Древнегреческая Философия. Имануил Кант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась

Содержание работы

Древнегреческая философия
Введение…………………………………………………….3
1. Досократические школы древнегреческой философии:
проблематика и содержание учений………………………4
2.1. Философское учение софистов…………………………..8
2.2. Сократ: жизнь и характер философствования. Моральная
философия Сократа……………………10
Заключение………………………………………………….15
Словарь философских терминов…………………………..16
Список использованной литературы……………...18

Файлы: 1 файл

Готовая Философия.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

Кроме того, Сократ сочетал  индукцию с дедукцией: от найденного с помощью индукции общего положения  он переходил к частным случаям, не входившим в индукцию. Это давало ему возможность проверить истинность общих положений, корректировать и  уточнять полученные выводы и определения.

Ирония – отличительная  черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога  и поиска общих определений. Сократовская ирония двуедина: с одной стороны, она связана с его «скептицизмом», с тезисом о знании им своего незнания, с другой – с его мейевтикой, основанной на уверенности, что человек  скрыто обладает правильным знанием  и задача заключается в том, чтобы  с помощью искусных вопросов и  ответов извлечь из него это знание. Сократ, иронизируя, утверждает – возбуждает в собеседнике потребность в  самопознании  и самосовершенствовании. Таким образом, отрицание, сопровождающее иронию Сократа, не будучи самоцелью, не является позицией нигилизма. Это и понятно: позиция абсолютного ироника и абсолютного скептика шла бы вразрез со всем мировоззрением Сократа и его жизненной установкой – найти в человеке устойчивое ядро, что-то постоянное, единое и гармоническое.

Хотя софистам и принадлежит  приоритет в постановке антропологических  проблем, тем не менее главным  предметом их интереса оставалась риторика и диалектическое (полемическое) искусство. В отличие от них Сократ сконцентрировал  свое внимание на человеке и человеческом поведении и считал эти проблемы важнейшими для философии. Для Сократа  знания и человеческие поступки, теория и практика составляют единство: знание (слово) определяет ценность «дела», а  «дело» – ценность знания. Отсюда и  уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость, доступные  человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, не может  быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишен добродетели. Таким образом, одним из отличительных  признаком истинной философии и  подлинного философа, по Сократу, является признание единства и добродетели; и не только признание, но также стремление к реализации этого единства в  жизни. Ориентация на этические проблемы и новое содержание, внесенное  им в понятие «философия», определили его отношение к натурофилософии, к изучению «космоса» и явлений  природы вообще. В глазах Сократа  науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками  о природе. Это преимущество состоит  в том, что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более  всего нуждается – познание самого себя и своих дел, ясное осознание  того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам  морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа  – это есть подлинный способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе своих бесед. В них Сократ исходит из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т.д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.

Сократ учил, что философия –  любовь к мудрости, любовь к знанию – может рассматриваться как  нравственная деятельность в том  случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей силой всей его деятельности. Сократ верил, что если человек знает  что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа  – совпадающие понятия. Можно  утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, знание того, что такое хорошо, а вместе с  тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, его жизненному счастью. Сократ назвал три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание как  обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодолевать опасности); 3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Таким образом Сократ пытался найти  в сознании, мышлении твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.

Сократа не поняли и не приняли  его сограждане. Он был обвинен  в том, что развращает молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По сохранившимся  свидетельствам, обвинители не «жаждали крови»,  им было бы достаточно, если бы Сократ не подвергнутый аресту, добровольно удалился из Афин и на суд не явился. Но вопреки предупреждению на суд он явился, вполне сознавая грозящую ему опасность. Решение суда было не в пользу Сократа, он был признан виновным. Друзья Сократа подготовили все для успешного побега его из тюрьмы, но он отказался, ибо считал, что побег может означать отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд, тем самым он хотел доказать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.

 

 Заключение

 

Спецификой древнегреческой философии  в её начальный период  является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.  В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться  решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.

В период своего становления человеческое познание направлено “вовне”, на объективный  мир. И первые греческие философы стремятся  сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ: именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как “первонауки” к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, - это переосмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.

Перенос акцента в философском  размышлении с природы на человека означал не просто более широкое  и всесторонее развитие второй важнейшей  составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики. С  того времени на передний план выходит  проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его  влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная  с софистов и Сократа, философия  впервые формулирует основной мировоззренческий  вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим  является  не раздельное  рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия – это самосознающее мышление.

 

  1. Философия Иммануила Канта            

 

Иммануил Кант (род. 22 апр. 1724, Кёнигсберг – ум. 12 фев. 1804, там же) — немецкий философ и ученый, родоначальник  немецкой классической философии. Всю  жизнь прожил в Кенигсберге. Происходил из семьи ремесленника, в которой  было двенадцать детей. Изучал математику и естественные науки, философию. С 1756 работал приват-доцентом, с 1770 —  ординарным профессором логики и  метафизики, и как преподаватель  пользовался большим успехом; преподавал также естественные науки, в частности, географию. В 1794 году за "искажение  и принижение некоторых главных и основных учений Священного писания и христианства" был предупрежден указом королевского кабинета.

Кант является основателем критицизма, или трансцендентальной философии. По Канту, философия трансцендентная  неправомерно берется рассуждать о  запредельном, т. е. о Боге. Для Канта  же Бог есть дело веры, поэтому принципиально  невозможны никакие рациональные доказательства бытия Бога, что, однако, не означает несостоятельности религии.

По Канту, человеческая личность самоценна  и ни в коем случае не должна рассматриваться  как средство для осуществления  каких-либо задач хотя бы и для  всеобщего блага.

В философском развитии Канта различают  два периода: "докритический" (до 1770 г.) и "критический". В первый период Кант, в основном, занят разработкой  космогонической картины мира, исходя из умозрительных ("метафизических") предпосылок. Критический период явился для творчества Канта основным. В  этот период он ставит и стремится  решить задачу критики познавательных способностей человека. Под "критикой" он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого  познания. Решению этой задачи посвящены  три главные произведения Канта: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790). В них Кант исходит из предпосылки, что возможности познания определяются, прежде всего, особенностями характерного для всех людей восприятия внешнего мира, а не внешним миром как  таковым. Его интересуют, главным  образом, возможности научного, а  не обыденного познания. Кант приходит к выводу, что наука имеет границы, дальше которых она не может и  не должна идти: сущность "вещей в  себе" или вещей как они существуют сами по себе до их восприятия человеком, для науки останется непознаваемым. Для науки должны оставаться принципиально  недопустимыми и такие объекты, как Бог, душа и свобода. Свою философию  Кант называет трансцендентальной. Этим он противопоставляет ее философии  трансцендентной с одной стороны, а с другой — философии опытной, эмпирической.

Прежде чем вызвать к жизни  новые средства практического господства над миром, наука безжалостно  дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых ранее не вызывала сомнений. Поэтому можно сказать, что воздействие  науки на человека двойственно. Она  разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии предложить взамен новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую. 
Иммануил Кант как-то назвал свое учение "подлинным просвещением". Его суть (в отличие от "просвещения наивного") он видел в том, чтобы не только вырвать человека из-под власти традиционных суеверий, но еще и избавить его от суеверных надежд на силу теоретического разума, от веры в разрешимость рассудком любой проблемы, вырастающей из обстоятельств человеческой жизни. Кантовское учение о границах теоретического разума было направлено не против исследовательской дерзости ученого, а против его необоснованных претензий на пророчества и руководство личными решениями людей. "Темперамент, а также талант, — писал Кант в "Критике чистого разума", — нуждаются в некоторых отношениях в дисциплине, и с этим всякий легко согласится. Но мысль, что разум, который, собственно, обязан предписывать свою дисциплину всем другим стремлениям, сам нуждается еще в дисциплине, может, конечно, показаться странной; и в самом деле, он до сих пор избегал такого унижения именно потому, что, видя торжественность и серьезную осанку, с какой он выступает, никто не подозревал, что он легкомысленно играет порождениями воображения вместо понятий и словами вместо вещей". 
 
"Критика чистого разума" обнаруживала, что обоснования идеи существования бога и идеи бессмертия души не отвечают требованиям теоретической доказательности, что, будучи развернуты честно, они приводят к высшим проявлениям неопределенности — антиномиям, метафизическим альтернативам. Несколько лет спустя Кант в работе "Критика практического разума" показал, что развитая личность нуждается только лишь в знании. Обосновывая нравственную самостоятельность человека, Кант решительно отметает постулат о непременной "целесообразности" ("практичности") человеческого поведения. В произведениях самого Канта понятие "практический" имеет особый смысл, глубоко отличный от того, который обычно вкладывается в слова "практика" и "практицизм". Под "практическим действием" Кант подразумевает не производящую деятельность, всегда имеющую в виду некоторый целесообразный результат, а просто поступок, то есть любое событие, вытекающее из человеческого решения и умысла. Это такое проявление человеческой активности, которое вовсе не обязательно имеет некоторое "положительное", предметное завершение. "Практическое действие" в кантовском смысле может состоять и в отрицании практического действия в обычном смысле. Человек совершает поступок и тогда, когда он уклоняется от какого-либо действия, остается в стороне.

Информация о работе Древнегреческая Философия. Имануил Кант