Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:36, контрольная работа
Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.
I. Введение…………………..………....………. 3
II. Духовная культура………………………….. 4
3.1. Духовная культура личности ………….…………. 5
3.2. Элементы духовной культуры……………………. 7
2.2.1. Экологическая культура………… 8
2.2.2. Нравственная культура………….. 9
2.2.3. Эстетическая культура…………... 12
2.2.4. Творчество……………………….. 14
III. Традиции и новаторство в культуре……….. 17
3.1. Культурные традиции: их сущность и структура.. 18
3.2. Новаторство в культуре…………………………… 22
IV. Проблемы современной отечественной культуры……………………………………... 24
V. Невостребованная культура………………... 30
VI. Заключение………………………………….. 31
VII. Список литературы…………………………. 32
Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения (шестилетку), после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима, т.к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами.
В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира.
Второй этап – 5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении «эталонами» деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства.
Третий этап – 10-11 классы.
Ведущей целью эстетического
воспитания в юношеском возрасте
является помощь старшеклассникам в
решении собственных
В старших классах разные
виды искусства вновь интегрируются
в единый предмет, позволяющий школьникам
осмыслить мировую
Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках, студиях по свободному выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь, предоставленная возможность углублять знания, способности, умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок, станет своеобразным компасом в выборе профессии.
Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического воспитания, библиотекарь или приглашенные специалисты.
2.2.4. Творчество
Тот факт, что в истории
существовали творческие эпохи и
творческие общества, что в наших
школах первоклассники обладают более
ярко выраженными творческими
В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим, в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.
В старших классах
В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей «вытравить» творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак, чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному, больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу, в гости, в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты, определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.
Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.
Творческое воспитание – это, прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделание, а всё время – чередование дел: плановых, необходимых, неплановых необходимых и по выбору.
Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «одиночества» – большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить: побыть одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.
Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, с книгой, с рисунком.
На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное: стремиться не к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом, проигрывая в одном и выигрывая в другом; рассчитывать вероятность возможных событий, понимая, что
0 % и 100 % - гарантии никогда
не бывает; а для этого следует
смотреть в мир глазами
У человека важно выработать
привычку приподниматься с «четверенек»
текущих дел, оглядываться, смотреть
на дела сверху, связывать их с глобальными
делами, задумываться, продумывать
и выдумывать. Для этого в обычных
вещах постараться увидеть
Главная задача трудового
воспитания и профессиональной ориентации
в частности – сформировать у
каждого школьника общую
Познакомимся несколько
подробнее с процессом
III. Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.
Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Такова в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.
Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры, имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.
Поскольку в культуре отражаются
различия мировоззрений в системе
ценностей в идейных
Вопрос о традициях
в культуре и об отношении к
культурному наследию касается не только
сохранения, но и развития культуры,
т.е. созидание нового, приращение культурного
богатства в процессе творчества.
Хотя творческий процесс имеет объективные
предпосылки и в самой
В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.
3.1 Культурные традиции: их сущность и структура
В быту и культуре любого
народа есть много явлений, сложных
по своему историческому происхождению
и выполняемым функциям. Одними из
самых ярких и показательных
явлений такого рода являются народные
обычаи и традиции. Для того чтобы
понять их истоки, надо, прежде всего, изучать
историю народа, его культуру, соприкоснуться
с его жизнью и бытом, попытаться
понять его душу и характер. Любые
обычаи и традиции в своей основе
отражают жизнь той или иной группы
людей, а возникают они как
результат эмпирического и
Традиции – это элементы
социального и культурного