Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:32, реферат
В 1918 году Лосев пишет работу1, которая должна стать для нас критерием определения принадлежности всей его философской концепции к парадигме, условно названной "русской философией". Эта ли работа спасла его от трагически известного "философского" парохода"? Но отношение Лосева к русскоязычной философской традиции становится очевидным - лояльность к тотальным системам и логическая отделанность диалектики выписаны здесь ясно проистекающими из некоторой антипатии к неспособности русской философии создать что-либо цельное, охватывающее своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла.
Рассуждая и вступая
в спор о типах мировоззрения,
Лосев делает вывод, что философия
не должна сводиться на мировоззрение,
но и не должна целиком от него отмежевываться.
Мировоззрение только и может
быть обосновано при помощи философии,
философия должна быть обоснованием
мировоззрения, а совсем не наоборот.
И читатель понимает подтекст: нельзя
подгонять философию под
Более того, Лосев, исследуя очередную
проблему, пробует строить сначала философскую
основу, не опираясь ни на какое мировоззрение.
Он готов использовать наиболее объективные
и научные философские теории, общие почти
для всех мировоззренческих позиций, отмечая
в каждойиз них особый принцип, делавший
их оригинальным историко-философским
типом. А затем уже следует заключение,
подтверждающее мысль автора подойти
естественным путем к выработке мировоззренческой
теории своего собственного типа. «И только
после всего этого мы введем тот принцип,
который превратит все эти схемы, формально
общие для всех или для большинства мировоззрений,
в новое мировоззрение».
Если наш читатель
внимательно ознакомится с
Русские философы за
рубежом по выходе книг их младшего
сотоварища в
Советском Союзе сразу заметили эту особенность
А. Ф. Лосева.
Известный историк
русской философии Дм.Чижевский
оценил работы А. Ф. как создание «целостной
философской системы», которая стоит в
«русле живого развития философской мысли
современности» и свидетельствует о «философском
кипении и тех философских творческих
процессах, которые где-то под поверхностью
жизни совершаются в России»2. С. Л. Франк,
с которым близок был молодой Лосев, признал,
что Лосев «несомненно сразу выдвинулся
в ряд первых русских философов» и сохранил
«пафос чистой мысли, направленной на
абсолютное, — пафос, который сам есть,
в свою очередь, свидетельство духовной
жизни, духовного горения» Английский
философский журнал
«Pholosophical studies (Цеа» достаточно внимательно
следил (в статьях своего обозревателя
Натали Даддингтон) за книгами Лосева.
В журнале регулярно отмечался выход каждой
книги, начиная с «радостной вести» 1927
г. о появлении «Философии имени» и кончая
«печальной вестью» 1930 г. в связи с судьбой
«Диалектики мифа» и самого философа,
арестованного и сосланного
(хуже не могло быть) «на север Сибири».
Сам А. Ф. мог с полным правом писать в «Истории
эстетических учений», что он не чувствует
себя «ни идеалистом, ни материалистом,
ни платоником, ни кантианцем, ни гуссерли-
анцем, ни рационалистом, ни мистиком,
ни голым диалектиком, ни метафизиком».
«Если уж обязательно нужен какой-то ярлык
и вывеска, то я, — заключает он, — к сожалению,
могу сказать только одно: я — Лосев».
Этими словами философ подтвердил целостность
своей мысли и жизни, свою абсолютную индивидуальность,
свое самое само.