Диалектика и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях».

Содержание работы

Введение.
1.Диалектика как учение о развитии.
1.1Диалектика и метафизика.
1.2Диалектика и синергетика.
2.Основные принципы диалектики.
3.Законы и категории диалектики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.

1.Диалектика как учение  о развитии.

1.1Диалектика и метафизика.

1.2Диалектика и синергетика.

2.Основные принципы диалектики.

3.Законы и категории  диалектики.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Диалектика как понятие  появилось в античной философии (Сократ 470-399 гг. д.н.э.) Первоначально  оно означало "искусство вести  беседу", рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, искусство  ставить вопросы, искать истину путем  столкновения согласования различных  мнений.

У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у  Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и  связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как  искусство, направленное к определению  понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном  смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях». По Гегелю, всеобщий механизм и источник развития – возникновение и борьба противоположностей, при этом философ отрицал развитие природы, которая «разнообразится». В марксизме диалектика – это революционное действие, метод изменения мира; она даeт систему ориентиров для социально значимых действий.

В современном понимании  диалектика — это теория и метод  познания действительности, учение о  единстве мира и всеобщих законах  развития природы, общества и мышления. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

 

 

 

1.Диалектика как  учение о развитии.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а  сама диалектика выступает как наука  о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность  управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение  материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход  на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма  движения. В свою очередь, движение – основа развития.

В диалектической концепции  движение рассматривается как атрибут  материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в  мире, будь то природа, общество или  мышление. Как отмечал Гегель, "точно  так же, как нет движения без  материи, так не существует материи без движения". Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Именно это позволяет нам исследовать их через энергетические или информационные проявления. Для всякого объекта существовать - означает взаимодействовать, т.е. оказывать влияние на объекты и испытывать на себе их воздействие. Движение - это всеобщая форма существования бытия, материи, которая выражает активность последних.

Развитию диалектических представлений способствовало развитие наук: открытие закона превращения  энергии; клеточного строения, учение Дарвина; они привели к формулированию диалектики как учения о всеобщих связях и развитии; в ходе исторического  развития центральной проблемой  становится проблема развития. Диалектическое понимание развития заключается в понимании развития как процесс, источник которого находится в самом развивающемся предмете; развитие происходит в результате борьбы противоположностей как крайностей, которые отрицают и обусловливают друг друга.

Основные признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Ни один из этих признаков не является достаточным для определения развития. Недостаточны и какие-либо два из них.

Отмеченные признаки развития необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменений одновременно от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и функционирования. Указание на эти три признака и  должно составлять исходное определение  понятия развития. Критерий развития - комплексный.

Исходное определение  данного понятия следующее: развитие - это направленные, необратимые  качественные изменения системы. Данное определение достаточно, чтобы вычленять  любые развивающиеся системы. При  необходимости же учесть специфику  диалектической концепции развития это определение может быть расширено  посредством указания на внутренний механизм развития. В таком случае развитие - это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные  противоречиями системы.

Диалектика не единственное учение о развитии. Есть альтернативные ему формы: метафизика, эклектика, догматика, релятивизм, негативная диалектика, софистика  и др.

 

1.1Диалектика и  метафизика.

Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых  различных идей.

Термин «метафизика» (греч. meta ta physika – после физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским библиотекарем  Андроником Родосским, предложившим его  в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге  термин «метафизика» стал синонимом  слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.

Данный термин имеет два  основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод  познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и  изолированные друг от друга.

С XVII – XVIII веков, когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало  закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание».

После создания Гегелем в  начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В  философии марксизма за ней закрепилось  еще более узкое значение –  «антидиалектический метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят  друг от друга и могут рассматриваться  изолированно. Диалектика же создает  динамическую, развивающуюся картину  мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в  античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа  научного познания приходится на XVII – XVIII века, а диалектики – на XIX – XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII – XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

Философские идеи, систематизирующие  метафизику, можно свести в две  группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими  идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой  общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно  неизменные”.

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские  идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его  метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно  к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как  противоположная диалектике концепция  развития. Эволюция метафизики от первого  ее значения ко второму, от исторического  ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой  метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.

Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами  метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и  нежелании увидеть, понять, принять  действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно  обнаруживает себя характерная черта  метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем  многообразии его связей, догматизм  однажды познанное закрепляет в  качестве абсолютно истинного, однажды  успешно примененное средство рассматривает  как универсальное. Тем самым  он существенным образом деформирует  как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения  нового.

В софистике односторонность  метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному  началу в истине игнорируется ее относительность,  то  софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя  относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике  в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном  рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение.

Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить  целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.

 

1.2Диалектика и  синергетика.

Термин синергетика был  предложен в 1973 году немецким физиком  Хакеном для обозначения общей  теории самоорганизации. Уже сам  факт того, что в рамках синергетики  развитие систем стало изучаться  на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости данной теории  диалектической концепции развития. В синергетике  реализуются принципы самодвижения и системности материи, получившие обоснование в диалектике.

Относительно синергетики  как теории самоорганизации и  метода познания и ее отношение к  диалектике существуют достаточно противоречивые мнения. Одни исследователи считают, что синергетика должна получить статус философской теории, а в  будущем, возможно, даже заменить диалектику. Другие хотят видеть диалектику стоящей  на твердой почве естественнонаучного  знания. Третьи хотят видеть синергетику, как парадигму, которая будет  не такой общей, а конкретной, глубже и проще. Бывают и такие, которые  видят в синергетике нечто  аморфное, всеядное и непомерно амбициозное, что пытается охватить собой все  области знания и заменить собой  философию1. Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. Открытия точных наук были использованы в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, таких как система и структура, порядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.

Феномен самоорганизации  в синергетике объясняется сложным  взаимодействием многих явлений. Центральное  место среди них отводится  взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных  начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчивости.

Существовавшие представления  об исключительно дезорганизующей  роли хаоса были значительно подорваны  открытиями ХХ века. И.Р. Прихожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок  и обратно, а их взаимодействием.

В дальнейшем было получено теоретическое представление о  диссипативных системах.2 «Жизнеспособность» данных систем поддерживается за счёт их постоянного обмена с внешней средой веществом и энергией. С прекращением обменных процессов диссипативные системы перестают существовать.

Диссипативные системы многообразны. Они существуют как в природе, так и в обществе. «Человек, как  и любой  организм, - отмечает В.П. Бранский, - представляет собой типичную диссипативную систему, которая  может существовать как физически, так и духовно только при условии  постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.)»3. Для существования диссипативных систем необходимы: открытость  для обмена с внешней средой; взаимосвязь порядка и хаоса, поддерживающая устойчивость их структур; нелинейность и самодействие, обеспечивающие использование внешних воздействий на систему для ее самоорганизации в соответствии с собственной природой.

Информация о работе Диалектика и ее основные принципы