Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:46, контрольная работа
Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1.Особенности арабской философии средних веков………………………….4
2. Специфические особенности русской религиозной философии конца XIX – начала XX века…………………………………………………...........................17
3. Критерии научности………………………………………………………….24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 30
Дополнение к вопросу №2………………………………
Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала разрушающего церковность. Только Православие гармонично сочетает свободу и необходимость. Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, служит у славянофилов важным принципом для разработки ключевого понятия их философских воззрений -понятие соборности .
Соборность проявляется
во всех сферах жизнедеятельности человека: в
церкви, в семье, в обществе. Она есть итог
взаимодействия свободного человеческого
начала ( «свободы воли человека») и божественного
начала человека (« благодати»). Славянофилы
подчеркивают, что «соборность» может
быть усвоена только тем, кто живет в православной
«церковной ограде» т.е. членами православных
общин, а для «чуждых и непризванных» она
недоступна. В описании сельскохозяйственной
общины славянофилы явно идеализируют
ее. Экономическая деятельность общины
представляется как гармоничное сочетание
личностных и общественных интересов.
Но главное достоинство сельской общины
славянофилы видели в тех духовно нравственных
принципах, которые она воспитывает у своих членов:
готовность постоять за общие интересы,
членость, патриотизм. По мнению славянофилов,
возникновение этих качеств у членов общины
происходит несознательно, а инстинктивно
путем следования древним религиозным
традициям. Основываясь на принципиальной
установки, что община является лучшей
формой социальной организации жизни,
славянофилы требовали, сделать общинный
принцип всеобъемлющим, т.е. перенести
его в среду городской жизни.
Общинное устройство должно быть так же
положено в основу государственной жизни,
и способно, по их словам, заменить собой
«мерзость административной России».
Славянофилы говорили: По мере распространения
«общинного принципа» в российском обществе будет
все более укрепляться «дух соборности».
Ведущим принципом социальных отношений
станет «самоотречение каждого в пользу
всех». Благодаря этому в единый поток сольются религиозные
и социальные устремления.
Особенности русской
философии рубежа Х1Х-ХХ веков заключались
в том, что с самого начала своего возникновения
она провозглашала идею самобытности
развития России, в ключе исконно русских
традиций. Отличительной чертой русской
философии явилось и то, что самобытность
России видится так называемой «русской
идеи» - провозглашение особой мессианской
роли России, которая должна объединить
на основе христианства, в частности православия,
весь христианский мир. Другими словами
- русская философия развивала идею самобытности
и как условие этой самобытности, ее религиозное
начало.
С содержательной стороны
русская философия также имеет свои особенности.
В ней представлены в той или иной степени
все основные направления философского
мышления: онтология, гносеология, этика,
эстетика, философия истории и т.д. Однако
есть и ведущие для нее темы. Одной из них,
определившей саму специфику русской
философии, стала тема России, постижения
смысла ее существования в истории. С этой
темы началось становление русской философии,
и она оставалась актуальной на всем протяжении
ее развития.
Другой ведущей темой
стала тема человека, его судьбы и смысла
жизни.
Усиленное внимание к проблеме человека
определило нравственно-практическую
направленность русской философии. Особенностью
русского философского мышления был не
просто глубокий интерес к вопросам морали,
а доминирование моральной установки
при анализе многих других проблем.
Первой и главной особенностью русской философии является преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический ее характер, т. е. длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры.Этому способствовал ряд причин:
- Во-первых, ориентация на западную
культуру решительно определилась только
с принятием Русью христианства. Поэтому
русская философия, в отличие от западноевропейской,
не имела дохристианского периода и, следовательно,
не могла опереться на культурное наследие
античности. Не успев сложиться в языческих
формах, она сразу же оказалась в плену
богословия.
- Во-вторых, христианство на Русь пришло
из Византии в его восточном варианте,
в форме православия. В этом акте проявилось
стремление сохранить определенную дистанцию
в отношении культурной и религиозной
традиций, характерных для западной Европы.
Не следует забывать и о том, что в течение
нескольких столетий Россию от западноевропейских
стран отгораживала религиозная нетерпимость
между западной и восточной церквами.
Углублению разносторонних связей с Западом
мешали также почти 300-летнее татаро-монгольское
иго, его негативные последствия. В результате
русская мысль вплоть до XVII в. развивалась
замкнуто, если не считать архаического
влияния афонских (от Афона — «Святой
горы» на с. — в. Греции, центра православного
монашества) монахов. Даже богословская
схоластика в российские духовные учебные
заведения проникла только в XVII в., когда
Запад уже располагал полнокровными философскими
системами. В России, в отличие от передовых
европейских стран, возникновение светской
культуры, естествознания и философии,
свободной от религии, запоздало на 200-300
лет. Однако религиозные формы сознания
давали о себе знать и в последующее за
XI-XVII вв. время, во всяком случае на протяжении
всего XVIII в.
