Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:32, реферат
В 1918 году Лосев пишет работу1, которая должна стать для нас критерием определения принадлежности всей его философской концепции к парадигме, условно названной "русской философией". Эта ли работа спасла его от трагически известного "философского" парохода"? Но отношение Лосева к русскоязычной философской традиции становится очевидным - лояльность к тотальным системам и логическая отделанность диалектики выписаны здесь ясно проистекающими из некоторой антипатии к неспособности русской философии создать что-либо цельное, охватывающее своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла.
«Всеединство», «целостность»,
«высший синтез» привели Лосева
к отрицанию противопоставления
идеализма и материализма и вообще
к употреблению этих
«заношенных терминов» с «неясным содержанием».
Он решительно демонстрирует единство
идеи и материи, духа и материи, бытия и
сознания во введении к консерваторскому
курсу по «Истории эстетических учений».
Он признает также
диалектическую связь и единство
между идеей и материей, но никак
не главенство одной из них, как это
характерно для марксизма.
Диалектик не может ставить преграду между
сущностью и явлением, как нет преграды
между бытием и сознанием, идеей и материей.
Идея одухотворяет материю, а материя
овеществляет дух, придает ему плоть.
А. Ф- Лосев писал:
«Тело осуществляет, реализует, впервые
делает существующим внутренний дух, впервые
выражает его бытийственно. Сознание
только тогда есть сознание, когда оно
действительно есть, т. е. когда оно определяется
бытием. Это диалектическое саморазвитие
единого живого телесного духа и есть
последняя известная мне реальность».
Здесь у Лосева нет ни абстрактной идеи,
ни абстрактной материи. Наоборот, саморазвивающаяся
идея обладает не только духом, но и материей,
или телом, т. е., собственно говоря, включает
в себя производственные отношения. Вот
почему в экономике идея должна проявлять
себя выразительно-сущей. Поэтому
«дух, который не создает своей специфической
экономики, есть или не родившийся, или
умирающий дух».
Как видим, А. Ф. Лосев создает свою теорию
единства, или синтеза идеи и материи,
подлинно диалектическим методом, присущим
всем его построениям. «В философии я —
логик и диалектик», — писал Лосев (письмо
В. М- Лосевой из лагеря в лагерь от 11.03.32
г.), ибо в диалектике бьется «ритм самой
действительности», диалектика — «глаза,
которыми философия может видеть жизнь».
Чистая диалектика, писал А. Ф., относится
к сфере «реалистической философии», понятой
глубоко исторически, почему «все, что
было, есть и будет, все, что вообще может
быть, конкретным становится только в
истории».
Свои тезисы А. Ф. подтвердил и в книгах
20-х годов, и особенно в поздней
«Истории античной эстетики». В ней историко-диалектический
метод А. Ф.
Лосев применил к явлениям тысячелетней
культуры, опираясь на точную науку, изучая
детально, всесторонне, можно сказать,
филигранно свой предмет и вполне естественно
для него прибегая к художественной выразительности.
В книгах 20-х —
начала 30-х годов, которые представлены
в нашем томе, А.
Ф. Лосев строит свою оригинальную философскую
систему, выдвигая такие кардинальные
категории (логические и вместе с тем жизненные),
как, например, одно, единое, сущность,
эйдос, миф, символ, личность, имя, самое
само, число и мн. др. и находит их истоки
в античности. Поэтому всякий, кто хотел
бы внимательно ознакомиться с целостной
картиной лосевского видения мира с позиций
философа XX в., должен обратиться не только
к т. н.
«восьмикнижию» первой четверти века,
но и к его позднему «восьмикнижию»
«Истории античной эстетики», тем самым
соединив начала и концы в творчестве
последнего представителя русской фило-софско-религиозной
мысли. Сам А. Ф.
Лосев однажды признался в письме к В.
М. Лосевой (из лагеря в лагерь
22.01.32 г.): «Имя, число, миф — стихия нашей
с тобой жизни».
