Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить природу духовной жизни общества. На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить и обобщить научную литературу по данному вопросу
Определить основные компоненты духовной жизни
Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь ____________________5
2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность ___________________________________________________21
Заключение______________________________________________________33
Список используемой литературы___________________________________35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение_________________________________________________________3

1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь ____________________5

2. Диалектика материального  и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность ___________________________________________________21

Заключение______________________________________________________33

Список используемой литературы___________________________________35

 

ВВЕДЕНИЕ 

Тема моей контрольной  работы звучит так " Духовная жизнь  общества "

Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился  окончательно и определенно. Лишь в  последнее время появились попытки  дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества. Известный  русский философ Н.А.Бердяев подобное положение объяснил следующим образом: «В стихии большевистской революции  и в ее созиданиях еще больше, чем в разрушениях, я очень  скоро почувствовал опасность, которой  подвергается духовная культура. Революция  не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно  к духовным ценностям. Любопытно, что  когда нужно было зарегистрировать Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к которой можно было бы причислить труд писателя. Миросозерцание, под  символикой которой протекала революция, не только не признавало существование  духа и духовной активности, но и  рассматривало дух как препятствие  для осуществления коммунистического  строя, как контрреволюция.»1

Поэтому я и думаю, что  на протяжении почти трех четвертей  века отечественная философия была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных процессов, протекавших в  обществе.

Что же представляют собой  общественное сознание и духовная жизнь  общества?

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из «бытия вообще» общественного  бытия, а из «сознания вообще» - общественного  сознания – одного из основных понятий  философии. Объективный мир, воздействуя  на человека, отражается у него в  виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые  и образуют общественное сознание.

Цель данной контрольной  работы – изучить природу духовной жизни общества. На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить научную литературу по данному вопросу
  2. Определить основные компоненты духовной жизни
  3. Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества

 

1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь.

Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и  обретения, трагизм и громадный  потенциал.

Духовная жизнь человека и человечества – феномен, который, как и культура, отличает их бытие  от чисто природного и придает  ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и  тонкого отношения к нему. Через  духовность идет процесс познания человеком  самого себя, своего предназначения и  жизненного смысла.

Духовность сегодня –  условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и  личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его  настоящее и будущее.

Духовность – сложное  понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной  и идеалистически ориентированной  философии. Здесь оно выступало  в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит  функция творения и определения  судеб мира и человека.

В других философских традициях  оно не столь употребило и не нашло  своего места как в сфере понятий, так и в сфере соц. культурного  бытия человека. В исследованиях  психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».

Вместе с тем понятие  духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях  «духовного производства», «духовной  культуры» и т.д. Однако его определение  по-прежнему остается дискуссионным. В  культурно-антропологическом контексте  понятие духовности употребляется  при характеристике внутреннего, субъективного  мира человека, как «духовного мира личности». Но что входит в этот «мир»? По каким критериям определять его  наличие, а тем более развитие?

Очевидно, что понятие  духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно  посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет  и не может быть, однако односторонний  рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения  духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно  к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне  этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение  и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при  идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные  проблемы, обычно выражающиеся для  каждого человека в системе «вечных  вопросов» его бытия. Сложность  их решения в том, что, хотя они  имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени  и пространстве каждый человек открывает  и решает их заново для себя и  при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение  духовной культуры и зрелости.

Таким образом, главное здесь  – не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность – свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в  ней концентрируются проблемы, относящиеся  к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение  по пути обретения «истины, добра  и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить  и действовать утилитарно, но и  соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного  существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра  и красоты. Проблема духовности –  это не только определение высшего  уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему – природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического  бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения  к своим идеалам, ценностям и  реализации их на своем жизненном  пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения  личности является «совесть» - категория  нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы  самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь  – важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовная жизнь общества – область бытия, в которой  объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная  реальность, совокупность смысложизненных  ценностей, присутствующая в нем  самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального  и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона  бытия человека возникает на основе его практической деятельности как  особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в  мире и взаимодействия с ним. Как  и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом  законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве  материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых»  моментов. При этом создаваемый человеком  идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.

Основные элементы духовной жизни общества

Структура духовной жизни  общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни  общества принято считать также:

  • духовные потребности;
  • духовная деятельность и производство;
  • духовные ценности;
  • духовное потребление;
  • духовные отношения;
  • проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности  человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие  от природных духовные потребности  заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной  необходимости, иначе человеком  он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность  не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и  длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые  элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности  более высокого порядка – освоение богатств мировой культуры, участие  в их создании и т.д. – общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности  имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными  ограничителями такого роста могут  выступать лишь объемы уже накопленных  человечеством духовных богатств, возможности  и сила желания человека участвовать  в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность – форма активного  отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом  которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся  в философских системах, научных  теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и  иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Идеальные образования как  продукт духовной деятельности и  производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления  они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовная деятельность как  всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и  со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся  на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание  собственного содержания.

Усилия отдельных личностей, продуцирующих духовные ценности, способны обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Достоевского, Эйнштейна и др.). Следовательно, эффективность духовного труда  намного выше эффективности труда  материального. Собственно, в этом состоит одна из причин того, что лиц, занятых духовной деятельностью, меньше, чем занятых в материальном производстве. Другие причины – естественные ограниченные возможности общества содержать таких людей, а также степень их таланта и способностей.

Духовный труд, оставаясь  всеобщим по содержанию, по сути и форме  своей является индивидуальным, персонифицированным  – даже в современных условиях, при высочайшей степени своего разделения. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей  во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления  деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда.

Особенностью духовной деятельности является принципиальная невозможность  отделить применяемые в ней «средства  труда» (идеи, образы, теории, ценности) в силу их идеального характера от непосредственного производителя. Поэтому отчуждение в обычном  понимании, характерное для материального  производства, здесь невозможно. К  тому же основное средство духовной деятельности с момента ее зарождения остается, в отличие от материального производства, практически неизменным – интеллект  отдельной личности.

Информация о работе Духовная жизнь общества