Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:32, реферат
В 1918 году Лосев пишет работу1, которая должна стать для нас критерием определения принадлежности всей его философской концепции к парадигме, условно названной "русской философией". Эта ли работа спасла его от трагически известного "философского" парохода"? Но отношение Лосева к русскоязычной философской традиции становится очевидным - лояльность к тотальным системам и логическая отделанность диалектики выписаны здесь ясно проистекающими из некоторой антипатии к неспособности русской философии создать что-либо цельное, охватывающее своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла.
ДИАЛЕКТИКА МИФА В УЧЕНИЯ А. Ф. ЛОСЕВА
Русская философия в осмыслении Лосева
В 1918 году Лосев пишет работу1, которая должна стать для нас критерием определения принадлежности всей его философской концепции к парадигме, условно названной "русской философией". Эта ли работа спасла его от трагически известного "философского" парохода"? Но отношение Лосева к русскоязычной философской традиции становится очевидным - лояльность к тотальным системам и логическая отделанность диалектики выписаны здесь ясно проистекающими из некоторой антипатии к неспособности русской философии создать что-либо цельное, охватывающее своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла. В то же время положительный отклик находит здесь желание русской философии выйти за пределы рассмотрения познания только в русле исследования мышления. "...Накапливается всё больше оснований привлекать и учитывать не-логические и до-логические слои познания и мышления. ...Здесь мы и должны быть мифологами, потому что вся русская философия являет собой до-логическую, до-систематическую, или, лучше сказать, сверхлогическую, сверхсистематическую картину философских течений и направлений".2 "...Кто ценит в философии прежде всего систему, логическую отделанность, ясность диалектики...может...оставить русскую философию без внимания".3 Каковы, по мнению Лосева, предпосылки, учения, сформировавшие именно такую парадигму?
Французское Просвещение
и идеи просвещённого абсолютизма:
яркая социально-
Немецкий идеализм: политическая нестабильность помешала его окончательному логическому и систематическому оформлению как направления русской философии.
Славянофильство: невозможность оформления в единую систему мистического познания православной церкви.
Западничество: отрицание самобытности русской культуры и её оригинальности вообще далеко от философии и от системы.
Материализм: (указывая на него как на систему, Лосев вообще воздерживается от комментариев).
Идеалистическое направление русской философии: "...благодаря широте поставленных задач и небывалой глубине и всеохватности его философских откровений всё ещё бесконечно удалено от систематизации, если таковая здесь вообще возможна".4
Формальные особенности русской философии - по пунктам, выделенным Лосевым:
1. Мистическое познание сущего в символе посредством силы воображения и жизненной внутренней подвижности.
2. Неразрывная связь с
действительной жизнью и
Позже, в сороковых годах, он напишет: "...основными тенденциями русской философии являются: в учении о бытии - материализм, в учении о человеке - социализм, в учении о цели жизни - подвижничество и героизм ради будущих благ, в учении о познании - единство теории с практикой и практика (в широком смысле) как критерий истины".5 Но что ещё можно было написать в год 1918?
Как интерпретировать концепцию Лосева
В этой же работе приведены
краткие примеры концепций
Г.С. Сковорода: основная идея
- антропологизм. Человек - микрокосм. Познание
возможно только через человека. В
человеке основание познания и жизни.
Сердце - критерий такого познания. Следующая
идея - символизм. Мистический символизм
противостоит рассудочному методу, создающему
только схемы. Истинное познание - только
в образах. Скрытая сущность бытия
познается через скрытую
А.С. Хомяков: соборная теория познания или теория познания целостного духа - разум и воля, находящиеся в моральном согласии с всеобъемлющим разумом, составляют основание всего. Истинный критерий познания - в церковном общении, в любви. Полное понимание - это обращение в факт нашей собственной жизни с помощью церкви как организма истины и любви.
В.С. Соловьев: идея телесной
духовности, идея Всеединства и
И далее - по записям Лосева - С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский - "самостоятельная русская философия, поднявшаяся на высокую ступень апокалиптической напряжённости, уже стоит на пороге нового откровения, т.е. новых догм".9
Наша задача в интерпретации Лосева - указать на новое откровение, рождённое из этих предтеч, выделив это откровение как продолжение особенностей русской философии - онтологичности, соборности, личностности, критики отвлечённых построений.10
К тезаурусу учения Лосева как онтологической системы
Философии Лосева присущ, прежде
всего, момент преодоления пантеизма
в монизме. Это синтезирование через
принцип символа и
Первосущность сама по себе (бытие в себе или имманентная жизнь Троицы) допускает ещё два момента - существования в себе и для иного (софийность, фактичность, субстанциальность) и существование для иного и для себя (энергийность). Лосевское определение энергии отлично от античного неоплатонизма тем, что в неоплатонизме энергия - реальна, в христианстве (следовательно, и у Лосева) - это не что иное, как принцип различения. Энергия для богослова Лосева - сфера предвечного, где иное включается в принцип личности в собственном смысле (для себя). Три онтологических момента - первосущность, софийность и прасимвол - три кита онтологии Лосева - бытие в себе (само по себе), бытие в себе и для иного (включённость в структуру опыта) и бытие для иного и для себя (символ как энергийность, способная быть усвоенной миром). В некотором смысле эта концепция - неоплатонизм с его моментами единства, генезиса и становления.
Всякая вещь имеет свой собственный эйдос (единичность подвижного покоя самотождественного различия), выявляемый в чистом структурированном опыте-акте.
Символ (символично то, что различно) - совпадает структурой со структурой первосущности (бытием самим по себе), но выражается энергийно (личностно).
