Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

Содержание работы

Введение
Социальная природа духовной жизни общества
Содержание духовной жизни общества
Охарактеризуйте взаимоотношение между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

Финансовый университет  при Правительстве РФ

Кафедра философии  и истории права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По философии  на тему:

« Духовная жизнь общества»

 

 

 

 

Преподаватель:

Рассолова И. Е.

Работа выполнена:

Калединой Е.А.

Факультет:

Фенансово-кредитный

Направление:

Бакалавр экономики

Личное дело:

11флб01194

Группа и курс:

12БЭВ, 2 курс


 

 

Уфа-2012

 

Содержание

Введение

  1. Социальная природа духовной жизни общества
  2. Содержание духовной жизни общества
  3. Охарактеризуйте взаимоотношение между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.

Заключение

Список использованной литературы

Термины

Персоналии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Духовная  жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание  окружающего мира, выработка более  глубокого и тонкого отношения  к нему. Через духовность идет процесс  познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести  духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих  духовных ценностей, равно как и  сами духовные ценности, а также  духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует  отнести также духовное потребление  как потребление духовных ценностей  и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Цель данной работы –  изучить составные части духовной жизни, рассмотреть их взаимосвязь  и факторы, влияющие на них, а выявить  взаимосвязь между материальным миром и духовным. 
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 1) Социальная природа духовной жизни общества; 2) Содержание духовной жизни общества; 3)Охарактеризуйте взаимоотношение между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная природа духовной жизни общества.

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности  общества и человека. Именно здесь  рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой  духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в  которой объективная реальность дана не в форме противостоящей нам  предметной действительности, а реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. То есть мы являемся частью единой системы и также оказываем на нее влияние, как и она на нас.

 Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. 

Духовная сторона бытия  человека возникает на основе его  практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхождению) связь духа с практической деятельностью  человека никогда не прерывается: так  было во времена становления человечества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого  отдельного человека. Ведь абстрактное  мышление не является нашей природной  способностью. Оно не наследуется  биологически, а формируется в  процессе приобщения индивида к специфически социальному образу жизни и деятельности. 

Все что создается с  помощью духовного познания, образует духовную культуру общества. На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. 
Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. 

Духовная культура возникает  благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним  опытом и не отводит ему преимущественного  значения, а признает основным и  руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает  все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл  и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Еще одним важным структурирующим  элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание выступает  как необходимая сторона общественно-исторического  процесса, как функция общества в  целом. Его самостоятельность проявляется  в развитии по своим собственным  внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного  бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в  развитии общественного сознания, а  также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Выделяют два уровня общественного  сознания: общественную психологию и  идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных  для данного общества в целом  и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система  теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его  сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного  сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного и массового сознания.

Сознание как отражение  и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать  бытие, обнаруживать в нем скрытый  от повседневного взгляда смысл  и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного  осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между  собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа  и основная особенность.

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному  бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику. Оно может, как опережать развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям.

Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и  духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного  наследия поколений. Следовательно, оно  имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики и науки. 

Человеческое мышление по сути своей есть та же самая предметная деятельность, только связана она  не с реально осязаемыми предметами, а с их идеальными заменителями —  знаками, символами, образами и т. д. Именно это обстоятельство и создает  объективную основу вроде бы чисто  субъективной человеческой духовности. 

Коль скоро практическая деятельность человека строится по законам объективного мира, то и наша духовная жизнь должна следовать этим законам. Речь не идет о полном тождестве материального  и идеального. Суть заключается в  их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При  этом создаваемый человеком идеальный  мир понятий, образов обладает существенной самостоятельностью, автономностью. Он может очень далеко отрываться от материальной действительности, может даже возомнить себя абсолютно самостоятельным, однако, окончательно избавиться от своей материальной основы дух не может. Мешают, по меньшей мере, два обстоятельства: его «материальное» происхождение и его предназначение — ориентация человека в мире. Потеря такой ориентации означает гибель самого духа.

Кроме того, у духа есть еще одно основание объективности. Различные  продукты духовной деятельности —  идеи, нормы, идеалы и др., — раз  возникнув и доказав свою практическую значимость, неограниченно долго  сохраняются в социальной памяти человечества в форме знаков, символов, звуков, изображений и т. д. Приобщение к этой новой реальности и составляет суть процесса социализации человека, т. е. усвоение им основных норм культуры.

Однако внешняя похожесть организации  материальной и духовной сторон жизни  человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность другого рода — чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости — иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Стоит заметить при этом, что вначале  общество прямо формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка, связанные с освоением как  можно большей части богатств мировой культуры и, особенно с участием в их приумножении, общество может  формировать лишь косвенно, через  систему духовных ценностей, на которые  индивид ориентируется в своем  духовном саморазвитии.

Если же говорит о субъективной стороне духовной жизни стоит  упомянуть такое понятие, как  объективизация.

Объективация —  это приобретение чем-либо внешней, объективной формы существования. Термин используется по отношению к чему-то субъективному, психическому, либо по отношению к некой внутренней, имплицитной, скрытой сущности.

Объективацией психического являются все внешние проявления психической деятельности — практическая деятельность, поступки, знаки и т.д. А также все продукты и способы человеческой деятельности — культура в широком смысле слова. Кроме того, в качестве объективации волевых импульсов, желаний и т.д. рассматриваются объекты, на которые они направлены. Важнейшей формой объективации сознания и мышления считается обычно речь. Классическая философия трактовала отношение мышления и речи в духе теории выражения: мышление существует до и вне языка, а в речи приобретает лишь внешнюю форму существования, объективируется.

 

  1. Содержание духовной жизни общества.

Структура духовной жизни  включает в себя:

  1. духовная деятельность и производство;
  2. духовные потребности;
  3. духовное потребление;
  4. духовные отношения и проявления межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни  общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают  определенные мысли и чувства  людей, их образы и представления  о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают  определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных  принципах и нормах поведения, произведениях  народного и профессионального  искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д. 
Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом. 
Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Информация о работе Духовная жизнь общества