Духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Содержание работы

I. Введение…………………..………....………. 3
II. Духовная культура………………………….. 4
3.1. Духовная культура личности ………….…………. 5
3.2. Элементы духовной культуры……………………. 7
2.2.1. Экологическая культура………… 8
2.2.2. Нравственная культура………….. 9
2.2.3. Эстетическая культура…………... 12
2.2.4. Творчество……………………….. 14
III. Традиции и новаторство в культуре……….. 17
3.1. Культурные традиции: их сущность и структура.. 18
3.2. Новаторство в культуре…………………………… 22
IV. Проблемы современной отечественной культуры……………………………………... 24
V. Невостребованная культура………………... 30
VI. Заключение………………………………….. 31
VII. Список литературы…………………………. 32

Файлы: 1 файл

Духовая культура.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

С предельной остротой эти  вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно  новое его состояние ведут  к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных  тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного  наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки  привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались  веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности  понимание истории мировой культуры.

Динамика культурных ценностей  раскрывается при сопоставлении  их в прошлом и настоящем. Глубина  социального запроса на взаимопроникновение  исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое - настоящему» легко трансформируется сегодня в иную: «настоящее - прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.

Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека - его взгляд устремлен  ко все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.

V. Невостребованная культура

Духовное богатство, накопленное  человечеством, тиражируемое с помощью  новейших достижений научно-технической  революции, делает духовные ценности более  доступными каждому, чем прежде. Передаваемая современными средствами массовой коммуникации информация способна приблизить эти  ценности к каждому человеку, но ему еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно  богаче. Однако при том, что, так или иначе, знакомятся с ними все, «прикасаются» к ним немногие. Перед человеком море книг и другой печатной продукции, но все ли читают хотя бы мировую и отечественную классику? В школьные годы по учебным программам еще читают, а потом?.. И это не только в нашей стране, но и в других странах, даже самых цивилизованных. Или другой пример. Молодежь интересуется, много слушает современную музыку, но знания о музыкальной культуре очень поверхностны. Специально проведенный опрос среди молодежи нашей страны показал, что юноши и девушки могут назвать лишь несколько супермодных отечественных и зарубежных поп-рок-ансамблей и, как правило, мало или ничего не знают о других музыкальных направлениях, о достижениях отечественных композиторов и исполнителей, о проводимых международных конкурсах и т. д. Замечено, что те виды культуры и искусства, которые требуют от человека серьезных размышлений, работы души, т. е. к которым нужно «прикоснуться» умом и сердцем, расцениваются нередко как «нудные», «скучные», «трудные» и требующие слишком много времени для осмысления. Действительно, современному человеку, устающему от работы, транспортных неурядиц, все ускоряющегося ритма жизни, необходимы передышки, а значит — отдых и развлечения. И здесь право каждого решать самостоятельно: почитать книгу, пойти в кино, в театр, посмотреть телевизор или напиться и подраться. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательности, не найдя ее, легко находит заменитель. В результате вместо культуры появляется эрзацкультура. Однако было бы несправедливо не замечать тех позитивных сдвигов в культуре, которые происходят сегодня в нашей стране. Они проявляются прежде всего в возвращении в духовную жизнь народа культурного наследия во всем его многообразии, в деидеологизации культуры, изживании монополии государства в области культуры, создании условий для творчества и свободного выбора людьми культурных ценностей и видов культурной деятельности, расширении международных культурных связей и многом другом.

VI. Заключение

Русская культура – понятие  историческое и многогранное. Она  включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии, как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы  мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура – явление  относительно молодое. В силу своей  исторической молодости русская  культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась  под влиянием различных культур  Запада и Востока, исторически определивших Россию. Но, воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские  писатели и художники, скульпторы и  архитекторы, учёные и философы решали свои задачи, формулировали и развивали  отечественные традиции, никогда  не ограничиваясь копированием чужых  образов.

Специфические черты русской  культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи  назвали «характером русского народа». Об этом писали все исследователи  «русской идеи». Главной чертой этого  характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному. Русская культура свидетельствует: при всём разночтении  русской души и русского характера  трудно не согласится со знаменитыми  строчками Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить»

В истории можно найти  многочисленные примеры того, как  исчезали государства, чей народ  забывал свой язык и культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая  себя в новом качестве и занимая  достойное место среди других народов.

Подобная опасность подстерегает сегодня и русскую нацию, что  цена за западную технологию может  оказаться слишком высокой. Не только резко возрастает социальное неравенство  внутри нашего общества, со всеми отрицательными последствиями, но и углубляется  социальное неравенство между русским  народом и так называемыми  западными этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой  – значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.

Русская культура накопила великие  ценности. Задача нынешних поколений  – сохранить и приумножить  их.

VII. Список литературы:

1). Боголюбов Л.Н. Человек  и Общество 10-11. Москва, 2000г

2). Бачинин В.А. Духовная культура личности. М.Политиздат, 1986г

3). Добрынина В.И., Большаков  А.В. Актуальные проблемы культуры XX века. М. «Знание», 1993г 

4). Введение в культурологию – учебное пособие для вузов под ред. Попова Е.В. М. «Владас», 1995г

5). И.В.Суханов «Обычаи,  традиции и преемственность поколений»

6). Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996 г


Информация о работе Духовная культура