Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

Содержание работы

Введение
Социальная природа духовной жизни общества
Содержание духовной жизни общества
Охарактеризуйте взаимоотношение между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

 

    1. ЭКОЛОГИЯ (греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, знание, наука) — наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Под организмом в данном случае понимается все живое на Земле, обладающее способностью обменивать вещества и воспроизводить себе подобное.

 

    1.  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности.
    2. ЗЛО — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3ло именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрицанием.
    3.   ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. Она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм).
    4. КОСМОС (греч. kosmos — вселенная) — мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики.
    5. ЛОЖЬ — искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Ложь является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Ложь совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Ложи следует отличать бессмыслицу, или абсурд.
    6. ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и “непредсказуемое” выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть.
    7. МАГИЯ (греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д.
    8. РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей, господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.
    9. СОВЕСТЬ — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания.
    10. СЧАСТЬЕ — аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом.
    11. ИСТИНА - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
    12. МАТЕРИАЛИЗМ - одно из гл. философских направлений; признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности.
    13. СУБСТАНЦИЯ - объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного
    14. СУЖДЕНИЕ - мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной.
    15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок.
    16. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - один из способов проверки истинности теоретических утверждений посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными.
    17. ФАТАЛИЗМ - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены.
    18. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.
    19. МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи — мозга.
    20. НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
    21. СЕМЬЯ — вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
    22. СМЕРТЬ — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа.
    23. ВОЛЮНТАРИЗМ - философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия.
    24. ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
    25. ГЕДОНИЗМ - этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.
    26. ЭГОИЗМ (лат. ego—я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих; одна из форм проявления индивидуализм
    27. ГУМАНИЗМ - система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.
    28. ДЕИЗМ - учение, к-рое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.
    29. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
    30. ИНЬ И ЯН - основные понятия древне-китайской философии. В “Книге перемен” (“И' цзин”) ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе.
    31. САНСАРА - так называется в инд. философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в Брахму, т.е. в нирвану.
    32. СОЛИПСИЗМ - субъективно-идеалистическая теория, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида.
    33. ОЩУЩЕНИЕ — элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств (анализаторы).
    34. ПАНТЕИЗМ - философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению.
    35. ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
    36. ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ - понятие философии Ясперса. П. с.— смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием.
    37. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
    38. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
    39. ЭСТЕТИКА - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
    40. СТРУКТУРА - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Персоналии.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский философ-идеалист и  богослов, публицист и поэт. Центральной  в учении Соловьёва является идея “всеединого сущего”. Последнее  рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир —  как ее самоопределение и воплощение.

СПИНОЗА Барух (Бенедикт) (1632— 77) —  нидерландский философ-материалист. С. целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование  человека.

ТОРО Генри Дэвид (1817—62)— американский философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых  Эмерсоном. Философские взгляды  Торо — пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, которой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью, т.е. природой.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—72) — немецкий философ-материалист. Взгляды Фейербаха  изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762— 1814) — немецкий философ, второй по времени после  Канта деятель немецкого классического  идеализма. Подчеркнул значение “практической” философии — вопросов обоснования  морали и государственно-правового  устройства, однако свел “практику” к  деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии  считал научно разработанную теоретическую  систему, а именно науку о науке  — “наукоучение”.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889—1976)— один из основоположников и главный представитель  немецкого экзистенциализма. Основной категорией идеалистической философии Xайдеггера является “временность”, понимаемая им как внутреннее переживание  человека. Первичным X. считает “настроение”, т. е. формы стихийного, неразвитого  сознания. Априорными формами человеческой личности, по Xайдеггеру, являются забота, тревога, страх и т. д.

ПЛАТОН (428/427—348/347 до н. э.) — древнегреческоий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании  бестелесных форм вещей, которые  называл “видами” или “идеями” и которые отождествил с бытием. “Идеям” Платон противопоставил  небытие, отождествленное с материей и пространством.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — русский писатель, родоначальник  революционной мысли в России, материалист. Он показывал, что в  земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности  существования души после его  смерти.

РАЙЛ Гилберт (1900-1976) — английский философ, один из лидеров лингвистической  философии, профессор философии  в Оксфорде. Райл считал, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев неизбежно дезориентирует нас и приводит к категориальным ошибкам. В своей главной работе “Понятие духа” (1949) Райл выдвинул концепцию, весьма близкую к бихевиоризму.

РАССЕЛ Бертран (1872—1970) — английский философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель. Р. внес значительный вклад  в развитие современной математической логики. Им была развита логика отношений, усовершенствован язык логической символики.

РЕЙХЕНБАХ Ганс (1891—1953) — немецкий философ и логик, профессор физики Берлинского университета. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности.

РУССО Жан Жак (1712—1778) — представитель  демократического крыла французского Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Руссо придерживался  деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную  душу. Руссо рассматривал материю  и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался хотя и признавал  врожденность нравственных идеи.

СОКРАТ (ок. 469—399 до н. э.) — древнегреческий  философ, учение которого знаменует  поворот от материалистического  натурализма к идеализму. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: “Познай  самого себя”. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая —  искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем.

