобразен и дает ощутить индивидуальную манеру автора. Художественные средства превосходно способствуют выполнению его замысла.

Изображая Ноттингам и ноттингамцев, Силлитоу, прежде всего, смело обратился к диалекту родного города. Его герои не только живут той жизнью, которой живут в Ноттингаме, но и говорят, как его жители и уроженцы.

Повествование Силлитоу неторопливо и по-особому тщательно: сила книги в регистрации тех лишь на первый взгляд малозначащих мелочей, из которых складывается быт рабочей семьи, буден и праздников ничем не примечательных рабочих парней, будущих отцов семейств. Но все эти как будто незначительные описания в конечном итоге ведут к созданию удивительно четкой и зримой картины целого.

Критика отмечала, что Силлптоу не обнаруживает в своем первом романе глубины разработки характеров. Портреты главного героя, его приятелей и собутыльников, любовниц и их мужей получаются удивительно пластичными.

Натурализм многих сцеп и эпизодов романа, также неоднократно отмечавшийся, воспринимается как необходимое средство воплощения определенного замысла, а не склонность автора к смакованию физиологических деталей.

Силлитоу нарисовал не передового рабочего и тем более не борца. Но созданный им образ типичен. И сила романа не только в изображении Ситонов, но и того всеобщего убийственного и убогого стандарта, по которому живут тысячи рабочих парней.

Артур — красноречивая иллюстрация результатов проникновения буржуазных влияний в рабочую среду. Протест Ситона оставался бунтом изолированной и даже одинокой личности, анархическим, бесцельным бунтом одиночки. Ситон боролся против всех и всех проклинал, но не во имя каких-либо перемен и тем более не во имя общих интересов своего класса, а лишь ради своих личных интересов.

 

 

 

 

2.2 Идейный замысел произведения «Одиночество бегуна на длинные дистанции»

Рассказ «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» содержит невеселую правду о жизни наименее обеспеченных представителей английского рабочего класса, жизни, показанной преимущественно через восприятие детей или юношей, выросших в нужде, становящихся подчас правонарушителями [Бабаков 2006:44].

В «Одиночестве бегуна на длинную дистанцию» отчетливо звучит протест, причем такой же анархический и объективно бесцельный, как и в первом романе. Когда герой рассказа Смит, заключенный в тюрьму для несовершеннолетних (Борстал), намеренно проигрывает забег, чтобы насолить ненавистному начальнику тюрьмы, мечтающему о «своем» чемпионе, он не добивается никаких ощутимых результатов. Но он чувствует удовлетворение от утверждения своей личности, выражает протест, отказываясь стать профессиональным спортсменом,— и с него довольно.

В этом рассказе звучит своеобразный горьковатый лиризм, спрятанный глубоко в подтекст мотив одиночества. Подростки, рано узнающие изнанку жизни большого капиталистического города, искалеченные с детства воздействием общества, основанного на обмане и эгоизме, одиноки и уязвимы. Они не знают, куда направить и к чему приложить свои силы, как искать идеалы и цели.

 Рассказ открывается сценой, в которой главный герой, Колин Смит, одиноко бежит по просёлочной британской дороге. В своём монологе Колин открывает читателю, что бег — это средство, с помощью которого он, в прямом и переносном смысле, бежит от своих проблем, — особенно от проблем с законом, — бежит по лесам и полям, не задаваясь вопросом «зачем?». И даже пробегая сквозь победную черту и сквозь стоящую за ней ликующую толпу — он знает, что это ещё не конец. Это — одиночество бегуна на длинные дистанции.

В следующей сцене показан Колин, уже в наручниках, едущий в автобусе вместе с группой других молодых людей (также в наручниках) в Ракстон Тауерс — центр для несовершеннолетних правонарушителей, так называемых «трудных подростков». Директор учреждения убеждён, что только тяжёлая работа и дисциплина, налагаемая на молодых правонарушителей, в конечном счёте сделают из них полезных членов общества. Колин, угрюмый и непослушный, сразу бросается ему в глаза как дерзкий вызов сложившейся системе «перевоспитания»: при обращении он не употребляет уважительное «сэр», говорит то, что думает, и не собирается, подчиняться и принимать прописанные правила. Алогичность, непоследовательность, «стихийность» и импульсивность высказываний составляют немаловажную черту К.Смита.

Этот паренек из рабочей семьи знает, против кого надо бороться. Больше всего на свете он ненавидит «крыс», эксплуатирующих его труд, угрожающих его свободе, вершащих его судьбу. Но формы активного протеста Колина сводятся, увы, к объективно бесцельному анархическому бунту. Парень становится вором, причем никак не ради обогащения и собственного благополучия. Это своеобразный вызов обществу, которое Колин Смит глубоко презирает и отчаянно ненавидит, равно как и его главный фетиш — деньги. (Не случайно герой фильма сжигает банкноты, ассигнованные ему матерью «на разгул».)

Информация о работе Жанровое своеобразие и идейное звучание рабочих романов А. Силлитоу