Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:36, контрольная работа
Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.
I. Введение…………………..………....………. 3
II. Духовная культура………………………….. 4
3.1. Духовная культура личности ………….…………. 5
3.2. Элементы духовной культуры……………………. 7
2.2.1. Экологическая культура………… 8
2.2.2. Нравственная культура………….. 9
2.2.3. Эстетическая культура…………... 12
2.2.4. Творчество……………………….. 14
III. Традиции и новаторство в культуре……….. 17
3.1. Культурные традиции: их сущность и структура.. 18
3.2. Новаторство в культуре…………………………… 22
IV. Проблемы современной отечественной культуры……………………………………... 24
V. Невостребованная культура………………... 30
VI. Заключение………………………………….. 31
VII. Список литературы…………………………. 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
Кафедра изобразительного искусства и художественного образования
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема: «Духовная культура»
Выполнила: Иванова Елена
Проверил: Дружинин Павел Игоревич
Владивосток 2012
Содержание:
I. Введение…………………..………....………. 3
II. Духовная культура………………………….. 4
3.1. Духовная культура личности ………….…………. 5
3.2. Элементы духовной культуры…………
2.2.1. Экологическая культура………… 8
2.2.2. Нравственная культура………….. 9
2.2.3. Эстетическая культура…………... 12
2.2.4. Творчество……………………….. 14
III. Традиции и новаторство в культуре……….. 17
3.1. Культурные традиции: их сущность и структура.. 18
3.2. Новаторство в культуре……………………
IV. Проблемы современной
отечественной культуры……………………
V. Невостребованная культура……………
VI. Заключение………………………………….. 31
VII. Список литературы…………………………. 32
I. Введение
Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.
Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Мы живём в новом веке, ещё не сделано множества великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.
Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И всё-таки есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое – это наша культура.
II. Духовная культура
Помимо экономической, социальной
и политической сфер жизни людей,
цивилизация включает еще один очень
важный момент — культуру. Степень
развития культуры показывает достижения
конкретной исторической цивилизации,
определяет ее место в ряду существовавших,
современных и будущих
Термин «культура» — латинского
происхождения. Первоначально он означал
«возделывание, культивирование почвы»,
но в дальнейшем получил более
общее значение. Культуру изучают
многие науки (археология, этнография,
история, эстетика и др.), и каждая
дает ей свое определение. Не случайно
в мировой литературе насчитывается
до 500 определений культуры. Обратимся
к одному из них, наиболее часто встречающемуся
в общественных науках. В самом
общем смысле под культурой ученые-
Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства и т. д. Например, наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а компьютеры, телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре.
Итак, культура является существенной
характеристикой жизни
2.1 Духовная культура личности
Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой, во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует большое количество определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. «Чем богаче подлежащий определению предмет», – писал Гегель, – т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции».
Каждая из наук, изучающих
вопросы культуры, исходя из своего
предмета исследования, выявляет те её
стороны и отношения, которые
попадают в спектр рассмотрения данной
науки. Возрастание роли культуры в
жизни общества, успехи, достигнутые
в научно – теоретической мысли,
во многом обусловили усиления внимания
обществоведов к теоретико-
История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу, как писал К.Маркс, принимался «только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд».
В противовес природе культура
обозначала духовное начало, духовные
способности и возможности
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально–экономических отношений до окружающей воспитуемого морально–психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.
Формирование культуры личности,
включающее в себя действие как объективных,
так и субъективных факторов, взаимодействующих
между собой, происходит не только в
результате сознательного и
Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.
Объективные условия формирования
культуры подрастающего поколения
не всегда достаточно точно и полно
отражают особенности его возрастного,
профессионального и
Этим объясняется значение комплексного, системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему.
В своей работе «Духовная жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение духовной жизни общества, как реальный процесс существования людей, способ общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу, связанную с производством и распространением сознания, удовлетворения их духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как образование, выражающее то общее, что присуще духовной жизни как системе.
Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.
По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.
Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления гармонически развитой, общественно активной личности.
«Духовное выживание возможно»
- так считали участники
Б.Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека. «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства? Сейчас, например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО? Без искусства – от первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак, искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования».
2.2 Элементы духовной культуры
Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы, выйдя из школы, они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии, отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не калеча, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом, а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.
Рассмотрим каждый элемент в отдельности, определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения.
2.2.1. Экологическая культура
Мир и экология. Эти слова
стали своеобразными лозунгами
современности, настоятельными призывами,
обращенными ко всему человеческому
сообществу и к каждому из людей.
Но если слово «мир» издревле укоренилось
в лексике разных народов, то термин
«экология» (в переводе с греческого
– наука о доме, о местопребывании)
появился только в 1866 году и до недавних
пор употреблялся главным образом
специалистами биологии. И действительно,
планета Земля, её природа – материки
и океаны, зелёный и животный мир
– дом человечества. Это и среда
обитания людей, и мастерская, в которой
они трудятся, и кладовая жизненно
необходимых ресурсов, и источник
здоровья, вдохновения. Вот почему сохранение
природных основ