Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить природу духовной жизни общества. На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить и обобщить научную литературу по данному вопросу
Определить основные компоненты духовной жизни
Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь ____________________5
2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность ___________________________________________________21
Заключение______________________________________________________33
Список используемой литературы___________________________________35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

Критериями различения форм общественного сознания являются:

  • объекты отражения (окружающий мир в его целостности; сверхприродное; нравственные, эстетические, правовые, политические отношения);
  • способы отражения действительности (понятия, образы, нормы, принципы, учения и т.д.);
  • роль и значение в жизни общества, определяемые функциями каждой из форм общественного сознания.

Все формы общественного  сознания взаимосвязаны и взаимодействуют  между собой, как и те области  бытия, которые они отражают. Тем  самым общественное сознание выступает  как целостность, воспроизводящая  целостность природной и социальной жизни, обеспеченную органичной связью всех ее сторон. В рамках общественного  сознания как целостности взаимодействуют  также обыденное и теоретическое  сознание, общественная психология и  идеология.

В зависимости от эпохи, характера  общества, вызовов времени и стоящих  задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного  сознания – общественная психология или идеология, обыденное или  теоретическое сознание, а также  религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание.

Особенностью религиозного сознания является стремление людей  освоить окружающий мир посредством  обращения к высшим измерениям человеческого  духа, в категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного, т.е. выходящего за рамки ограниченного  существования, конечного эмпирического  бытия. Развитие научного знания обусловило антропологический поворот религии  – обращение ее преимущественно  к внутреннему миру человека, этическим  проблемам.

Искусство представляет собой  форму общественного сознания и  практически-духовного постижения мира, отличительный признак которого состоит в художественно-образном освоении действительности. Искусство  воссоздает (образно моделирует) саму человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой.

Мораль есть гуманистическое  измерение и заданность истории, поскольку реализует потребность  людей в человечности, придающей  самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества. Ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определенные общественные устои (или, напротив, требуя их изменения). Нравственная норма – не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен следовать в своей деятельности и поведении. Авторитет в морали не зависит от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его же моральными качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим.

Роль сознания в сфере  моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или порицание) имеет  идеально-духовный характер; она выступает  не в форме действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а как оценка, которую  человек должен сам осознать, принять  внутренне и соответственно направлять свои действия.

Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и  социальных общностей к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном  или неправомерном. Фактором, оказывающим  решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес  творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и  другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся  система права. В свою очередь, правосознание  воздействует на существующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на неуспех или выводя на более высокий  уровень. Главной функцией правосознания  является регулятивная.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется в разветвленной системе категорий - политические «убеждения», «ориентации», «установки», «культура», «общественное мнение» и т.п. В философском плане политическое сознание может быть рассмотрено как, во-первых, способность людей соотносить себя в мыслях и чувствах с миром политических отношений; во-вторых, процесс реализации этой способности; в-третьих, естественный продукт (результат) этого процесса. Как один из элементов политической системы, ее субъективная основа, политическое сознание оказывает на общество активное влияние, ускоряя или замедляя его развитие, стабилизируя или дестабилизируя его. Эта роль особенно велика в кризисных и транзиторных ситуациях, когда общество стоит перед выбором ценностных и политико-стратегических альтернатив. Существует прямая корреляция между массовым распространением определенного типа политического сознания и утверждением в обществе соответствующего ему типа личности, поведения, морали, политических норм и ценностей.

Наука как форма общественного  сознания существует в виде системы  эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей  природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит  свое выражение не только в возрастании  суммы накапливаемых положительных  знаний, но и в изменении всей ее структуры.

 

 

2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность

Характерной чертой современной  духовной ситуации является ее глубочайшая  противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С другой – она несет тревоги  и опасения, поскольку отдельный  человек остается в одиночестве, теряется в грандиозности происходящего  и море информации, утрачивает гарантии защищенности.

Ощущение противоречивости современной духовной жизни нарастает  по мере того, как одерживаются блестящие  победы в науке, технике, медицине, увеличивается  финансовое могущество, растет комфорт  и благополучие людей, приобретается  более высокое качество жизни. Обнаруживается, что достижения науки, техники и  медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других.

Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что  научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным. Скорее наоборот: захваченные пропагандируемыми  светлыми перспективами, большие массы  людей утрачивают собственные нравственные опоры, усматривают в духовности и культуре некий балласт, не соответствующий  новой эпохе. Именно на этом фоне в XX в. стали возможными гитлеровские и  сталинские лагеря, терроризм, девальвация  человеческой жизни. История показала, что каждый новый век приносил гораздо больше жертв, чем предыдущий – такова была до сих пор динамика социальной жизни.

При этом самые жестокие злодейства и репрессии совершались  в различных социально-политических условиях и странах, в том числе  имеющих развитую культуру, философию, литературу, высокий гуманитарный потенциал. Осуществляли их нередко высокообразованные и просвещенные люди, что не позволяет  отнести их на счет неграмотности  и невежества. Поразительно также то, что факты варварства и человеконенавистничества далеко не всегда получали и не всегда получают до сих пор широкое общественное осуждение.

Философский анализ позволяет  выявить главные факторы, определившие ход событий и духовную атмосферу  в XX в. и сохранившие свое влияние  на рубеже XXI в.

