Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:56, контрольная работа
У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях».
Введение.
1.Диалектика как учение о развитии.
1.1Диалектика и метафизика.
1.2Диалектика и синергетика.
2.Основные принципы диалектики.
3.Законы и категории диалектики.
Заключение.
Список использованной литературы.
2. Любая часть несет в себе
черты качественной
3. Части влияют на целое.
При познании целого и частей необходимо учесть, что целое не может быть изучено вне изучения частей, а части – вне изучения целого, т. к. знание о предмете как целом предполагает знание о его частях, а выделить части предмета невозможно без знания целого.
Система, структура, элемент.
Данными категориями предмет характеризуется со стороны своей организации. Категорией система в предмете подчеркивается, что его действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними. Предмет может представлять собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы. Элемент существует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости. Структура – способ взаимосвязи между элементами системы.
В категориальном ряду «система –
структура – элемент» категория
«элемент» противоположна категориям
«система» и «структура». Элемент
и система противоположны как
субстраты, различающиеся по уровню
организации и по субстратным
свойствам (исходные свойства элементов
отличны от интегральных свойств
системы). Элемент и структура
противоположны как субстрат и отношение
между субстратами. Противоположность
элементов и структуры
Анализ действительности сквозь призму категорий «система», «структура», «элемент» позволил сделать вывод о системности мира. Согласно принципу системности, объективная реальность представляет собой многообразие систем, элементы которых также являются системами. Принцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знания о мире.
Единичное и общее.
Категории единичное и общее характеризуют предмет как со стороны его уникальности, так и со стороны схожести с другими предметами. «Единичное» – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки. «Общее» – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией «особенное».
Единичное, особенное, общее – соотносимые
категории, отражающие различные, но взаимосвязанные
аспекты развития предмета. Развиваясь,
предмет изменяется во всех трех аспектах.
Но в зависимости от природы рассматриваемого
образования в нем преобладает
тот аспект развития, которым характеризуется
способ его существования. Так, у
животного преобладает общее
– родовая программа поведения.
Человек развивается при
Главное в диалектике единичного, особенного, общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосвязи как стороны реального предмета, процесса, явления.
Причина и следствие.
Категории «причина» и «следствие» характеризуют развитие со стороны его определенной упорядоченности: одно явление (событие) вызывает к жизни другое, являясь его причиной. Данные категории конкретизируют причинную связь между явлениями. Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени; 2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью. С учетом этих признаков причина - это явление, с необходимостью порождающее другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздействием причины.
В диалектике причины и следствия следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие. При изменении условий, в которых осуществляется причинно-следственная связь, одна и та же причина может вызвать разные следствия.
Анализ развития существенно дополняется за счет выявления необходимого и случайного, действительного и возможного в развитии.
Необходимость следует рассматривать на двух уровнях. На уровне сущности необходимость отражает тенденцию развития сущности предмета. На уровне существования предмета она выражает тенденцию развития предмета, исходя из изменений его сущности.
Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета. Поскольку необходимость "пробивает" себе дорогу сквозь богатство содержания предмета (внутренний ее путь) и одолевая противодействие предметов, имеющих другие тенденции изменений (внешний ее путь), постольку случайность может характеризоваться соответственно как форма проявления и как форма дополнения необходимости.
Подобное понимание
Отражение диалектикой многообразных
сторон развития не случайно завершается
анализом категории “возможность”,
поскольку через наличие
Заключение
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Диалектика не совместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу.
С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX – XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.
Таким образом, диалектика представляет собой глубокий способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат — признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий.
Список использованной литературы.
1.Философия: учебник / под ред. П.В.Алексеева, А.В. Панина. – М:Проспект, 2000. – 604 с.
– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
3.Философия: учебник / под ред.В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М: ТОН – Остожье,2001. – 704с.
4.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
5. http://www.phiexperts.ru/
6. http://terme.ru/dictionary/180
1 Белокопытов Юрий Дао естественных и гуманитарных наук - Свободная мысль – ХХІ, 2003, №8
2 диссипация – рассеяние вещества и энергии
3Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. – 2000. - № 4.
4 Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. – 1989. - № 5.
5 Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989
6 Сабуров Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики. - М., 1987.