Ни об одной культуре вплоть до
Нового времени нельзя было сказать,
что стержнем и основой ее развития
был поиск индивидуальности, стремление
уяснить и обосновать независимое
достоинство особого индивидуального
мнения, вкуса, дарования, образа жизни,
то есть самоценность отличия. Эпоха
Просвещения породила культ «автономного
человека», способного трезво и глубоко
оценивать явления, идеи, нравственные
поступки и их следствия. Рационализм
и критицизм объявлялись универсальной
характеристикой человека. Самым значительным
достижением XIX в. можно считать идею специального
выделения собственно антропологических
приобретений в самостоятельную область
философского знания. Рождается мысль
о том, что о человеке как уникальном существе
можно философствовать отдельно и особо.
Первая половина XX в. ознаменовалась
поворотом философии к человеку.
Человек становиться главной
философской проблемой. Антропологический
поворот в философии обеспечил
внимание к таким вопросам, как
модусы человеческого существования,
человеческая сущность, открытость
и незавершенность человеческой природы.
Но и в начале XXI в. по-прежнему
актуален вопрос: «Что такое человек?».
Рассматривая возможное развитие
философии в наступившем столетии
по аналогии со становлением философской
картины ХХ столетия, мы придем
к заключению, что все наработки последней
четверти века ушедшего должны быть приняты
в качестве основы нашей экстраполяции.
Поскольку новые проблемы становятся
важными фокусами проблематизации философствования,
а новые мыслители находят их антецеденты
в предыдущих концепциях, то и история
философии будет переписываться в терминах
новейших достижений. Тем не менее, чтобы
«переписать» историю философии, необходимо
предложить нечто новое и неизведанное,
которое, в свою очередь, рефлектирует
продвижение к осознаю мультиплицированных
и многозначных процессов бытия. Многие
философы и исследователи – историки
философии в этом случае говорят о постмодерне,
постмарксизме, постнеорациональности,
диалоге философских культур, компаративистской
философии, философской риторике, философии
литературе, лингвофилософии и лингвоэстетике,
синергетике и философской семантике,
феминизме и гендерной философии, глобализме
и философии ненасилия, философии маргинальных
полей и генерируемого скептицизма как
о том багаже, который должен послужить
новой философии в разрешении проблем
грядущего века.
Однако следует заметить из уроков
недавнего прошлого, что вплоть до
60-х гг. ХХ века философские школы
и интересы, грубо говоря, Востока
и Запада были достаточно далеки, а
понимание и поиски параллелей между
философскими культурами только входило
в моду. Конечно, были отдельные авторы,
которые интеграционно-диалогически-компаративистский
процесс мировой философии предчувствовали
из логики развития современной цивилизации.
Это предчувствие было заложено в XIX веке
Ж.М. Джерандо, У. Джонсом, А. Дюперроном,
Шлегелем, Шопенгауэром, Т. Кольбруком,
Дж. Дэвисом, П. Дойссеном, В.П. Васильевым,
В.М. Алексеевым, Ф.И. Щербатским и продолжено
О.О. Розенбергом, С.Ф. Ольденбургом, П. Массон-Урселем,
Ф. Розенцвейгом, Щ. Розеншток-Хюсси, Фэн
Юлаем, М. Мюллером, Ю.К. Щуцким, Н.И. Конрадом,
П.Т. Раджу, С. Радхакришнаном и другими.
К тому же существовала огромная разница
между интересами и подходами философов
в англоговорящем мире и европейской,
континентальной философией с одной стороны
и китайской, индийской, латиноамериканской
философией. В начале XXI столетия эти контакты
все еще далеки от насыщения. Новые возможные
способы переноса философских поисков
на иную философскую культуру только зарождаются,
включая и возможности Интернета.
Список источников
- Гуревич П.С. Философия человека. – ч. 1. – М., 2001.
http://log-in.ru/books/filosofiya-cheloveka-chast-1-gurevich-p-s-filosofiya/
- Гуревич П.С. Философия человека. – ч. 2. – М., 2001.
http://log-in.ru/books/filosofiya-cheloveka-chast-2-gurevich-p-s-filosofiya/
- Философский словарь / под. Ред. И.Т. Фролова.
– М., 2001.
http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/frolov_filosofskij_slovar/23-1-0-936
- Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. – Т. 1. – М., 2003.
http://medulka.ru/filosofiya/obshchiy-kurs-filosofii-uchebnik-dlya-studentov-medicinskih-i-farmacevticheskih-vuzov-v-2-h-tomah
- Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения. – М.: Политиздат,
1991.
http://log-in.ru/books/chelovek-mysliteli-proshlogo-i-nastoyashego-gurevich-p-s-filosofiya/
- Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М., 1995.
http://litday.net/filosofija/izbrannye-filosofskie-trudy-i-rechi/antologija-filosofskoj-mysli/32238-chelovek-mysliteli-proshlogo-i-nastojashhego-o-ego-2.html