Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:46, контрольная работа
Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1.Особенности арабской философии средних веков………………………….4
2. Специфические особенности русской религиозной философии конца XIX – начала XX века…………………………………………………...........................17
3. Критерии научности………………………………………………………….24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 30
Дополнение к вопросу №2………………………………
- природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; - гуманизм и его кризис;
- смысл человеческой истории;
- ряд важных социальных
Центральной фигурой
во всей русской религиозной
философии является В.С.
Возможность познания
человеком окружающего мира
Философию он
считает чистым творчеством в
отличии от науки, которая
Исходя из творческой природы философии
он предлагает свою концепцию миростроения,
ориентированную на человека:
- В качестве первореальности
выдвигается история и природа.
- Всё зло в мире истекает
из этой свободы (Зло - это
испытание, посланное людям
- В итоге - Бог мир
создает, Себя в мире
- Человеку Бог необходим как нравственный
идеал и надежда на спасение.
- Богу нужен человек,
как покаявшийся грешник,
- Достичь этого результата
человек может лишь через
- В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.
Личность у
Бердяева представляет собой
сосредоточение индивидуальных
духовных сил и сферу свободы.
Она постоянно испытывает
Истинная свобода
личности заключается в «
С.Н. Булгаков своей центральной задачей
считал обоснование целостности христианского
мировоззрения (в 1918 году он принял сан
священника).
Все социальные отношения и культура должны
быть оценены и перестроены на религиозных
началах.
Н.О. Лосский
главную задачу философии
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно-
философскую проблематику, в центре которой
- идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве
и учение, о Софии, учение об интуитивном
образносимволическом постижении мира
основывающееся на нравственном учении
личности.
Становление самобытной
русской философии начиналось
с постановки и осмысления
вопроса об исторической
Главная проблема,
вокруг которой завязалась
A 1839 a. в московских
светских и литературных
Сущность славянофильства определялось
идеей «несхожести» России и Запада, самобытности
русского духовно-исторического процесса
(сам термин «славянофильство» достаточно
условен и выражает лишь их общественно
политические позиции).
Все основные
идеи славянофилов тяготеют к
полюсу тотальности:
- Критика западной цивилизации как якобы
«безбожной», низменной, бездушной.
- Православие - духовная основа русской
нации, подлинный двигатель исторического
процесса;
- Монархия - идеальная форма
государственного устройства
- Крестьянская община, патриархальная
семья- социальная основа общества, внутри
которого только и возможен подлинно нравственный
человек;
- Соборность - выражение коллективного
духа россиян, их общинного («хорового»)
начала в образе жизни. Соборность есть
собирание, соединение всех сил ради общего
дела.
- Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.
По сути дела,
славянофильство - это философия
религиозно окрашенного
Яркими представителями западников являются: А. И. Герцен (1812- 1870), В.Г. Белинский (1811- 1848), Т. Н. Грановский (1813- 1859), Н. Г. Чернышевский (1828- 1889). Они были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.
Они активно выступали
за европеизацию страны, т.е. ликвидацию
феодально- крепостнических отношений
и развитие общества по буржуазному
пути. Считали религию и церковь
тормозом общественного прогресса.
Высоко оценивали человеческий разум
и науку, уважительно относились к правовым
нормам общества.
Основной ценностью
общества для них является
индивид, а государство
В социальной сфере они ориентировались
либо на конституционную монархию, либо
на социалистические или анархические
формы государственного правления.
В последней трети 19 столетия сложилась
вторая историческая форма полюсов русской
философии:
- Традиции славянофилов продолжили почвенники: А. А. Григорьев (1822- 1864), Ф.М. Достоевский (1821- 1881), Н. Я. Данилевский (1822- 1885), К. Н. Леонтьев (1831- 1891);
«Почвенники» - философское
направление, для которого главной
была идея о «национальной почве»
как основе социального и духовного
развития России.
«Народники»:
- сохранили веру в науку
- считали, что царство
«нравственности,
Спор славянофилов
с западниками XIX век разрешил
в пользу последних. Причем
проиграли не только
Наука изучает
только то, что существует само
по себе и независимо от
субъекта. Её не интересует, почему
это есть, что могло бы быть,
что должно быть и насколько
это хорошо или плохо. В
Наука базируется
на доказательстве, поэтому для
неё имеет смысл только то,
что можно подтвердить или
опровергнуть. Подтверждение и опровержение
– это две разновидности
Философские идеи,
в отличие от научных знаний,
тесно связаны с субъективными
предпочтениями. Материалист считает
первоначалом вечную и
На сегодняшний
день научным сообществом
-Принцип верификации – (от лат. verus – истинный и facere - делать), в силу которого только то знание является научным, которое можно подтвердить (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже). Этот принцип был предложен Бертраном Расселом.
-Принцип фальсификации – (от лат. false – ложь и facere - делать), в силу которого только то знание является научным, которое можно (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже) опровергнуть. Этот принцип предложен Карлом Поппером.
Если первый
критерий вопросов не вызывает,
то бесспорность второго под
сомнением. Его практическое
а) отказаться от имеющегося знания, т.е., опровергнуть его;
б) заменить его по-настоящему ценным, т.е., научным знанием.
Принцип фальсификации нарушает логику, поэтому должен быть заменён более адекватным: «Только то знание является научным, которое можно изменить, т.е., или опровергнуть, или дополнить». Необходимость дополнения следует из единства определённости и неопределённости. Научное знание не может быть абсолютным. Пусть наука и не стремится к абсолютной истине (т.е., к полной определённости), но как поступать, если знание потребовалось уточнить? В предлагаемой трактовке критерии научности становятся противоположностями и одно это делает их естественными и неуязвимыми. Они выдержат самую пристрастную критику.
Гелиоцентрическая
система в своё время