Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа
Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.
Введение.
1. Общая характеристика эпохи Античности.
2. Космос и человек в трактовке античной философии.
3.Философские школы и выдающиеся философы античности.
3.1.Досократовский период
а) Милетская школа.
б) Школа Пифагора.
в) Элейская школа и школа Гераклита.
г) Атомизм.
Заключение.
Список используемой литературы.
Античная философия
План:
Введение.
1. Общая характеристика эпохи Античности.
2. Космос и человек в трактовке античной философии.
3.Философские школы и выдающиеся философы античности.
3.1.Досократовский период
а) Милетская школа.
б) Школа Пифагора.
в) Элейская школа и школа Гераклита.
г) Атомизм.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение:
Античная философия охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н.э. по V—VI вв. н. э.
Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Ее основная периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности.
1. Общая характеристика эпохи Античности.
Античная философия – уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложил основы европейской цивилизации и создали образы на подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.
В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.
Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации - античной культуре, сформировавшейся в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.
Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.
Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.
В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды : гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) ; архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится на три основных этапа : ранний, или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.) ; римская республика (V-I вв. до н.э.); римская империя (I-V вв. н.э.).
Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов.
В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Однако на ранне-римскую культуру наибольшее влияние оказали племена латинов, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.
В исторической науке до сих пор
существует «этрусская проблема», которая
заключается в загадке
Цивилизация этрусков достигла высокого уровня развития и была красочно описана античными историками, представлена в многочисленных памятниках. Этруски были отважными мореходами, искусными ремесленниками, опытными земледельцами. Многие их достижения заимствованы римлянами, в том числе и символы власти этрусских царей: курульное кресло; фасции (пучок розог с воткнутой в них секирой); тога - верхняя мужская накидка из белой шерсти с пурпурной каймой.
Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла».
У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего дихотомию Восток - Запад.
Несмотря на различия в развитии
двух крупнейших очагов античной цивилизации
- Греции и Рима, можно говорить о
некоторых общих чертах, определивших
своеобразие античного типа культуры.
Поскольку Греция раньше Рима вступила
на арену мировой истории, то именно
в Греции в архаический период
сформировались специфические особенности
цивилизации античного типа. Эти
особенности были связаны с социально-
Архаическая революция была своего
рода социальной мутацией, поскольку
в истории она по своим результатам
единственная и уникальная. Архаическая
революция позволила
К ним относятся различные
Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток-Запад.
Важную роль в архаической революции
сыграла греческая колонизация,
которая вывела греческий мир
из состояния изоляции и вызвала
стремительный расцвет
Она открыла широкий простор
перед личной инициативой и творческими
способностями каждого
Колонизация, т.е. создание новых поселений в чужих странах, была вызвана различными причинами, в частности перенаселением, политической борьбой, развитием мореплавания и т.д. Первоначально колонисты остро нуждались в самом необходимом.
Им не хватало привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое масло, а также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений и т.п. Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим изделиям и продуктам местных жителей.
Открытие рынков на колониальной периферии способствовало совершенствованию ремесленного и сельскохозяйственного производства в самой Греции. Ремесленники постепенно становятся многочисленной и влиятельной социальной группой. А крестьяне в ряде районов Греции переходят от выращивания малоурожайных здесь зерновых культур к более доходным многолетним культурам: винограду и оливкам.
Превосходные греческие вина и
оливковое масло пользовались огромным
спросом на внешних рынках в колониях.
Некоторые греческие города-
С колонизацией было связано и появление
более прогрессивной формы
Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового общества, новой полисной цивилизации, резко отличающейся от всех предшествующих.
2. Космос и человек в трактовке античной философии.
Поскольку, первые греческие философы – «мудрецы» - занимались осмыслением природы, космоса, выясняя "причины и начала" мира, их часто называют «физиками».
Они интуитивно строили субстациональную модель мира (именно через выяснения «первопричины» - по-гречески «архее», что дословно означает «начало, принцип» всего сущего как его основы, сущности) в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен «перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса - как они мыслились мудрецами были «перенесены» на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и ещё один смысл: ведь Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение «космоцентризма» таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такая мировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потому онтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физики искали «причины и начала бытия») - вторая сущностная характеристика философии античности.
Впервые космос как «мирострой» был засвидетельствован около 500 до н.э. во фрагментах Гераклита, затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).
Древне - греческое восприятие космоса (особенно у Платона и Аристотеля) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного и невинного существа составляет историческую антитезу иудео - христианской концепции «ущербности» природы как результата грехопадения.
у Аристотеля в трактате «О небе» с термином космос конкурирует термин «небо», окончательно уступающий место космосу, начиная с эпохи эллинизма. У Платона в диалоге «Тимей» исходным понятием является «демиург» - устроитель космоса, создающий его по определенному образцу. Космос возникает по Платону из смеси идей и материи, демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по всему пространству, которое предназначено для видимой вселенной, разделив его на стихии - огонь, воду, воздух и землю. Вращая космос, он округлил его, придав ему наиболее совершенную форму - сферы. Соответственно гармоническим математическим соотношениям он преобразовал орбиты планет и небо неподвижных звезд. Результат - космос как живое существо, одаренное умом. Космос един, ибо единому прообразу, которому подражает бог, творя мир, должен соответствовать и единственный, прекраснейший мир, который состоит из демиурга (божественный ум), мировой души и мирового тела.