Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.

Содержание работы

Введение.
1. Общая характеристика эпохи Античности.
2. Космос и человек в трактовке античной философии.
3.Философские школы и выдающиеся философы античности.
3.1.Досократовский период
а) Милетская школа.
б) Школа Пифагора.
в) Элейская школа и школа Гераклита.
г) Атомизм.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

 Античная философия

План:

Введение.

1. Общая характеристика эпохи Античности.

2. Космос и человек в трактовке античной философии.

3.Философские  школы и выдающиеся философы  античности.

3.1.Досократовский период

а)  Милетская школа.

б)  Школа Пифагора.

в)  Элейская школа и школа  Гераклита.

г)  Атомизм.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Античная философия охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н.э. по V—VI вв. н. э.

Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом  философствования отличалась от древних  восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.

При всех существенных различиях философских  систем античности им свойственны некоторые  общие черты, обусловленные их принадлежностью  к античному типу рабовладельческой  формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

Ее основная периодизация связана  в первую очередь с общекультурным развитием античности.

 

1. Общая характеристика эпохи Античности.

Античная философия – уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложил основы европейской цивилизации и создали образы на подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

В начале I тыс. до н.э. древневосточные  цивилизации утратили приоритет  в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и  получившему название «античная  цивилизация». К античной цивилизации  принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в  экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.

Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись  к самому началу европейской цивилизации - античной культуре, сформировавшейся в Древней Греции и Древнем  Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.

Античная цивилизация, если исчислять  ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими  достижениями обязана еще более  древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в  восточном Средиземноморье и  некоторых областях материковой  Греции в III-II тыс. до н.э.

Центрами эгейской цивилизации  были остров Крит и город на юге  Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем  дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.

В историческом развитии Древней Греции  принято выделять следующие периоды : гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) ; архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.). История Древнего Рима  делится на три основных этапа : ранний, или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.) ; римская республика (V-I вв. до н.э.); римская империя (I-V вв. н.э.).

Римская цивилизация считается  эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в  Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой  самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к  Средиземноморью. Слава и величие  ее измерялись не только обширностью  территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и  народов.

В формировании римской культуры приняли  участие многие народы, подчинявшиеся  римской власти, в том числе  и население древневосточных  государств, в частности Египта. Однако на ранне-римскую культуру наибольшее влияние оказали племена латинов, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.

В исторической науке до сих пор  существует «этрусская проблема», которая  заключается в загадке происхождения  этрусков и их языка. Все попытки  современных ученых сопоставить  их с какой-либо языковой семьей не дали результата: удалось только найти  некоторые соответствия индоевропейского и кавказско-малоазиатского (и других) происхождения. Неизвестна пока и родина этрусков, хотя предпочтение отдается теориям их восточного происхождения.

Цивилизация этрусков достигла высокого уровня развития и была красочно описана  античными историками, представлена в многочисленных памятниках. Этруски  были отважными мореходами, искусными  ремесленниками, опытными земледельцами. Многие их достижения заимствованы римлянами, в том числе и символы власти этрусских царей: курульное кресло; фасции (пучок розог с воткнутой  в них секирой); тога - верхняя  мужская накидка из белой шерсти с пурпурной каймой.

Особая роль в становлении римской  государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей  грубых пленила. В Лациум сельский искусства  внесла».

У греков римляне заимствовали более  совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана  латинская письменность, и, конечно  же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур  сформировал античную культуру, ставшую  основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего  дихотомию Восток - Запад.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно говорить о  некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности  цивилизации античного типа. Эти  особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими  название архаической революции, культурного  переворота.

Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку  в истории она по своим результатам  единственная и уникальная. Архаическая  революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее  нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного  производства, ориентированного преимущественно  на рынок, способствовали возникновению  и других структур, определявших специфику  античного общества.

К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы  политической организации; наличие  концепций суверенитета народа и  демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и  прав свобод каждого гражданина, признание  его личного достоинства; система  социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного  искусства.

Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию  Восток-Запад.

Важную роль в архаической революции  сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир  из состояния изоляции и вызвала  стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым.

Она открыла широкий простор  перед личной инициативой и творческими  способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий  уровень экономического и культурного  развития.

Колонизация, т.е. создание новых поселений  в чужих странах, была вызвана  различными причинами, в частности  перенаселением, политической борьбой, развитием мореплавания и т.д. Первоначально  колонисты остро нуждались в  самом необходимом.

Им не хватало привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое  масло, а также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений  и т.п. Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим изделиям и продуктам местных  жителей.

Открытие рынков на колониальной периферии  способствовало совершенствованию  ремесленного и сельскохозяйственного  производства в самой Греции. Ремесленники постепенно становятся многочисленной и влиятельной социальной группой. А крестьяне в ряде районов  Греции переходят от выращивания  малоурожайных здесь зерновых культур  к более доходным многолетним  культурам: винограду и оливкам.

Превосходные греческие вина и  оливковое масло пользовались огромным спросом на внешних рынках в колониях. Некоторые греческие города-государства  вообще отказались от своего хлеба  и стали жить за счет более дешевого привозного зерна.

С колонизацией было связано и появление  более прогрессивной формы рабства, когда в рабов обращали не соплеменников, а захваченных в плен чужеземцев. Основная масса рабов поступала  на греческие рынки из колоний, где  их можно было приобрести в больших  количествах и по доступной цене у местных правителей. Благодаря  широкому применению во всех отраслях производства рабского труда у свободных  граждан появлялся избыток свободного времени, которое они могли посвятить  занятиям политикой, спортом, искусством, философией и т.д.

Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового общества, новой полисной цивилизации, резко  отличающейся от всех предшествующих.

 

2. Космос и человек в трактовке античной философии.

Поскольку, первые греческие философы – «мудрецы» - занимались осмыслением природы, космоса, выясняя "причины и начала" мира, их часто называют «физиками».

Они интуитивно строили субстациональную модель мира (именно через выяснения «первопричины» - по-гречески «архее», что дословно означает «начало, принцип» всего сущего как его основы, сущности) в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен «перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса - как они мыслились мудрецами были  «перенесены» на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и ещё один смысл: ведь Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение «космоцентризма» таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такая мировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потому онтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физики искали «причины и начала бытия») - вторая сущностная характеристика философии античности.

Впервые космос как «мирострой» был засвидетельствован около 500 до н.э. во фрагментах Гераклита, затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).

Древне - греческое  восприятие космоса (особенно у Платона  и Аристотеля) как предельной полноты  бытия, как эстетически прекрасного, совершенного и невинного существа составляет историческую антитезу иудео - христианской концепции «ущербности» природы как результата грехопадения.

у Аристотеля в трактате «О небе» с термином космос конкурирует термин «небо», окончательно уступающий место космосу, начиная с эпохи эллинизма. У Платона в диалоге «Тимей» исходным понятием является «демиург» - устроитель космоса, создающий его по определенному образцу. Космос возникает по Платону из смеси идей и материи, демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по всему пространству, которое предназначено для видимой вселенной, разделив его на стихии - огонь, воду, воздух и землю. Вращая космос, он округлил его, придав ему наиболее совершенную форму - сферы. Соответственно гармоническим математическим соотношениям он преобразовал орбиты планет и небо неподвижных звезд. Результат - космос как живое существо, одаренное умом. Космос един, ибо единому прообразу, которому подражает бог, творя мир, должен соответствовать и единственный, прекраснейший мир, который состоит из демиурга (божественный ум), мировой души и мирового тела.

Информация о работе Античная философия