Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 08:55, контрольная работа
Цель работы - изучить начальный этап античной философии.
Задачи работы:
- дать понятие «Античная философия»;
- изучить развитие доклассической античной философии.
Введение 3
1 Понятие «Античная философия». Основные этапы развития античной философии 4
2 Развитие доклассической античной философии 7
Список использованных источников 18
Будучи врагом софистики Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одной. На достижение такой истины и направлена философия.
То же касалось не только полемики с софистами, но и его отношения ко всем предшествующим философам, занимающимся изучением природы. Все они, опираясь на разные точки зрения, давали разные картины мира, что свидетельствовало о невозможности твердого знания. Указанная ситуация и обусловила поворот сократовской философии от изучения природы к изучению человека, как главной темы его философских размышлений.
Убеждение в существовании объективной
Но делать добро можно лишь тогда, когда знаешь, в чем оно состоит. Мужественным человек может быть лишь тогда, когда знает, что такое мужество. И вообще знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными и счастливыми. Истинная нравственность, по Сократу,- знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Но прекрасное само по себе, а также благое, доброе, справедливое, как абсолютные и неизменные истины - даются с трудом в процессе познания того общего и существенного, что охватывает все случаи и все примеры этих явлений. Так, для Сократа мораль сливается с абстрактно-всеобщим знанием.
Идя вслед за софистами, Сократ касается, главным образом, вопросов человеческого бытия, но при этом стремиться находить объективные гносеологические позиции, позволяющие находить не относительную, а абсолютную истину. Так поступали элеаты. Однако предметное поле их философии в корне отличалось от сократовского. Предельно общие классификационные понятия они находили для осмысления природы. Интересам же Сократа были чужды как природа в целом, так и математика, физика и другие конкретные науки, поскольку для этики они не имели ни какой ценности. В этом исключительно этическом направлении, Сократ надеялся, что с помощью предельно общих понятий ему удастся постичь самую сущность явлений, господствующих над всеми частными случаями человеческой жизни. Поэтому философию Сократ понимал как систему наиболее общих классификационных понятий об общеобязательном законе добра. Определение того, что такое справедливость, рассудительность, мужество, истина, красота, взятые сами по себе, были в центре раздумий Сократа.
Деятельность софистов,
а затем и Сократа означала изменение предметного
поля философии. Она послужила основанием
для этических школ. До них философия познавала
внешний по отношению к человеку мир, природу.
Сократ же утверждал, что она непознаваема,
а познать можно только душу человека
и его дела, в чем и заключается задача
философии. В центре внимания Сократа,
как и некоторых софистов,- человек. Но
он рассматривается Сократом
Поэтому, в истории древней европейской философии учение Сократа воспринимается как некий водораздел. До Сократа она в основном изучает природу, в которой человек представляет собой только одну из малейших частей. После Сократа философия утверждает проблему человека в качестве главной темы своих размышлений, продолжая тем самым гуманистическую линию философских исканий софистов, которые с одинаковым успехом занимались не только проблемами человека, но учили математике, физике, астрономии и другим наукам.
Заключение
В результате данной работы подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда - объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Натурализм и антропологизм развиваются в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важный составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля6.
Подводя итог, можно сформулировать основные философские проблемы античной философии и способы их решения.
Проблема понимания природы и сущности мира. Два основных подхода к ее решению - материалистический и идеалистический. Первый видит сущность мира в материальной субстанции, второй - в идеальной.
Проблема причины развития (саморазвития) мира. Два решения:
а) причина - это внешняя сила, воздействующая на мир и вызывающая его изменение и развитие;
б) причина развития мира заключена в нем самом (единство и борьба противоположностей).
Проблема природы и сущности знания. Два подхода:
а) знания - это знания о реально существующем мире, которые мы познаем с помощью чувств и разума;
б) знания - это знания о сверхчувственном, умопостигаемом мире, который недоступен чувствам и который познается с помощью интеллектуальной интуиции.
Проблема природы и сущности права и государства. Два подхода:
а) государство и право - средства подчинения одних людей другими;
б) государство и право - средства организации счастливой совместной жизни людей.
Все эти проблемы стали ключевыми проблемами европейской философии и науки. Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное недеяние и активность античного философствования, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.
1. Асмус В.Ф. Античная философия. / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2009, - 400с.
2. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. / Б.Н. Бессонов. – М.: ООО «Издательство
АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2011. – 318 с.
3. Кальной И. И. Философия для аспирантов: Учебник. / И.И. Кальной, Ю. А. Сандулов.
– СПб.: Изд. «Лань», 2008. -512 с.
4. Сальников В. П. Философия: Учебное пособие для слушателей юридических вузов. /
В. П. Сальников, Г. Н. Хон. – СПб.: «Университет», 2010. – 320 с.
5. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени: Субъект-
объектная парадигма. / В.В. Соколов. - М.: Эдиториал УРСС, 2009. - 336 с.
1 Кальной И. И. Философия для аспирантов: Учебник. / И.И. Кальной, Ю. А. Сандулов. - СПб.: Изд. «Лань», 2008. -С. 42.
2 Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. / Б.Н. Бессонов. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2011. - С. 22.
3 Асмус В.Ф. Античная философия. / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2009, - С. 137.
4 Сальников В. П. Философия: Учебное пособие для слушателей юридических вузов. / В. П. Сальников, Г. Н. Хон. - СПб.: «Университет», 2010. - С. 39.
5 Асмус В.Ф. Античная философия. / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2009, - С. 154.
6 Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени: Субъект-объектная парадигма. / В.В. Соколов. - М.: Эдиториал УРСС, 2009. - С. 168.
понедельник, 15 апреля 2013 г., 2:44:04
Информация о работе Античная философия: доклассический период