Духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Содержание работы

I. Введение…………………..………....………. 3
II. Духовная культура………………………….. 4
3.1. Духовная культура личности ………….…………. 5
3.2. Элементы духовной культуры……………………. 7
2.2.1. Экологическая культура………… 8
2.2.2. Нравственная культура………….. 9
2.2.3. Эстетическая культура…………... 12
2.2.4. Творчество……………………….. 14
III. Традиции и новаторство в культуре……….. 17
3.1. Культурные традиции: их сущность и структура.. 18
3.2. Новаторство в культуре…………………………… 22
IV. Проблемы современной отечественной культуры……………………………………... 24
V. Невостребованная культура………………... 30
VI. Заключение………………………………….. 31
VII. Список литературы…………………………. 32

Файлы: 1 файл

Духовая культура.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год  обучения (шестилетку), после чего он трансформируется в преподавание отдельных  художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима, т.к. лишь специалисты  в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно  руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения  интереса с необходимыми профессиональными  приёмами.

В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребёнка  при восприятии окружающего мира.

Второй этап – 5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении «эталонами» деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства.

Третий этап – 10-11 классы. Ведущей целью эстетического  воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в  решении собственных мировоззренческих  проблем, таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности, что в  итоге поможет более правильно  познать себя и найти своё место  в будущей жизни.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются  в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными  практическими занятиями по выбору – дизайном, изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т.д.

Уже в средних классах  нужно предусмотреть широкие  возможности для желающих испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках, студиях по свободному выбору. В  результате в старших классах  выделиться группа учащихся с особыми  способностями и устойчивым интересом  к тому или иному виду искусства. В свою очередь, предоставленная  возможность углублять знания, способности, умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок, станет своеобразным компасом в выборе профессии.

Эффективным способом повышения  эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного  курса эстетического воспитания в процессе профориентации. Вести  занятия может преподаватель  эстетического воспитания, библиотекарь или приглашенные специалисты.

2.2.4. Творчество

Тот факт, что в истории  существовали творческие эпохи и  творческие общества, что в наших  школах первоклассники обладают более  ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о  том, что социальные, в том числе  школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого  воспитания.

В младших классах здесь  вредят излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим, в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.

В старших классах безынициативность, насаждение хвостизма («как все, так  и я») и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность, помноженную на интеллектуальную активность.

В Московском Доме научно-технической  пропаганды на семинаре по научному и  техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей «вытравить»  творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную  основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак, чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному, больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу, в гости, в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты, определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.

Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться  рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.

Творческое воспитание –  это, прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется таким  образом, чтобы не было времени на ничегонеделание, а всё время  – чередование дел: плановых, необходимых, неплановых необходимых и по выбору.

Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «одиночества»  – большую или маленькую, и  каждый свою норму должен выполнить: побыть одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.

Если ребёнок сильно склонен  к уединению, воспитатель время  от времени организует ему общение  со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают какое-то время  проводить в одиночестве –  с игрой, с книгой, с рисунком.

На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается  вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и  правильное: стремиться не к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом, проигрывая в одном и выигрывая в другом; рассчитывать вероятность возможных  событий, понимая, что 

0 % и 100 % - гарантии никогда  не бывает; а для этого следует  смотреть в мир глазами статиста. Это значит, что есть авторитеты, но нет непререкаемых авторитетов; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна, спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития.

У человека важно выработать привычку приподниматься с «четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными  делами, задумываться, продумывать  и выдумывать. Для этого в обычных  вещах постараться увидеть необычное: резко изменить масштаб (как это  проделал Свифт), наделить необычными свойствами, поместить в необычную  обстановку, сделать их таинственными  и смешными.

Главная задача трудового  воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформировать у  каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Познакомимся несколько  подробнее с процессом производства и накопления культурных ценностей.

III. Традиции и новаторство  в культуре

У культуры, как у всякого  диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря  которой происходит накопление и  трансляция человеческого опыта  в истории, и каждое новое поколение  людей может актуализировать  этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят  ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над  творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек  формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий  набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих  программах происходят крайне медленно. Такова в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.

Культурные традиции как  историческая память – непременное  условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой  культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных  результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере  культуры, имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.

Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе  ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных  и прогрессивных тенденциях в  культуре. Но отсюда не следует, что  можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать  новую более высокую культуру невозможно.

Вопрос о традициях  в культуре и об отношении к  культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного  богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные  предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно  он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться  одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.

3.1 Культурные  традиции: их сущность и структура

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных  по своему историческому происхождению  и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных  явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы  понять их истоки, надо, прежде всего, изучать  историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые  обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как  результат эмпирического и духовного  познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат  практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или  обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и  за формой, подчас кажущейся нам  претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и  традиции любого народа, это его  «приданое» при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете  Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции – это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных, религиозных, эстетических). Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И я вполне согласна с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Ведь если мы будем повторять пройденное, то прогресс остановится, поэтому человечество вносило и вносит что-то новое в то, чем занимались предыдущие поколения. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность, связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а, не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция, не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Идейным содержанием, формулой традиции выступает непосредственно норма или принцип поведения. Последние, в отличие от правил, не дают детальных предписаний поступка. Они указывают направление поведения (честность, правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т.д.). Традиции, по своей сути, не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека.

Информация о работе Духовная культура