Диалектика и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях».

Содержание работы

Введение.
1.Диалектика как учение о развитии.
1.1Диалектика и метафизика.
1.2Диалектика и синергетика.
2.Основные принципы диалектики.
3.Законы и категории диалектики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

 Свойство - категория, отражающая проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.

Предмет однокачественен  и многосвойственен. Предмет можно  считать однокачественным, поскольку  «основное его качество, связанное  с сущностью, выражается совокупностью  свойств, присущих предмету от возникновения до гибели»6. Свойства, характеризующие предметы не со стороны их сущностного отличия (сходства), а со стороны общности (различия) стадий, состояний в их развитии, называются несущественными, поскольку они в процессе существования предмета могут как появляться, так и исчезать. Известно, что есть и другая точка зрения, согласно которой предмет многокачественен и многосвойственен. Как бы ни относиться к оценкам этих различных позиций, принципиально важным для анализа рассматриваемого закона является то, что в обоих случаях признается связь качества со свойством, проявление качества через свойства.

Количество, определяя степень развития свойств предмета, становится внешней, более доступной восприятию, характеристикой его качества, определенностью пространственно-временных границ предмета и возможностей его изменений.

Характеристика предмета в его качественной и количественной определенности выражается мерой. Мера определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

Количественные изменения  предмета, то есть прибавление к  нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех  пор, пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок — это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству. В окружающем нас мире существуют различные скачки: скоротечные и длительные, прогрессивные и регрессивные. Скачок, о котором идет речь в данном законе, может быть и «взрывным», и постепенным, и прогрессивным, и регрессивным. Однако при всех своих видоизменениях он  обязательно должен коренным образом преобразовать существенные свойства предмета.

Итак, в процессе развития качественные изменения обусловлены  количественными и наоборот. Единство количественно-качественной определенности предмета, рассматриваемого в развитии, выражает категория меры. Необходимость  знания мерной определенности предмета является важнейшим методологическим требованием к управлению развитием, вытекающим из содержания данного закона. Хотя это требование было осмыслено  еще в античности, однако лишь только  с открытием рассматриваемого закона мера получила осмысление  в виде системного свойства развития, проявляющегося посредством взаимосвязи качества и количества.

     Закон перехода  количественных изменений в качественные  ориентирует на понимание мира  как сложного, многокачественного, включающего в себя элементарные частицы, атомы, молекулы, кристаллы, горные породы, планеты, системы планет, галактики, метагалактики. Закон раскрывает многокачественность мира в ее неразрывной связи с различными количественными характеристиками «вещей». Его познание дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Закон отрицания  отрицания.

Закон отрицания отрицания  объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона - отрицание. Под  отрицанием понимается переход объекта  в новое качество, обусловленное  развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При  диалектическом отрицании объекта  в нем, как правило, осуществляются четыре процесса:  что-то уничтожается;  что-то преобразуется;  что-то сохраняется;  что-то создается новое.

По глубине преобразования объекта выделяются два вида отрицаний: отрицание-снятие и отрицание-трансформация. Они отличаются главным образом  тем, что при отрицании-снятии коренному  преобразованию подвергается интегрирующая  основа, благодаря которой объект существует в данном качественном состоянии. Старая основа устраняется в качестве определяющей бытие объекта, а в  процессе созидания появляется новая  основа. В то время как при отрицании-трансформации  прежняя основа сохраняется.

Исходным условием действия данного закона является представление  развития как отрицания.

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит  в другое явление, которое при  определенных условиях может стать  противоположностью первого и выступить  в роли его отрицания. Отрицание  составляет необходимое условие  развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение  нового. Но процесс развития не останавливается  на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие.

При изучении парных категорий  диалектики их сопоставление производится в двух основных аспектах – онтологическом и гносеологическом. Соотнося категории  диалектики в онтологическом аспекте, мы с помощью них фиксируем  всеобщие противоположные формы  существования и развития материального  мира и связи между ними. Сопоставляя  категории диалектики в гносеологическом плане, мы преследуем цель не только адекватно  отразить развитие,  но и выделить в процессе познания определённые «ступеньки», восходя по которым можно познать  сущность мира. В этом смысле с помощью  категорий диалектики можно установить, в какой последовательности необходимо изучать мир, чтобы от внешнего, являющегося  его образа проникнуть в его сущность. Лишь находясь в системе, категории  диалектики могут описывать развитие во всем многообразии его противоположных  сторон и выступать в качестве неосновных законов, а в отдельных  случаях приобретать статус принципов (принципы детерминизма, системности, целостности).

Сущность и  явление.

Явление в онтологическом плане – это предмет в его  целостности, а сущность – это  внутренняя основа существования и  развития предмета. Любое явление  существенно, то есть в мире нет предметов, не имеющих внутренней основы своего существования. Сущностью определяется характер развития предмета, обусловливается  содержание и другие важные параметры  его бытия. Находясь в предмете, сущность «даёт знать» о своём существовании: сущность является, или обнаруживает свою реальность в совокупности внешних характеристик предмета, которые также принято называть явлением. В данном случае понятие "явление" употребляется уже в ином онтологическом смысле, а именно для обозначения внешней стороны предмета в отличие от внутренней стороны, его основы – сущности. Таким образом, в онтологии понятие "явление" используется в двух значениях: 1) для обозначения предмета в его целостности; 2) для характеристики внешней стороны предмета. Когда мы определяем явление как диалектическую категорию, то исходим из второго значения этого понятия.

