Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:34, контрольная работа
Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации. Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. Вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов.
Пожалуй, можно привести лишь один пример, когда организм «питается чужим порядком». Некоторые ресничные черви планарии живут на колониях кищечнополостных - гидроидных полипов, объедая их. У полипов имеется хорошая защита, правда не эффективная против планарий, - стрекательные клетки. С действием их хорошо знакомы люди, обжигавшиеся щупальцами черноморской медузы-корнерота. Гораздо опаснее дальневосточная маленькая медуза-крестовичок, ожег которой может привести к тяжелому заболеванию, а то и к смерти, если под рукой не найдется димедрола или супрастина. Оказывается, проглоченные червями стрекательные клетки полипов не перевариваются, а мигрируют в покровы тела, где выполняют ту же защитную функцию, что и у хозяев. Их так и называют: клептокниды - украденные стрекательные клетки.
Можно пофантазировать о
жизни на какой-нибудь планете, где
подобный принцип распространен
широко. Но на Земле положение обратное.
Земные организмы в чужой
3 декабря 1967 года в
кейптаунской больнице Гроте-
17 декабря, через две недели Вашканский заболел двустороннем воспалением легких и 20 декабря скончался. Первая неудача не смутила хирургов. Число операций по пересадке сердца насчитывается уже тысячами. Но и до Барнарда животным и людям пересаживали сердца, легкие, почки и поджелудочные железы. Результат всегда был одинаковым пересаженные органы отторгались, если не были взяты у однояйцевого близнеца. Но однояйцевые близнецы - это генетические копии одного и того же организма.
Можно сделать вывод, что «чужая упорядоченность» организму не нужна, он изо всех сил, отчаянно борется с ней. Сохранить пересаженный орган можно только, подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда пациент окажется беззащитным против любой инфекции и в конце концов погибнет от нее, как это случилось с Вашканским.
Это самый эффективный пример, но известны и другие случаи, когда организмы не приемлют «чужого порядка». Общеизвестны группы крови, здесь система проста, и определив группу крови, можно практически во всех случаях избежать распада эритроцитов. Более того, человеку можно переливать кровь шимпанзе соответствующей группы. Но изредка встречаются люди с такими уникальными наборами факторов крови, что ничья друга им не годится.
Инсулин - единственное эффективное средство против диабета отличается сравнительно малой видоспецифичностью, поэтому для лечения диабетиков можно использовать этот белок, выделенный из поджелудочных желез крупного рогатого скота. А вот гормон роста - соматотропин - видоспецифичен. Для лечения карликового роста у человека нужен именно человеческий соматотропин, который выделяется из гипофиза умерших людей.
Казалось бы, у низших организмов отвращение к «чужому порядку» меньше. Действительно, у рыб и амфибий удаются пересадки органов между особями разных видов, и бычий соматотропин может стимулировать рост форели. Однако, все это искусственные, создаваемые экспериментом положения. Еще и еще раз повторяю, что животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения чужой упорядоченности. Пища в их желудках и кишечниках расщепляется специальными ферментами до простых веществ, не обладающих видоспецифичностью. Так, белки расщепляются до аминокислот, сложные углеводы, такие как крахмал и гликоген, - до моносахаридов, нуклеиновые кислоты до нуклеотидов. По строению, например, аминокислоты глицина или фенилаланина невозможно сказать, получена ли она из белков бычьего мяса, гороха или же синтезирована химиком искусственно.
Из этих элементарных кирпичиков жизни организмы строят присущие им белки. Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе возникает комплекс всех признаков организма - на уровне клеток, тканей и органов.
У растений это выражено еще более резко. Вода, набор питательных солей, углекислый газ и свет - при этом комплексе одинаковых факторов из одного семени вырастает роза, из другого - крапива, каждое растение с присущим ему набором свойств, со своей упорядоченностью.
Итак, организмы берут извне не упорядоченность, а энергию: растения в виде квантов света, животные в виде малоокисленных соединений, которые можно сжечь в процессе дыхания. За счет этой энергии они строят свою «доморощенную» упорядоченность, пренебрегая чужой.
Вот почему в определении жизни должно быть воспроизведение специфической структуры.
Что такое жизнь?
С философской точки зрения
Людям свойственно себя и свою жизнь с чем-то или с кем-то ассоциировать. И все эти образы зависят от богатства их воображения. Мы являемся тем, что о себе воображаем. Если воображение слабое и поверхностное, бедным и половинчатым будет знание и представление человека о себе. Под воображением я имею в виду не заимствованную информацию, а опыт разного рода взаимодействий, проб, ошибок, потерь, достижений, переживаний. Из всего это и состоит наша жизнь.