Лосев как религиозный
философ раскрывается наиболее полно
в своей философии имени («Философия
имени» написана в 1923 г.), в которой
он опирается на учение о сущности
Божества и энергиях, носителях Его
сущности
(доктрина христианского энергетизма,
сформулированная в XIV в. св.
Григорием Паламой). Сущность Божества,
как и положено в духе апофатизма, непознаваема,
но сообщима через свои энергии. Эта доктрина
нашла свое выражение в православном религиозно-философском
движении имяславия, идеи которого глубоко
понимали и развивали в 10-х — начале 20-х
годов о. П.
Флоренский, о. С. Булгаков, В. Ф. Эрн, профессор-богослов
Д. М. Муретов, религиозный деятель и публицист
М. А. Новоселов, известные математики
Д. Ф.
Егоров, Н. М. Соловьев и мн. др. А. Ф. Лосеву
принадлежит серия докладов о почитании
Имени Божьего в плане историческом (богословские
споры IV в, и современное состояние вопроса)
и философско-аналитическом. Он пишет
также статью «Ономатодоксия» (греческое
название имяславия), предназначавшуюся
для печати в Германии.
Любое имя, а не только
Имя Божие тоже понимается Лосевым
не формально, как набор звуков, но
онтологически, т.е. бытийственно. Однако
открыто признаться в своих ареопа-гитских,
паламитских и имяславских истоках ученый
не мог, ссылаясь только на некие старые
системы, давно забытые. Можно с полной
уверенностью сказать, что идеи «философии
имени» и сейчас современны, имея много
общего с его поздними лингвистическими
работами
50—80-х годов. В «Философии имени» А. Ф.
Лосев философско-диалектически обосновал
слово и имя как орудие живого социального
общения, далекое от чисто психологических
и физиологических процессов. В «Истории
русской философии» Н. О. Лосский особенно
оценил идеи Лосева в «Философии имени».
Лосский писал:
«Если бы нашлись лингвисты, способные
понять его философию языка... они могли
бы натолкнуться на совершенно новые проблемы
и дать новые плодотворные объяснения
многих явлений жизни языка». Н. О. Лосский
подчеркнул наличие «целой философской
системы» в «Философии имени» и открытие
Лосевым «существенной черты мирового
бытия», которое не замечают
«материалисты, позитивисты и другие представители
упрощенных миропонимании».
Слово у А. Ф. Лосева
всегда выражает сущность вещи, неотделимую
от этой последней. Назвать вещь, дать
ей имя, выделить ее из потока смутных
явлений, преодолеть хаотическую текучесть
жизни — значит сделать мир
осмысленным. Поэтому весь мир, вселенная
есть не что иное, как имена и слова разных
степеней напряженности. Поэтому «имя
есть жизнь». Без слова и имени человек
«антисоциален, необщителен, не соборен,
не индивидуален»,
«Именем и словами создан и держится мир.
Именем и словами живут народы, сдвигаются
с места миллионы людей, подвигаются к
жертве и к победе глухие народные массы.
Имя победило мир».
В. В. Зеньковский
в «Истории русской философии» (Париж,
1950 г.), опираясь на «Философию имени»,
поражался «мощи дарования» Лосева,
«тонкости анализа», его «силе
интуитивного созерцания». Он подчеркивал
в философии
Лосева «живую интуицию всеединства»,
символизм, близость к «христианской рецепции
платонизма», «учение о Боге», которое
нигде не подменяется учением о идеальном
космосе, которое «решительно отделено
от отождествления» этого космоса с Абсолютом
(вопреки концепции софиологов с их космосом
как живым цельм).
Лосев — творец философии мифа, тесным
образом связанной с его учением об имени.
Ведь «миф» по-гречески есть «слово максимально
обобщающее». Автор понимает миф не как
выдумку и фантазию, не как перенос метафорической
поэзии, аллегорию или условность сказочного
вымысла, а как «жизненно ощущаемую и творимую
вещественную реальность и телесность».
Миф — это
«энергийное самоутверждение личности»,
«образ личности», «лик личности», это
есть «в словах данная личностная история».
