Диалектика и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях».

Содержание работы

Введение.
1.Диалектика как учение о развитии.
1.1Диалектика и метафизика.
1.2Диалектика и синергетика.
2.Основные принципы диалектики.
3.Законы и категории диалектики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

Существует ещё целый  ряд важных характеристик диссипативной  системы, которые все вместе подчёркивают главное в её существовании –  процесс самоорганизации.

Наряду с теорией диссипативных  систем существует другие направления  синергетики, в рамках которых исследуются  сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, теория автопоэзиса, теория самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое  поведение немногих переменных или  степеней свободы. Теорией автопоэзиса  изучается то, каким образом развиваются  биологические структуры. Так называемая самоорганизованная критичность –  это   область, в которой речь идет о поведении систем, состоящих  из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие  закономерности поведения такого рода систем. Все эти исследования находятся  в общем русле синергетики.

Итак, определяя соотношение  между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой  рассмотрены на примере теории диссипативных  структур, можно согласиться с  мнением исследователей, считающих  парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений  о развитии, современным теоретическим  опровержением «метафизических  и механических представлений о  неорганической материи как косной массе, приводимой в движение  силой» 4.

 

 

2.Основные принципы  диалектики.

 Принципы диалектики  – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы  диалектики. Согласуясь между собой,  они позволяют логически непротиворечиво  описать развитие.

 Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности.

Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В материалистической диалектике развитие – философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. «В том обстоятельстве, что ... тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, а это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение», - отмечал Ф. Энгельс. Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. «Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития...»5.

Важным принципом диалектики является принцип историзма, который  требует рассматривать объект в  его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие  состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится  в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его  изменения, его развития.

Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю  исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие.

Всеобщая универсальная  взаимосвязь всех явлений – исходная предпосылка принципа детерминизма.

Принцип  детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений  мира причинно обусловлено, то есть любое  явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в  ничто», - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.

Детерминизм предполагает наличие  разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся  функциональные зависимости, отношения  симметрии, взаимодействия частей в  системе, связь состояний в движении и развитии.

Классическая наука опиралась  на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов  всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший  или будущий момент времени. Такой  подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой  данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления  нового состояния определяется уже  не динамическими, а статистическими  закономерностями. Статистическая закономерность – это форма причинной связи, при которой данное состояние  системы определяет ее последующее  состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм – концепция, которая либо отвергает причинность  вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной  обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.

Неотъемлемым элементом  диалектики является принцип системности, в соответствии с которым любой  процесс или явление следует  понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное  свойство). Другой важной характеристикой  системности является иерархичность, субординация – последовательное включение  систем низших уровней в системы  более высоких уровней. Благодаря  этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Системный способ объединения  элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включению  систем разных уровней друг в друга  любой элемент любой системы  оказывается связанным со всеми  элементами всех возможных систем. Например: человек – биосфера –  планета Земля – Солнечная  система – Галактика. Именно такой  принципиально единый характер демонстрирует  нам окружающий мир.

Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет  строгого для всех обязательного  перечня принципов диалектики, нет  именно потому, что принцип –  это не столько четко фиксированное  понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов и явлений объективного мира.

3.Законы и категории  диалектики.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение  между всеобщими, всюду существующими  свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными  условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные  принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве  законов.

 Основные законы диалектики  представляют собой связь и  взаимодействие категорий. Даже  само понятие закона есть категория.  Это с одной стороны. С другой  стороны, некоторые категории  сами по себе тоже являются  законами.

Выделяются три базовых  закона диалектики:

- Закон единства и борьбы  противоположностей

- Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

- Закон отрицания отрицания

Закон единства и  борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в  том, что все сущее состоит  из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и  отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между  едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению.

Закон единства и борьбы противоположностей - это всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».

Закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений.

Согласно закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью категорий «качество», «количество», «свойство», «количественное изменение», «качественное изменение», «мера», «скачок» и посредством выяснения отношений между ними.

Выделяя из окружающего мира какой-либо предмет, мы основываемся на знании его определенности. Каждый предмет имеет свою определенность, которая в свою очередь имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю.

Качество — это внутренняя определенность предмета, в которой  выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов. Изменяя  качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже будет  иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество - это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) с другими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью, но в отличие  от последней характеризует предмет  с точки зрения того, что он представляет собой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этой функции качеству “помогает” свойство.

Информация о работе Диалектика и ее основные принципы