Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:23, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – изучить природу духовной жизни общества. На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить и обобщить научную литературу по данному вопросу
Определить основные компоненты духовной жизни
Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества
Введение_________________________________________________________3
1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь ____________________5
2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность ___________________________________________________21
Заключение______________________________________________________33
Список используемой литературы___________________________________35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь ____________________5
2. Диалектика материального
и духовного в жизни общества.
Духовность и бездуховность ___
Заключение____________________
Список используемой литературы____________________
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей контрольной работы звучит так " Духовная жизнь общества "
Я считаю данную тему достаточно
актуальной, потому что анализ духовной
жизни общества является одной из
тех проблем социальной философии,
предмет которой еще не выделился
окончательно и определенно. Лишь в
последнее время появились
Поэтому я и думаю, что на протяжении почти трех четвертей века отечественная философия была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных процессов, протекавших в обществе.
Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь общества?
Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из «бытия вообще» общественного бытия, а из «сознания вообще» - общественного сознания – одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.
Цель данной контрольной работы – изучить природу духовной жизни общества. На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь.
Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества
История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.
Духовная жизнь человека и человечества – феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.
Духовность сегодня –
условие, фактор и тонкий инструмент
решения задачи выживания человечества,
его надежного
Духовность – сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.
В других философских традициях оно не столь употребило и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере соц. культурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».
Вместе с тем понятие
духовности широко используется в концепциях
«духовного возрождения», в исследованиях
«духовного производства», «духовной
культуры» и т.д. Однако его определение
по-прежнему остается дискуссионным. В
культурно-антропологическом
Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.
Равно духовность нельзя определить
как культуру переживаний и чувственно-
Понятие духовности, несомненно,
необходимо для определения утилитарно-
Таким образом, главное здесь – не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность – свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».
Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. Проблема духовности – это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему – природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.
Таким образом, духовная жизнь – важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.
Духовная жизнь общества
– область бытия, в которой
объективная, надындивидуальная реальность
дана не в виде противостоящей человеку
внешней предметности, а как идеальная
реальность, совокупность смысложизненных
ценностей, присутствующая в нем
самом и детерминирующая
Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.
Основные элементы духовной жизни общества
Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.
Элементами духовной жизни общества принято считать также:
Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.
При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка – освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. – общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.
Духовные потребности
имеют принципиально
Духовная деятельность есть
основа духовной жизни общества. Духовная
деятельность – форма активного
отношения человеческого
Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.
Духовная деятельность как всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания.
Усилия отдельных личностей, продуцирующих духовные ценности, способны обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Достоевского, Эйнштейна и др.). Следовательно, эффективность духовного труда намного выше эффективности труда материального. Собственно, в этом состоит одна из причин того, что лиц, занятых духовной деятельностью, меньше, чем занятых в материальном производстве. Другие причины – естественные ограниченные возможности общества содержать таких людей, а также степень их таланта и способностей.
Духовный труд, оставаясь всеобщим по содержанию, по сути и форме своей является индивидуальным, персонифицированным – даже в современных условиях, при высочайшей степени своего разделения. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда.
Особенностью духовной деятельности
является принципиальная невозможность
отделить применяемые в ней «средства
труда» (идеи, образы, теории, ценности)
в силу их идеального характера от
непосредственного