Научно-технический  прогресс. Небывалый прогресс науки и техники определил неповторимое своеобразие XX в. Его последствия прослеживаются буквально во всех сферах жизни современного человека. Новейшие технологии правят миром. Наука стала не только формой познания мироздания, но и главным средством преобразования мира. Человек превратился в геологическую силу планетарного масштаба, ибо его мощь порой превосходит силы самой природы.

Вера в разум, просвещение, знания всегда были значимым фактором духовной жизни человечества. Однако идеалы европейского Просвещения, которые  породили надежды народов, были попраны  кровавыми событиями, последовавшими вслед за ним в самых цивилизованных странах. Оказалось также, что новейшие разработки науки и техники могут  быть использованы во вред людям. Увлечение  возможностями, автоматизации в XX в. таило в себе опасность вытеснения из трудового процесса уникально-творческих начал, грозило свести деятельность человека к обслуживанию автомата. Компьютер, информация и информатизация, революционизируя интеллектуальный труд и становясь фактором творческого  роста человека, являются мощным средством  воздействия на общество, человека, массовое сознание. Становятся возможными новые виды преступлений, которые  способны подготовить только хорошо образованные люди, владеющие специальными знаниями и высокими технологиями.

Таким образом, научно-технический  прогресс выступает фактором усложнения духовной жизни общества. Он характеризуется  свойством принципиальной непредсказуемости  своих последствий, в ряду которых  оказываются и те, которые имеют деструктивные обнаружения. Человек, следовательно, должен находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы порожденного им самим искусственного мира.

История духовного развития XX в. свидетельствует о напряженных  поисках ответов на вызовы науки  и техники, о драматическом осознании  уроков прошедшего и возможных новых  опасностей, когда приходит понимание  необходимости неустанной и кропотливой  работы по укреплению нравственных основ  общества. Это не есть задача одноразового решения. Она встает вновь и вновь, каждое поколение должно решать ее самостоятельно, учитывая уроки прошлого и думая о будущем.

Возрастание роли государства. XX в. продемонстрировал невиданный рост могущества государства и его воздействия на все сферы общественной и индивидуальной жизни, в том числе духовной. Налицо факты тотальной зависимости человека от государства, которое обнаружило способность подчинить себе все проявления бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически все население.

Государственный тоталитаризм следует рассматривать как самостоятельный  феномен истории XX в. Он не сводится к той или иной идеологии или  периоду и даже типу политической власти, хотя эти вопросы исключительно  важны. Дело в том, что даже страны, считающиеся бастионами демократии, не избежали в XX в. тенденций к вторжению  в частную жизнь граждан («маккартизм» в США, «запреты на профессии» в ФРГ  и т.д.). Права граждан нарушаются в самых различных ситуациях  и при самом демократическом  государственном устройстве. Это  говорит о том, что государство  само по себе выросло в особую проблему и имеет интенции к тому, чтобы  подмять под себя общество и личность. Не случайно на определенном этапе  возникают и развиваются различные  формы негосударственных организаций  правозащитной направленности, стремящиеся  оградить личность от произвола государства.

Рост могущества и влияния  государства обнаруживается в росте  численности государственных служащих; усилении влияния и оснащенности репрессивных органов и спецподразделений; создании мощного пропагандистско-информационного аппарата, способного собирать самую подробную информацию о каждом гражданине общества и подвергать массовой обработке сознание людей в духе заданной государственной идеологии.

Противоречивость и сложность  ситуации состоит в том, что государство  как в прошлом, так и настоящем  необходимо обществу и индивиду.

Дело в том, что природа  социального бытия такова, что  человек повсюду сталкивается со сложнейшей диалектикой добра и  зла. Эти проблемы пытались решить самые  сильные человеческие умы. И все  же скрытые причины этой диалектики, направляющие развитие общества, остаются пока непознанными. Посему сила, насилие, страдание – пока неизбежные спутники человеческой жизни. Культура, цивилизация, демократия, долженствующие, казалось бы, смягчить нравы, остаются тонким слоем  лакировки, под которым скрываются бездны дикости и варварства. Этот слой время от времени прорывается  то в одном месте, то в другом, а то и в нескольких сразу, и  человечество оказывается на краю бездны ужасов, зверств и мерзостей. И  это при том, что существует государство, не позволяющее скатиться в эту  бездну и сохраняющее хотя бы видимость  цивилизованности. И та же трагическая  диалектика человеческого бытия  заставляет его то возводить институты  для обуздания собственных страстей, то разрушать их силою тех же страстей.

И все же то страдание, которое  сообществу приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше того зла, которое выпало бы на его долю, не будь государства и его сдерживающей силы, являющейся основой безопасности граждан в целом. Как заметил  Н.А. Бердяев, государство существует не для создания на земле рая, а  для того, чтобы не дать ей превратиться в ад.

История, в том числе  отечественная, свидетельствует, что  там, где государство разрушается или слабеет, человек становится беззащитным перед ничем не контролируемыми силами зла. Становятся бессильными законность, суд, управление. Индивиды начинают искать защиты у негосударственных образований и сильных мира сего, природа и действия которых носят часто криминальный характер. Так устанавливается личная зависимость со всеми признаками рабства. И это предвидел еще Гегель, заметивший, что люди должны очутиться в беззащитном положении, чтобы почувствовать необходимость надежной государственности2, или, добавим, «крепкой руки». И каждый раз им приходилось начинать заново образование государства, недобро вспоминая тех, кто увлек их на путь мнимой свободы, оборачивающейся на деле еще большим рабством.

Информация о работе Духовная жизнь общества