Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

Содержание работы

Введение
Социальная природа духовной жизни общества
Содержание духовной жизни общества
Охарактеризуйте взаимоотношение между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

КСЕНОФАН Колофонский (6—5 вв. до н. э.) — греческий философ, основатель элейской школы (Элеаты), поэт-элегик и  сатирик. Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал  на том, что люди создают богов  только по своему подобию и что  всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в  виде того или иного животного. Трактуя  вместе со всеми досократиками бытие  чисто материально, а именно как  землю, воду и то, что из них произошло. К., однако, уже дошел до той степени  абстракции, которая заставляла его  видеть бытие везде одинаковым, тождественным  себе и однородным, неизменным.

КУН Томас (р. 1922) — американский историк  науки, один из представителей постпозитивизма. В книге “Структура научных революций” разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Согласно этой концепции, на первом этапе  той или иной научной дисциплины отсутствует единая система ценностей  и согласие относительно целей, теоретических  установок, общепринятых методов и  фактов.

ЛАПЛАС Пьер Симон (1749— 1827) — французский  ученый, математик и астроном. По своим философским взглядам был  механистическим материалистом, атеистом. Доказал, что Солнечная система  обладает устойчивостью и, следовательно, не нуждается в периодическом  вмешательстве творца для восстановления нарушенного равновесия. Важным вкладом  в развитие материализма и атеизма  явилось принадлежащее ему математическое доказательство происхождения Солнечной  системы из первоначальной туманности. Лаплас принадлежит также классическая формулировка механического детерминизма, который часто именуют лапласовским.

ЛОКК Джон (1632—1704) — английский философ-материалист. Идеи, по Локку, возникают  или вследствие действия внешних  вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного  на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах  первичные, а также вторичные  качества. Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать  знанием, материал идей должен быть переработан  деятельностью рассудка, отличной и  от ощущения, и от рефлексии и  состоящей в сравнении, сочетании  и отвлечении (абстракции), причем эти  операции сами должны стать предметом  рефлексии.

ЕВКЛИД (4 — начало 3 в. до н.э.)— древнегреческий  математик, автор знаменитых “Начал”, в которых систематически, согласно аксиоматическому методу. Изложена геометрия  древних и их теория чисел. Евклиду  принадлежит знаменитый постулат (пятый) о параллельных, который логически  равносилен утверждению: на плоскости  через точку, лежащую вне прямой, можно провести только одну прямую, не пересекающую данную. Геометрия, основанная на этом постулате, получила название евклидовой.

ЖОЛИО КЮРИ Фредерик (1900— 58) — фр. физик, коммунист, председатель Всемирного Совета Мира (1951— 58), член Парижской академии наук, иностранный член АН СССР (1947). С его именем связаны важнейшие  экспериментальные исследования в  новой области физических явлений  — микромире. Был сторонником  диалектического материализма. Жизнь  и деятельность Кюри подтверждают важность овладения передовой философской  методологией, которая способствует научным достижениям и осознанию  социальной ответственности ученого.

ЗИГВАРТ Христоф (1830—1904) -немецкий логик, близок к неокантианству. Широко известен своей “Логикой” (1873—1878). По 3., логика основывается на психологии, это —  техническое, нормативное учение о  мышлении. Критерием истинности считал необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры  в объективном мире; основой необходимого мышления 3игварт объявлял очевидность, которая постулируется ссылкой  на веру. Наиболее подробно разработал учение о суждении.

ДЕКАРТ Рене (1596—1650) — французский  философ, математик, физик, физиолог. Философия  Д. связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт — один из создателей аналитической  геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон  сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для  науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий  философ, энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. В философии  Аристотель различал: 1) теоретическую  часть — учение о бытии, его  частях, причинах и началах, 2) практическую — о человеческой деятельности и 3) поэтическую — о творчестве. Предмет науки — общее, постигаемое  умом.

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—76) — русский революционер, идеолог  анархизма и народничества. Слепо  веривший в социалистические инстинкты  и неистощимость стихийной революционности  народных масс. Б., в сущности, отрицал  необходимость тщательной подготовки революции, бросался в революционные  авантюры, выступал против марксистского  учения о диктатуре пролетариата.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ-идеалист. Философия  Бердяева антропоцентрична — проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских  размышлении.

ДИДРО Дени (1713—84) — французский  философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. В философии  быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое  материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и  Гольбахом, Дидро внес некоторые  элементы диалектики — идеи связи  материи и движения, связи протекающих  в природе процессов, вечной изменчивости природных форм.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник  немецкого классического идеализма. В философских работах “докритического” периода Кант наметил — под  влиянием эмпиризма и скептицизма  Юма — различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных  величинах и осмеял увлечение  современников мистикой и “духовидением”. В работах “критического” периода  К. доказывает невозможность построить  систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда  терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму — к утверждению, будто природа вещей, как они  существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию.

БЭКОН Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, основатель материализма и  экспериментирующей науки нового времени. Провозгласив целью знания способность  науки увеличивать власть человека над природой, Б. считал, что достичь  этой цели может лишь наука, постигающая  истинные причины явлений. Поэтому  он резко выступал против схоластики.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, объективный  идеалист, представитель немецкой классической философии. Гегель обосновывает тезис  о субстанции как субъекте, как  деятельном, активном начале. Исходное положение философии Гегель—   тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как  проявления идеи, понятия, духа. Это  тождество Гегель рассматривал как  исторически развивающийся процесс  самопознания абсолютной идеей самой  себя.

 


Информация о работе Духовная жизнь общества