В мире, где царствует миф, живая личность
и живое слово как выраженное сознание
личности, все полно чудес, вопринимаемых
как реальный факт, тогда миф есть не что
иное, как
«развернутое магическое имя», обладающее
также магической силой.
Миф как жизненная
реальность специфичен не только для
глубокой древности.
В современном мире очень часто происходит
мифологизация, по сути дела, обожествление
идей, выдвигаемых в политических целях,
что особенно было характерно для страны,
строящей светлое будущее с бессловесным
обществом.
Создается, например, обожествление идеи
материи (вне материализма нет философии),
идеи построения социализма в одной стране,
находящейся во вражеском окружении, идеи
обострения классовой борьбы и мн. др.
Идея, воплощенная в слове, обретает жизнь,
действует как живое существо, т. е. становится
мифом и начинает двигать массами и, собственно
говоря, заставляет целое общество (не
подозревающее об этом) жить по законам
мифотворчества. Мифологизация бытия
ведет к извращению нормального восприятия
личного и общественного сознания, экономики,
науки, философии, искусства, всех сфер
жизни.
А. Ф. Лосев сознательно
вставил в текст книги
Главлита был поэт-баснописец Басов-Верхоянцев,
который дал заключение на эту опасную
книгу. Взаключенииотмечалась чуждость
автора марксизму
(идеалист), приводились примеры из его
«философского трактата», а затем следовала
парадоксальная резолюция: «Разве только
в интересах собирания и сбережения оттенков
философской мысли, может быть, и можно
было напечатать эту работу, столь не материалистически
и не диалектически построенную». Как
видно, поэт взял верх над цензором. В докладе
Л. М. Кагановича, который приводил примеры
из этого «контрреволюционного» и «мракобесовского»
сочинения (дыромоляи, диамат как «вопиющая
нелепость», колокольный звон, монашество,
«долбежка» о «возможности социализма
в одной стране»), прозвучали также эти
самые «оттенки», что вызвали возмущенные
возгласы с места: «Кто выпускает? Где
выпущено? Чье издание?» Возмущенный драматург
Вл. Киршон воскликнул: «За такие оттенки
надо ставить к стенке» (и накликал собственный
расстрел).
Но дело было сделано.
Запрещенная книга все-таки вышла',
и ее не только продавали (книгопродавцы
действовали в своих интересах
очень оперативно).
Она попала в Ленинскую библиотеку, где
ее, например, читал в научном зале и от
руки переписывал философ Н. Н. Русов в
военный 1942 год, американский же философ-славист
Дж. Клайн купил эту книгу в Мюнхене в 1969
г. Теперь злосчастная рукопись «Диалектики
мифа» со штампом Главлита и разрешением
печатать вернулась с Лубянки в «Дом Лосева»
после передачи мне архива философа в
1995-м.
Наука о числах, математика, «любимейшая
из наук» (письмо кжене от 11.03.32 г.), связана
для А. Ф. Лосева с астрономией и музыкой.
Он разрабатывал ряд математических проблем,
особенно анализ бесконечно малых, теорию
множества, теорию функций комплексного
переменного, занимался пространствами
разного типа, общаясь с великими математиками
Ф. Д. Егоровым и Н. Н. Лузиным, близкими
ему мировоззренчески, религиозно-философски.
Сохранился большой труд Лосева «Диалектические
основы математики» с предисловием В.
М. Лосевой
(в 1936 году были наивные надежды на публикацию).
Для него и его супруги существовала общая
наука, которая есть и астрономия, и философия,
и математика. Вместе с тем «математика
и музыкальная стихия» для него также
едины, ибо музыка основана на соотношении
числа и времени, не существует без них,
есть выражение чистого времени. В музыкальной
форме существует три важнейших слоя —
число, время, выражение времени, а сама
музыка — «чисто алогически выраженная
предметность жизни числа». «Музыка и
математика — одно и то же» в смысле идеальной
сферы. Отсюда следует вывод о тождестве
математического анализа и музыки в смысле
их предметности. И в музыке происходит
прирост бесконечно малых «изменений»,
«непрерывная смысловая текучесть», «беспокойство
как длительное равновесие — становление».