Сущность – категория  диалектики, отражающая основу существования  и развития предмета, которую можно  представить в виде системы  свойств  и отношений предмета, обусловливающих  другие его свойства и отношения.

Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону  предмета, в которой обнаруживает себя сущность.

Диалектика сущности и  явления наиболее полно передается в выражении: сущность является, а  явление существенно. Сущность является, то есть посредством явления обнаруживает себя во внешней среде. Явление существенно  в том смысле, что содержит в  себе сущностные характеристики предмета. Однако в явлении есть то, что  из сущности не вытекает, а обусловливается, к примеру, внешними обстоятельствами, межпредметным взаимодействием. Поэтому  сущность и явление никогда полностью  не совпадают: в явлении всегда есть содержание адекватное и содержание, неадекватное сущности.

Содержание явления, неадекватное сущности предмета, выступает объективной  основой кажимости (видимости) –  искаженного выражения сущности предмета. Простейшим примером кажимости  может служить видимое слияние  рельсов железнодорожного пути в  одной точке, наблюдаемое  в перспективе  линии движения.

 Онтологическое представление  о взаимосвязи сущности и явления  служит основой для уяснения  данных категорий в гносеологическом  плане.

Сущность в гносеологическом плане – это познанное в  той или иной степени и выраженное в терминах определенной науки основание  предмета. Путь к познанию сущности начинается с изучения явления. Явление  в данном отношении – это сторона  предмета, непосредственно данная человеку в его ощущениях. Справедливо  замечено, что явление – это  способ, которым нам предметы даются. Обращаясь к явлению, человек  стремится обнаружить сущность через  свойства и отношения предмета, доступные  органам чувств. Однако без известных  интеллектуальных усилий сущность предмета не обнаружить, ибо сущность мыслится. Мышление как раз и есть не что  иное, «как деятельность различения сущности от явления» (Л.Фейербах). Мышление познает  сущность, используя различные методы познания, позволяющие проникнуть в  глубь предмета и представить  его в виде системы разнообразных  связей, а затем выделить существенные среди них.

 Формой и ступенью  познания сущности является закон.  Закон – это существенная связь,  раскрытая и описанная наукой  на определённом уровне познания  сущности.

Таким образом, познание сущности конкретных предметов идёт от явления  к сущности, от сущности одного порядка  к сущности другого порядка, то есть от познания менее глубокой к познанию более глубокой сущности. В этом закономерном движении познания обнаруживается многопорядковый характер сущности.

Содержание и  форма.

Под содержанием понимается все  находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты.

Под формой понимается как внешнее  выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов  содержания (в последнем случае форма  близка по сути структуре).

Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.

  1. Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.

2. Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:

а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме  и как следствие этого - оптимальность  развития предмета;

б) как дисгармония –  несоответствие формы содержанию и  наоборот,  при котором возникают  деформации в функционировании и  развитии предмета;

в) как конфликт – несовместимость  формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет  не может больше развиваться в  прежнем качестве.

Таким образом, развитие предмета есть единство и борьба его противоположных  сторон – формы и содержания. Причем содержанию присуща тенденция  к постоянному изменению, форме  – тенденция не меняться, оставаться прежней. Противодействие данных тенденций  обнаруживается в противоречии между новым содержанием и старой формой. Данное противоречие в природе разрешается как бы автоматически, а в обществе человек должен быть готов к самостоятельному его решению, искать форму, соответствующую содержанию.

3. Разнородность взаимовлияния  формы и содержания. Содержание  в процессе своих изменений  может изменять форму. Форма  же может сдерживать или способствовать  развитию содержания (если речь  идёт о внешней форме) и изменять  содержание, если происходят изменения  во внутренней форме предмета (его структуре).

4. Вариативность выражения содержания  формой. Одно и то же содержание  может быть выражено в различных  формах. Здесь важно выделять: формы,  соответствующие содержанию; не  соответствующие содержанию и  несовместимые с содержанием.  В одной и той же форме  может выражаться разное содержание.

Целое и часть.

Категория «целое» характеризует  предмет в определенной связи  составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами.

Категория «часть»  характеризует  такой компонент содержания, без  которого предмет не может существовать как целое.

В диалектике целого и части следует  учитывать следующие положения.

1. Несводимость целого к сумме  частей. Целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из  частей в отдельности и у  всех частей вместе. Целое есть  нечто большее в качественном  отношении, чем сумма качеств  всех частей, хотя количественно  целое равно сумме частей. К  наличию у целого новых, интегративных  свойств приводит взаимодействие  частей, способ связи между ними.

Информация о работе Диалектика и ее основные принципы