ЛЮТЕР Мартин (1483—1546)— видный деятель  Реформации, основатель протестантизма.. Он отрицал роль церкви и духовенства  как посредников между человеком  и богом. “Спасение” человека, утверждал он, зависит не от выполнения “добрых дел”, таинств, обрядов, а от искренности его веры.

МОЦЗЫ, или МО ДИ (479—400 до н. э.),—  основатель философской школы в  Древнего Китае, которая имела многочисленных сторонников. Моцзы был противником  конфуцианства и считал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять принципы “всеобщей любви” (цзань-ай), в основе которых лежит “небесная  воля”.

МУР Джордж Эдвард (1873— 1958) — английский философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, Мур  противопоставил ему тезис: “Ощущение  включает сознание и объект, независимый  от сознания”. Статус объекта, по Муру, неясен; его можно рассматривать  и как физический объект, и как  “чувственное данное”, и лишь “здравый смысл” заставляет нас признать объективность  внешнего мира. Согласно такой философии  “здравого смысла”, во вселенной  существуют материальные объекты и  акты сознания, связанные лишь с  некоторыми из материальных тел.

НЕЖОН Жак Андре (1738—1810) — французский  философ-материалист и атеист, борец  против католической церкви. В теории познания Нежон придерживался материалистического  сенсуализма. В 1768 опубликовал соч. “Воин-философ” (“Солдат-безбожник”), в котором доказывал, что все  религии ложны, основаны на чувстве  страха. Бог выдуман лишь для того, чтобы запугивать рабов. Нежон принимал участие в редактировании “Системы природы” Гольбаха и совместно с  ним написал словарь “Карманное богословие”, где дана остроумная критика  религии.

НИЦШЕ Фридрих (1844—1900) - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии  жизни. Взгляды Ницше претерпели определенную эволюцию от романтической  эстетизации опыта культуры через  “переоценку всех ценностей” и  критику “европейского нигилизма” к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основными положениями зрелой философии  Ницше являются: 1) все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу; 2) сам мир есть множество борющихся  друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти (силы),—  в этом состоит т. наз. перспективизм. Ницше излагает свою теорию полемически, в форме несистематической критики  субстанционального дуализма (“теории  двух миров”), метафизики, христианской моральной традиции и т. д. Н.—  решительный противник укорененного в европейской культуре противопоставления “истинного мира” миру эмпирическому, истоки которого он видит в отрицании  жизни, в декадансе.

НЬЮТОН Исаак (1643—1727) — англ. физик, создатель классической механики, сформулировавший закон всемирного тяготения и  оказавший большое влияние на развитие философской мысли. Основное произведение Ньютона — “Математические начала натуральной философии” (1687)—содержит три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из которых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики.

ПАСКАЛЬ Влез (1623—62)—французский философ, математик и физик, один из основателей  вероятностей теории. Философские взгляды  Паскаля противоречивы: он колебался  между рационализмом и скептицизмом, склоняясь к признанию превосходства  веры над разумом. В “Письмах к  провинциалу” Паскаль остро критиковал иезуитов — опору католической реакции. Борьба Паскаля против духовного  засилья иезуитов встретила поддержку  передовых слоев фр. общества. В  то же время некоторые идеи Паскаля  о человеке в мире и его отношении  к бесконечному рассматриваются  как предвосхищение религиозного экзистенциализма.

ПИРС Чарлз Сандерс (1839—1914)—  американский философ и логик, основатель прагматизма, профессор в Кембридже, Балтиморе, Бостоне. В статье “Как сделать  наши идеи ясными” (1878) ввел “принцип Пирса”: значение идеи состоит в  ее практических последствиях. Отождествив  последние с ощущениями, Пирс встал  на позиции, берклианства. Понимая познание как “закрепление веры”, Пирс разработал три метода прагматизма: “метод упорства”, “метод авторитета” и “научный”  метод, основанный на гипотетическом допущении  реальности мира. В противоречии с  субъективно-идеалистической гносеологией Пирс разрабатывал объективно-идеалистическую  теорию развития, основанную на принципах  “случайности” и “любви” как  направляющей силы развития. Своими работами по теории значения стимулировал становление  семиотики и оказал значительное влияние на математическую логику и  современный позитивизм. Занимался  также теорией вероятностей и  логикой отношений.

КАМЮ Альбер (1913—60)—французский писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской  премии (1957). Рассматривая современного индивида, включенного в бюрократизированную  структуру буржуазного общества, анализируя противоречия духовной жизни  интеллигента, лишенного всяких иллюзий, мучительно ищущего смысл собственного существования, К. приходит к выводу, что существование человека абсурдно, и делает категорию “абсурда”  исходным принципом своей философии.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694—1778)—французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Мировоззрение  Вольтера противоречиво. Выступая сторонником  механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, “первого двигателя” (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия.

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717— 83) —  один из представителей французского Просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать  историю возникновения и развития человеческого познания, а также  изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Даламбер был сторонником  сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей.

КОНТ Огюст (1798—1857) — французский  философ, основатель позитивизма. Исходный тезис “позитивной философии” Конта  — требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений. Опираясь на этот тезис, Конт утверждал, что “метафизика”, т. е. учение о  сущности явлений, должна быть отброшена. История познания природы была разделена  Контом на три стадии; каждая из этих стадий соответствовала определенному  типу мировоззрения: теологическому, метафизическому  и позитивному.

Информация о работе Духовная жизнь общества