Рассматривает Лосев
соотношение музыки и учения о
множествах. И там и здесь многое
мыслит себя как одно. И там и
здесь учение о числе, где единичности,
составляющие его, мыслятся не в своей
отдельности, но как нечто целое,
так как множество есть эйдос,
понимаемый как «подвижной покой». Однако
в музыке и математике есть и решительное
различие. Музыка живет выразительными
формами, она есть «выразительное символическое
конструирование числа в сознании». «Математика
логически говорит о числе, музыка говорит
о нем выразительно».
И наконец, замечательное сочинение А.
Ф. Лосева под названием «Самое само»
(с интересными и подробными — их любил
Лосев — историческими экскурсами).
«Самое само» никогда не печаталось при
жизни философа, сохранилась рукопись,
чудом уцелевшая в огне катастрофы 1941
г. Здесь учение А. Ф.
Лосева о вещи, бытии, сущности, смысле,
который коренится в глубинах эйдоса.
Здесь заключены зерна лосевского представления
о всеединстве и целостности, в котором
каждая отдельная часть несет в себе сущность
целого, создавая живой организм, а отнюдь
не механическое соединение частей. Этот
организм и есть та общность, сердцевиной
которой является «самость», «самое само».
«Кто знает сущность, самое само вещей,
тот знает все», — пишет
Лосев.
В свою очередь, всякая вещь чрезвычайно сложна, она «есть безусловный символ... символ бесконечности, допускающий... бесконечное количество интерпретаций». Вещь не есть ни один из ее признаков, но все ее признаки, взятые вместе, что совсем не мешает абсолютной индивидуальности вещи — а это и есть самое само. «Самое само — это самая подлинная, самая непреодолимая, самая жуткая и могущественная реальность, какая только может существовать».
Могущество абсолютной
индивидуальности самого самого заключено
в некоей тайне. Однако эта тайна совсем
иного рода, чем кантовская вещь-в-себе.
Кантовская вещь-в-себе не существует
в сознании человека, «тайна же — существует».
Она никогда не может быть раскрыта, но
«она может являться»
(здесь у А. Ф. замечательное рассуждение
о тайне), т. е. смысл, сущность, самое само
объективно существующей вещи может быть
явлено человеку, вызывая бесконечное
количество интерпретаций. Недоступное
и непознаваемое самое само скрыто в «бездне
становления», которая и «порождает его
бесчисленные интерпретации», т. е. внутренняя
динамика эйдоса неизбежно создает любые
интерпретивные возможности (статика
этого не знает). Характерна мысль
Лосева о том, что учение об абсолютной
самости чуждо «срединным эпохам философии»,
когда особенно сильна аналитическая
мысль и идет разработка деталей в ущерб
синтетическому охвату. Видимо, А. Ф., говоря
о «срединной эпохе», подразумевал методы
позитивистской философии, столь распространенные
в XIX в.
И в этой работе А. Ф. Лосев ведет сложный, но абсолютно системный и логически четкий анализ самого самого, выразительно, задорно, отнюдь не догматически, а в свободном разговоре с читателем (любимая манера опытного лектора, да еще и воспитанного на диалогах Платона). Об этой же манере изложения еще раньше свидетельствовала ироничная и острая «Диалектика мифа».
То и дело в
тексте «Самого самого» мы встречаем
обращения к читателю и к подразумеваемым
оппонентам. Приведем некоторые из них:
«могут возразить»,
«уже читатель догадался», «вот вы видели
в первый раз», «и если вы, позитивисты,
думаете», «если вы, мистики, хотите говорить»,
«какое возмущение и негодование вызовет
такое рассуждение у всякого позитивиста»
и мн. др. А то вдруг среди примеров на бесконечность
фигурирует (о ужас!)
«моя старая истоптанная галоша» советской
фабрики «Треугольник».
Следует заметить,
что автор использует здесь не
формальный литературный прием, а способ
доходчивого изложения, совместного
размышления с тем, кто будет
держать в руках книгу. Такого
рода рассуждения завершаются