Духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Содержание работы

I. Введение…………………..………....………. 3
II. Духовная культура………………………….. 4
3.1. Духовная культура личности ………….…………. 5
3.2. Элементы духовной культуры……………………. 7
2.2.1. Экологическая культура………… 8
2.2.2. Нравственная культура………….. 9
2.2.3. Эстетическая культура…………... 12
2.2.4. Творчество……………………….. 14
III. Традиции и новаторство в культуре……….. 17
3.1. Культурные традиции: их сущность и структура.. 18
3.2. Новаторство в культуре…………………………… 22
IV. Проблемы современной отечественной культуры……………………………………... 24
V. Невостребованная культура………………... 30
VI. Заключение………………………………….. 31
VII. Список литературы…………………………. 32

Файлы: 1 файл

Духовая культура.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

Экологическая культура –  ёмкое понятие, но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и  природы, когда противоречие между  ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны, «ответная  реакция» природы на разрушительные действия даёт мощный толчок, побуждающий, а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к  природе, отказаться от старого взгляда  на неё как на сферу свободной  игры человеческих сил и способностей, встать на путь выработки экологической  культуры.

С другой стороны, процесс  формирования и развития экологической  культуры становится импульсом духовно-практической деятельности, направленной на преодоление  кризисного состояния системы «общество-природа», на оздоровление этого состояния, а  в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и  природой.

«Заряженность» на улучшение  природопользования должна стать общей  чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции  учёных «Охрана окружающей среды  и защита всеобщего мира» (1986 г) был  проведен «круглый стол» «Молодёжь  и борьба за охрану природы и мира».

Подрастающее поколение  олицетворяет не только ближайшее будущее, но и более отдалённое будущее, и  поэтому особенно заинтересовано, чтобы  будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в  самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам  и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии  и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и  норм. Наконец, сегодняшние дети в  перспективе - весьма близкой – возьмут  на себя всю полноту ответственности  за судьбу планеты – колыбели и  обители человечества. Тревожные  изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом  ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому, что  всё более широкие слои населения  осознают насущную потребность в  оздоровлении естественной среды своей  жизни и деятельности.

Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования, в том числе и экологического. Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча, разрабатываемые в нашей стране.

В ходе учебного процесса и  подготовки, учащихся к выбору профессии  необходимо:

1. Усиление эколого-мировоззренческой  нагруженности образования, и прежде всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы;

2. Сопряжение различных  школьных предметов с вопросами  экологии, формирование межпредметных связей, выявленных в ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды;

3. Разработка и введение  целостных учебных курсов охраны  природы, общей экологии, которые  отражают в образовательном процессе  такую тенденцию научного познания, как становление и развитие  целостных комплексных сфер экологических  исследований;

4. Включение в экологическое  образование результатов тех  научных исследований в области  окружающей среды, которые связаны  с регионально – отраслевой  специализацией.

Эти линии экологического образования должны не только пронизывать  процесс образования, но и объединять все те знания, которые усваивает  молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.

2.2.2 Нравственная культура.

Огромное значение нравственного  воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может  сводиться только к его образованию  и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский  цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному  воспитанию выдающийся швейцарский  педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей  детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных  невзгодах и сочувственное отношение  к людям.

Однако из педагогов –  классиков прошлого наиболее полно  и ярко характеризовал преобразующую  роль нравственного воспитания в  развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)

На огромную роль нравственного  воспитания в процессе обучения и  формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и  приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или  меньшую пользу в зависимости  от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии  тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста  и развития. Под дождём, градом так  же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так  и ребёнку вредны для нормального  развития постоянные эмоциональные  встряски, в том числе разносы  и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно - легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для  него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот  Дирак, летевший с космонавтами в  звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен  способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в  ребёнке и лелеять, это чувства  патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о  долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и  умственные запросы побуждают ребёнка  к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого  школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.

Именно достижение цели, преодоление  препятствий на пути к ней свидетельствуют  о сильной воле. Однако следует  различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает  болезненный характер и становиться  более важным, чем конечный результат  задуманной деятельности. Вспомните  главных героев Гоголя – Ивана  Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство  – нецелесообразная настойчивость  – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить  об одном из самых важных законов  жизни – законе целесообразности.

Проводимые в школе  факультативы этики и эстетики, позволяют  учащимся более глубоко изучить  историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о  чести и долге, справедливости и  о манере общения.

Необходимо учащимся знать, что прийдя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать  другого человека, не перебивая  его во время разговора.

2.Важно понимать другого  человека. Индусские философы придумали  такое правило спора. Каждый  собеседник должен сначала изложить  мысль своего противника в  споре и, только получив от  него подтверждение, что его  мысль понята, может её опровергать.  Этим правилом очень полезно  пользоваться хотя бы в тех  случаях, когда спорящие вкладывают  разный смысл в одни и те  же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно быть внимательным  к людям. Говорят: лучше лишить  человека пищи, чем внимания.

5.Общение – это воспитание  полезных привычек, тренировка поступков,  достойного поведения. Поэтому  в общении всё важно: как  вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

2.2.3 Эстетическая культура.

Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам  процесс эстетического роста  в становлении сознания юношества  должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.

Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.

Задача эстетического  развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески–эстетические задатки, неразрывно связанные с  изначальными трудовыми навыками.

Проблема эстетического  восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего деятельно-эмоциональное восприятие.

В концепции художественного  воспитания и образования Б.Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане, с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания, начинающегося ещё в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.

Первый этап 1-4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей  основой для всех видов художественного  творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически  обособившиеся виды искусства, а  целостный курс общеэстетического развития.

Информация о работе Духовная культура