Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить природу духовной жизни общества. На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить и обобщить научную литературу по данному вопросу
Определить основные компоненты духовной жизни
Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь ____________________5
2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность ___________________________________________________21
Заключение______________________________________________________33
Список используемой литературы___________________________________35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают  на социально-культурное значение  различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в  ценностных представлениях людей непременно; присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения  общественным сознанием объективных  тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра  и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение  к наличной реальности и противопоставляет  ей некое идеальное состояние  общества, которое должно быть установлено.

Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

  • идеи, теории, образы, духовные ценности;
  • духовные общественные связи индивидов;
  • сам человек, поскольку он, кроме прочего, – существо духовное.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.

В чем заключается специфика  духовного производства, его отличие  от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных  свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью  нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бердяев Н. А  Самопознание. – М.: Вагриус, 2004
  2. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. – Екатеринбург, 1997
  3. Гегель Г. Философия истории. – М.: Эксмо, 2007
  4. Антонов Е.А. Философия. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: «Добрая книга», 2001.

 

 

 

1 Бердяев Н. А Самопознание, М.: Вагриус, 2004. С.52

2 Гегель Г. Философия истории. М Эксмо, 2007. С.348

3 Р.Л. Лившиц. Духовность и бездуховность личности. – Екатеринбург, 1997. – С. 66

4 Там же. – С. 69


Информация о работе Духовная жизнь общества