Миф - развёрнутый осуществлённый символ, коммуникация человека и Бога (открытость личности Бога в энергии или осуществление символа).
Ближе всего к абсолютному мифу (или коммуникации человека и Бога) - православие, но эта коммуникация искажена, поскольку пока не развёрнуто имяславие. Искажение может быть снято в реальной речи реального субъекта при структурировании чистого опыта диалектико-феноменологическим методом. Феноменология здесь - простое описание (отнюдь не в смысле гуссерлевской философии), а диалектика - магия общения с Богом, коммуникация, но не только логичное построение.
Общее поле проблемы
Лосев начинает свою работу над осмыслением мифа на рубеже перехода русскоязычной философии под власть идеологии - и соответственно этому разрешает возникающие вопросы. Нелегко разбираться в его системе (которая и сама по себе непроста), ибо её перекрывает скрытая философия, а поверхность текста иногда несёт случайный, внесённый идеологической коррекцией характер.
Но как бы то ни было, его проблематика не выходит за рамки очевидных на тот момент времени проблем: философия конца 19 - начала 20 века была поставлена перед серьёзной задачей. Денатурализация предметной области вследствие введения нескольких критических факторов - критики силлогистической логики и построения новых, предикаторных логик (чистой логики), а также критики психологических теорий, подменявших в то время теорию сознания, - привели к потере предмета философского исследования и обострили проблему "основного вопроса философии", скрывающего в своей основе неопределённость сознания как явления. Разрешение этой проблемы заключалось в переопределении понятия "явление" и разрешение на основании вновь данного определения проблем "сознательного", "до-сознательного" и "вне-сознательного".
Для многих философов начала века эта тенденция определила их стремление разобраться в проблеме мифа.
Для русскоязычных философов эта проблема стала проблемой мистических откровений.
Для Лосева эта проблема стала проблемой всей его философской концепции, в которой слился интерес к мифу как форме сознания и к мифологии как форме коммуникации с Богом. Каким образом он определяется с методом работы в таком сложном проблемном поле?
Философский метод Лосева
В 1927 году выходит одна из первых из знаменитого "восьмикнижия" Лосева работа - "Философия имени".11 В предисловии к книге Лосев указывает на своё понимание феноменологической концепции Гуссерля и учения Кассирера о символических формах, принимая их как удачный отход от натурализма с совмещением со строгой разработанностью категорий, на которые претендовала метафизика. Однако он отрицает свою направленность на объяснение следованием этим учениям. В открытой форме он признает диалектический метод - методом своего исследования, а феноменологию рассматривает в своей работе как чистый платонизм, в то же время обвиняя русскую мысль того времени в причастности допотопному психологизму и сенсуализму, незнанию современных логики, психологии, феноменологии. Эта двойственная позиция выражена вследствие специфических переопределений диалектики и феноменологии, которые как метод Лосев использует при написании своих философских работ.
В "Философии имени"
задана плоскость осмысления явления
(причём явления мира) - рассмотреть
мир как имя диалектическим методом.
И в этом утверждении нас должно
интересовать и "имя" и диалектический
метод. Имя потому, что мышление не
существует без слов, без слов и
имени нет вообще мышления, а анализ
слова (имени) - руководящий метод
для разграничения
Диалектика - не формальная
логика, поскольку лежит вне законов
тождества и противоречия, но такая
система, которая закономерно и
необходимо выводит антиномии и
синтетические сопряжения всех антиномических
конструкций смысла, следовательно
- логика только противоречий. Диалектика
- не метафизика, поскольку вместо постулирования
даёт логические конструкции, таким
образом вычищая метафизику. Диалектика
- не феноменология, поскольку это
не только описание раздельно данных
компонентов смысла, но объяснение
смысла в его смысле, структурной
взаимосвязанности и
И Лосев действительно проводит анализ имени, следуя им же намеченным методологическим установкам. Новое откровение - в его работе - диалектико-феноменологический метод, или феноменологическая диалектика.
Сама по себе эта диалектика - непосредственное знание (поскольку не опосредовано). "Диалектика есть подлинный и единственно возможный философский реализм"12, (поскольку нет никаких "вещей в себе", никакого духа). В то же время диалектика абстрактна (вместо живой непосредственной данности мы получаем логически осознанную закономерность). Диалектика абсолютно эмпирична (как осознание только опыта).
Однако это только поверхностное восприятие философской системы Лосева, а именно то, на что хотел указать философ как на пропедевтическую составную его системы. Более глубокое осмысление мы получаем при рассмотрении его концепции как имяславия.
Зародившись в недрах православного богословия, это движение было поддержано В. Эрном (не случайно при создании "Русской философии" Лосев опирается на его интерпретацию), П. Флоренским (с которым философ "...вёл переписку по поводу имяславия и которого считал единственным, кроме себя, из русских философов, который до конца продумал эту тему..."13 , а впоследствии С. Булгаковым.14 "Предтечами имяславия Лосев считал деятелей исихазма - ... Григория Синаита и... Григория Паламу, его религиозно-философской основой - православную доктрину энергетизма"15. Паламитский энергетизм и религиозно-философские тезисы имяславия очевидно тождественны. Вот как сформулировал их сам Лосев в письме к Флоренскому: "Энергия сущности Божией неотделима от самого Бога и есть сам Бог... Имя Божие есть сам Бог, но Бог сам - не имя"16. И коррелят этого тезиса в его более поздней работе "Вещь и имя"17: "...имя вещи есть сама вещь..."18 , но вещь не есть имя.