- В-третьих, достаточно позднее
внедрение православия на Руси и необычный
способ его принятия («сверху») препятствовали
однозначному господству христианских
идей. В процессе усвоения они причудливо
соединились с глубоко укоренившимися
и самобытными языческими верованиями
древних славян, те есть существенно модифицировались
(это особенно характерно было для неподконтрольных
церкви сфер культуры, православие исключало
существование других воззрений).
Вторая характерная черта русской
философии: ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ, АНТИНОМИЗМ (антиномия — противоречие
между двумя взаимоисключающими положениями,
одинаково убедительно доказуемыми логическим
путем) В ПОНИМАНИИ МИРА, ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ как следствие не преодоленного
до конца противостояния языческих и христианских
истоков русской культуры. Древнее языческое
восхищение природой, привязанность к
текучему материальному бытию соединились
с христианским ощущением реальности
иного, высшего мира, с желанием немедленного
и непосредственного единения с ним. Видимо,
этим объясняются противоположные устремления
в русском духовном характере: любование
природным миром, предельно чуткое отношение
к нему и одновременно «прозрение» высшей,
божественной реальности, определяющей
подлинное в человеке и его жизни.
Нечто подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек, с одной стороны, непосредственно принадлежит временному, материальному бытию, с другой, столь же непосредственно, интимно связан с Богом, т. е. укоренен в вечном, духовном бытии.
Эта же черта характеризует
и восприятие истории в русской философии.
История в ней осознается не только в ее
эмпирическом, зримом воплощении как процесс
всестороннего общественного развития,
но и в ее мистическом, божественном измерении
как реализация некоего божественного
замысла.
Причем, осознание противоречий, укорененных
в мире, человеке и истории, не приводит
к их разрешению или хотя бы к сглаживанию,
а только более остро выявляет трагизм
человеческого существования. Противоречие
в русской философии, следовательно, воспринимается
как абсолютное, не способное к гармоническому
разрешению, «снятию». Такова особенность
ее диалектики.
В качестве третьей отличительной
черты русской философии необходимо отметить СПЕЦИФИКУ САМОГО СТИЛЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. В западной философии с XVII
в. господствующим стал чисто рационалистический,
«научный» метод изложения, достигший
апофеоза у представителей немецкой классической
философии. В русской философии рационалистический
метод никогда не был основным, более того,
для многих мыслителей он представлялся
ложным, не дающим возможности дойти до
сути главных философских проблем. В ней,
в соответствии с русским духовным характером,
ведущим оказался эмоционально-образный,
художественный стиль философствования,
отдающий предпочтение ярким художественным
образам и аналогиям, интуитивным прозрениям,
а не строгим логическим рассуждениям.
Даже у тех крупных русских философов,
которые вполне укладывались в классическую
рационалистическую традицию, логичность
и рациональная последовательность всегда
естественно сочеталась с художественной
образностью и апелляцией к интуиции,
выходящей за пределы возможного для рационального
мышления. Это особенно характерно для
В. С. Соловьева и его философских наследников
— Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского
и др.
Из третьей вытекает еще одна,
четвертая, особенность русской философии:
она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова.
Философия, отрешенная от жизни и замкнутая
в умозрительных конструкциях, в России
не могла рассчитывать на успех. Поэтому
именно в России — раньше, чем где бы то
ни было, — она сознательно подчинялась
решению встававших перед обществом насущных
задач. Конечно, наклонности к умозрительным
спекуляциям, общефилософским проблемам
имели место, но далеко не в таком виде
и не в таком масштабе, как это было, например,
в Германии. Ей больше присуща некая социальность:
общинное сознание, соборность, софийность
(«слово-мудрость-дело», что предполагает
постановку вполне земных, человеческих
вопросов).
В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости
сохраняла феодальные отношения и самодержавный
деспотизм, тогда как многие страны Европы
установили буржуазные порядки, а некоторые
из них — республиканский строй. Затянувшееся
господство крепостничества и самодержавия
вызвало к жизни ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ, либо незнакомые другим государствам,
либо не получившие в них подобного развития:
идеология дворянских революционеров,
революционный крестьянский демократизм,
включая народничество, славянофильство
и западничество, толстовство.
Сопоставление условий русской
жизни с жизнью передовых европейских
стран неизбежно породило в нашей философии
одну из самых острых проблем общественной
мысли — ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА. Она, начиная с конца XVIII в.,
не сходила со страниц русской печати
и волновала умы людей, принадлежавших
к самым различным направлениям. Наиболее
полно, философски и историко-фактологически,
эту тему обосновал Н. А. Бердяев в своем
знаменитом труде «Русская идея. Основные
проблемы русской мысли XIX и начала XX века».