С жизнью любого человека неотрывно связаны такие понятия смысл жизни, свобода, счастья, любовь, счастье вера, творчество, но и конец жизни – смерть.
Смысл жизни
3Смысл жи́зни, смысл
бытия́ — философская и духовна
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Вопросы о смысле
жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая
соперничающие между собой гипотезы, философские, т
Любовь
4Любовь – самый верный свидетель нашего существования. Писатель А. Платонов отмечал: «Любовь есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями – осуществления через него своего смысла жизни». Любовь – это взаимное влечение мужчины и женщины, биологические инстинкты, одухотворённые и нравственно, и эстетически.
О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной.
В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви – сердце противопоставлялось символу разума – уму. В 20 веке любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики и этики. «Любовь – это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).
Подлинная любовь – всегда чудо, и, как чудо, встречается крайне редко. Очень часто люди довольствуются эрзацами, суррогатами, многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей работе «Искусство любить»:
Понимание того, что человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено апостолом Павлом: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».
Если себя
и свою любовь вы ассоциируете
со страданием, то смысл вашей
жизни предсказуем. Человек
Счастье
4Счастье в нравственно-философском смысле – это состояние жизни, когда человек предполагает в ней смысл, доволен ее общей направленностью, тем, как он исполняет свое предназначение. Счастье есть единство осуществления блага и связанного с этим устойчивого и глубокого радостного переживания. В зависимости от того, что является для человека смыслом жизни, ее целью и путями к ней, счастье понимается по-разному, в том числе и в различных этических учениях. Важнейшей составной счастья обычно видится чувство удовлетворенности своим индивидуальным бытием (телесно-душевной целостностью) или его перспективами. Поэтому распространено представление о том, что счастье есть реализация присущего человеку как природному существу изначального стремления к самосохранению, устранению страданий, самоутверждению, удовольствию. Но если при этом принимается такая система ценностей, что следование высшим целям, добру требует отказа от приоритетности принципа личной пользы и удовольствия и даже разрыва между природной и моральной детерминацией, диктатом наличного и повелениями должного, счастьем и добродетелью. Тем самым создается противоречие, весьма существенное для нравственности и для этики различных направлений.
В зависимости от того, что выступает истоком счастья, учения о счастье условно можно разделить на две группы:
1. Те, в которых причина человеческого счастья трансцендентна человеку - то есть лежит вне его сознания, воли, устремлений и даже вне его судьбы. Согласно подобным представлениям, сама судьба человека косвенно зависит от его свободной воли. Человек практически всецело подчинен неким неведомым ему природным силам и зависит от них. Судьба дается ему в таком случае свыше и понимается как рок, фатум, влекущий человека по реке жизни, как пустую лодку по течению. Исходя из таких представлений, счастливым нужно «умудриться родиться, то есть родиться, как говорят, под Счастливой звездой, «в рубашке».
Таким образом, описанную группу учений, довольно широко распространенную в современном обществе, условно можно назвать языческой. Здесь счастье часто понимается как лотерея или клад, внезапно открывающийся человеку непонятно по какой причине.
2. Учения второй группы видят причину счастья в самом человеке или, точнее видят причиной счастья самого человека. Категория судьбы здесь рассматривается как свободное творчество самого человека: человек есть творец своей судьбы.
Большинство великих Учителей этики свидетельствуют о том, что счастье - это не лотерейный билет и его нельзя «выиграть в рулетку; счастье - это не клад, который следует искать.
Напротив, счастье - это то, что мы сами производим; то, что в наших собственных руках, то, что зависит большей частью от нас самих. Если и нужно искать счастье, то только внутри самого себя (как говорил Пифагор), так как это награда человеку за его праведный образ жизни и мыслей, за его альтруизм и любовь к людям и миру.
Вопрос об этической
категории «счастье»
В этической науке проблема счастья всегда занимала очень большое место. Трактатов о счастье, действительно, много. Но большинство из них посвящено не проблеме счастья, а способам его достижения. В практическом отношении это самый важный аспект, но в теоретическом плане он является только одним из многих аспектов проблемы счастья.
Несмотря на то, что проблема счастья исследуется давно, каждый раз находятся новые пути его достижения.
Творчество
4Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что-то и от себя. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество.