Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:30, контрольная работа
Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась
Древнегреческая философия
Введение…………………………………………………….3
1. Досократические школы древнегреческой философии:
проблематика и содержание учений………………………4
2.1. Философское учение софистов…………………………..8
2.2. Сократ: жизнь и характер философствования. Моральная
философия Сократа……………………10
Заключение………………………………………………….15
Словарь философских терминов…………………………..16
Список использованной литературы……………...18
Многие вещи способны возбудить удивление и восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, иными словами, тот, для кого существует невозможное: кто не делает то, что нельзя делать, и избирает себя для того, чего нельзя не делать.
Творческая деятельность сплошь и
рядом включает их в качестве самоограничения
ради сознательно выбранного призвания.
Однако окончательный предметный продукт
творчества нередко скрывает от нас,
что он был результатом человеческого
поступка, личного выбора, который
означал отказ от чего-то другого,
лишение, внутренний запрет. Своеобразие
второй "Критики" Канта с самого
начала определялось тем, что "практическое
действие" категорически и
Другими словами, структура подлинного
человеческого поступка не зависит
от состояния способности человека
познавать. Человек остался бы верен
своему долгу, даже если бы он вообще ничего
не мог знать об объективных перспективах
развертывания своей жизненной
ситуации. За царством неопределенностей
и альтернатив, в которое вводила
"Критика чистого разума", открывалось
царство ясности и простоты —
самодовлеющий мир личного
Вера и нравственность Кант обращает
внимание, что вера представляет собой
иррационалистический вариант расчетливости.
Вера фанатиков, юродивых, авторитаристов
безусловным образом исключается как
"Критикой чистого разума", так и
"Критикой практического разума":
первой — потому, что вера представляет
собой ставку на "сверхразумность"
неких избранных представителей человеческого
рода; второй — потому, что она обеспечивает
индивиду возможность бегства от безусловного
нравственного решения.
Кант подвергает критике все виды веры,
проистекающие из потребности уменьшить
неопределенность окружающего мира и
снять ощущение негарантированности человеческой
жизни. Но Кант был искренним христианином,
непримиримо относившимся к атеизму. В
то же время он без всяких оговорок должен
быть признан одним из критиков и разрушителей
религиозного мировоззрения. Кант разрушал
религию не как противник, а как серьезный
и искренний приверженец, предъявивший
религиозному сознанию непосильные для
него нравственные требования, выступивший
со страстной защитой такого бога, вера
в которого не ограничивала бы свободу
человека и не отнимала у него его моральное
достоинство.
Вместе с тем, Кант сохраняет категорию веры в своем учении и пытается установить ее новое, собственно философское понимание, отличное от того, которое она имела в теологии, с одной стороны, и в исторической психологии — с другой. Кант писал, что в основе трех основных его сочинений лежат три коренных вопроса: "Что я могу знать?" ("Критика чистого разума"), "Что я должен делать?" ("Критика практического разума") и "На что я смею надеяться?" ("Религия в пределах только разума"). Третий из этих вопросов точно очерчивает проблему веры, как она стояла внутри самой кантовской философии. Кант поступил бы последовательно, если бы вообще исключил категорию "вера" из своего учения и поставил бы на ее место понятие "надежда". Последняя отличается от веры тем, что она никогда не является внутренним одушевлением, предшествующим действию и определяющим выбор. Надежды простительны, поскольку речь идет об утешении, но, как побудительные силы поступков, они требуют настороженного и критического отношения к себе.
Три коренных вопроса, с помощью которых Кант расчленяет содержание своей философии, имеют обязательную (необратимую) последовательность. Необходимой предпосылкой сознательной ориентации в мире является, по Канту, не только честная постановка каждого из этих вопросов, но и сам порядок, в котором они ставятся. Задаваться проблемой "Что я должен делать?" правомерно лишь тогда, когда найдешь сколько-нибудь убедительный ответ на вопрос "Что я могу знать?", ибо без понимания границ достоверного знания нельзя оценить самостоятельное значение долженствования и безусловного нравственного выбора. Еще более серьезной ошибкой будет превращение ответа на вопрос "На что я смею надеяться?" в условие для решения проблемы "Что я должен делать?", то есть попытка предпослать веру долгу.
Это решающий пункт в кантовском понимании веры. Объект веры не может быть объектом расчета, неким ориентиром, по которому индивид мог бы заранее выверить свои поступки. В практическом действии человек обязан целиком положиться на присутствующее в нем самом сознание "морального закона". Вера как условие индивидуального выбора портит чистоту нравственного мотива — на этом Кант настаивает категорически; если она и имеет право на существование, то лишь в качестве утешительного умонастроения человека, уже принявшего решение на свой страх и риск.
Потребность в подлинной вере возникает, согласно Канту, не в момент выбора, а после того, как он сделан, когда ставится вопрос: имеет ли шансы на успех та максима поведения, которой следовали безусловным образом, то есть не думая об успехе.
Постулаты религии (вера в существование бога и личное бессмертие) нужны кантовскому субъекту не для того, чтобы стать нравственным, а для того, чтобы сознавать себя нравственно эффективным.
Сам Кант чувствует, однако, что это различие в психологическом смысле трудновыполнимо. Вера в существование бога и вера в личное бессмертие, поскольку они неотделимы от ощущения божественного всемогущества, выходит за границы, в которые вводит их чистое практическое постулирование. Вместо того чтобы утешиться верой (пользоваться ею только как надеждой), индивид невольно превращает ее в обоснование своих решений: начинает чувствовать себя солдатом священной армии, вселенский успех которой гарантирован провидением; превращается в религиозного подвижника, слепо полагающегося на непременно благоприятный исход борьбы добра со злом.
Оценка религиозных надежд праведника
оказывается у Канта
Благоразумие превращается в суеверие
всюду, где оно испытывает недостаточность
знания. Именно в этих условиях обнажается
неспособность расчетливо-
Идеи Канта ставят верующего человека перед критическим вопросом, который слабо мерцал во многих ересях: к кому же, собственно, я обращаюсь, когда страшусь, колеблюсь, ищу указаний, вымаливаю, заискиваю, торгуюсь? К кому обращались и обращаются миллионы людей, мольба которых есть вопль бессилия? Если богу не угодны духовная слабость, малодушие и униженность, то не угодно ли все это Князю Тьмы? А раз так, то не градом ли дьявола являются храмы, в которых всякий пребывает в страхе, стыде и беспомощном заискивании? Однако Кант не формулировал альтернативу с такой резкостью. Но он достаточно определенно говорил о том, что все известные формы религии являлись идолослужением.
Кант поставил не только религию и теологию, но и самого себя как религиозного мыслителя перед неразрешимыми трудностями. Основной вопрос, смущавший религиозную совесть Канта, состоял в следующем: не является ли вера в бога соблазном на пути к полной нравственной самостоятельности человека? Ведь как существо всесильное бог не может не искушать верующих к исканию его милостей. Как существо всезнающее бог совращает к мольбам о подсказке и руководстве там, где человек обязан принять свободное решение перед лицом неопределенности. Как перманентный творец мира он оставляет верующему надежду на чудесное изменение любых обстоятельств. Высшим проявлением нравственной силы человека является мужество в ситуации, безысходность которой он осознал ("борьба без надежды на успех"). Бог, как бы ни изображался он в различных системах религии и теологии, всегда имеет такую власть над будущим, что на него нельзя просто надеяться. Он обрекает именно на упование, на провиденциалистский оптимизм, в атмосфере которого подлинная нравственность не может ни развиться, ни существовать.
Одно из основных противоречий кантовской
философии состояло в том, что
в ней достаточно ясно осознавалась
генетическая связь между бескорыстием
и девальвацией корысти в критических
ситуациях и в то же время предполагалось,
что мораль могла возникнуть из религии
и внутри религии. Но мораль не могла
созреть внутри религии именно потому,
что религия маскирует
Заключение
Можно сказать, что философия Канта прошла
следующие стадии развития:
- естественнонаучную (1747 – 1755); период написания "Всеобщей естественной истории и теории неба" (1755), содержащей зародыш будущей так называемой теории Канта-Лапласа;
- метафизическую, когда Кант переходит от Вольфовой метафизики к критической, в частности, в сочинении "Грезы духовидца";
- критическую, начинающуюся с "Критики чистого разума" (1781), где он затрагивает такие вопросы, как метафизика, и трактует ее как науку об абсолютном, но в границах человеческого разума; теория познания, заключающаяся, по его мнению, в том, что все знания, приобретаемые человеком в течение его жизни, основываются только на опыте и чувственном восприятии, т. к. только чувства дают сведения о действительном внешнем мире.
Далее следует работа "Критика
практического разума" (1788), в которой
изложена "самостоятельная этика
долга", представляющая собой значительное
достижение философии. И "Критика
способностей суждения" (1790), где
Кант критикует этику, принципы биологии
и принцип метафизического
Учение Канта, несмотря на критику, которой оно подвергалось различными философами, оказало значительное влияние на развитие последующей философской мысли и науки в целом.
1. Асмус В.Ф. Античная философия, М., 2001
2. История философии /под ред. Мапельман В.М.,2001
3. История философии в кратком изложении /пер. с чешского И.И. 1982
4. Кессиди Ф.Х. Сократ, М., 1976
5. Радугин А.А. Философия, М., 2004
6. Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, 1994
7. Философский энциклопедический словарь, М., 1989
8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и сред. философии, 1991
9. «Философия Канта и современность» под ред. Т. И. Ойзермана. Изд-во
«Мысль», М. 1974.
10. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2001.
11. Краткая история философии / Под общей редакцией В. Г. Голобокова. М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
12. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963 – 1966.
13. И. Кант «Критика способности суждения». Москва «Искусство»,1994.
14. Большой словарь иностранных слов: М.: - ЮНВЕС, 1998.
15. Философский энциклопедический словарь. Москва «Советская
энциклопедия», 1983
Атеизм (от греч. безбожный) форма отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира человека.
Бытие философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.