Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:29, контрольная работа
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.
Введение
Социальная природа духовной жизни общества
Содержание духовной жизни общества
Охарактеризуйте взаимоотношение между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.
Заключение
Список использованной литературы
Под духовным производством
обычно понимают выработку сознания
в особой общественной форме, осуществляемую
профессионалами умственного
Структурно духовное производство
распадается на три основных вида
освоения действительности: научное, эстетическое,
религиозное. Такая классификация
его видов не совпадает с принятой
в нашей Философской традиции
схемой из шести форм общественного
сознания (политика, право, мораль, искусство,
наука, религия).
Политика, право и мораль не являются «отраслями»
духовного производства. Мораль потому,
что ее не создают специалисты, идеологи.
Мы не найдем в истории ни одной моральной
нормы, изобретенной и внедренной в жизнь
профессионалом. Даже заповеди Христа
«не убий», «не укради» — это фиксация
принципов, стихийно выработанных моральной
практикой человечества, а не какого-то
специалиста.
Политика и право не вписываются в духовное
производство потому, что создаваемые
в результате политической и правовой
деятельности общественные связи индивидов
не являются по преимуществу духовными.
Они складываются в первую очередь по
поводу реальной государственной власти,
а не понятий о ней. Государство же с его
аппаратом, чиновниками, армиями, судами
и тюрьмами — явление самое что ни на есть
материальное. Поэтому политические, равно
как и правовые отношения, в основе своей
материальны, а не духовны.
Основными побудительными силами духовной
деятельности выступают духовные потребности.
Последние предстают как внутренние побуждения
человека к духовному творчеству, к созданию
духовных ценностей и к их потреблению,
к духовному общению. Духовные потребности
объективны по содержанию. Они обусловлены
всей совокупностью обстоятельств жизни
людей и выражают объективную необходимость
духовного освоения ими окружающего их
природного и социального мира. В то же
время духовные потребности субъективны
по форме, ибо предстают как проявления
внутреннего мира людей, их общественного
и индивидуального сознания и самосознания.
Разумеется, духовные потребности имеют
ту или иную социальную направленность.
Последняя определяется характером существующих
общественных отношений, в том числе нравственных,
эстетических, религиозных и других, уровнем
духовной культуры людей, их социальными
идеалами, пониманием ими смысла собственной
жизни. Помноженные на волю людей, духовные
потребности выступают как мощные побудительные
силы их социальной активности во всех
сферах жизни общества.
Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка, связанные с освоением как можно большей части богатств мировой культуры и особенно с участием в их приумножении, общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, на которые индивид ориентируется в своем духовном саморазвитии.
Духовные потребности
имеют принципиально
Существенной стороной духовной жизни
общества является духовное потребление.
Речь идет о потреблении духовных благ,
т.е. тех духовных ценностей, о которых
упоминалось выше. Их потребление направлено
на удовлетворение духовных потребностей
людей. Предметы духовного потребления,
будь то произведения искусства, моральные,
религиозные ценности и т.д., формируют
соответствующие потребности. Тем самым
богатство предметов и явлений духовной
культуры общества выступает как важная
предпосылка формирования разнообразных
духовных потребностей человека.
Духовное потребление может быть в какой-то
мере стихийным, когда оно никем не направляется
и человек на свой вкус выбирает те или
иные духовные ценности. К ним он приобщается
самостоятельно, хотя это происходит под
влиянием всего уклада жизни данного общества.
В других случаях духовное потребление
может навязываться людям рекламой, средствами
массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование
их сознанием. Это приводит к некому усреднению
и стандартизации потребностей и вкусов
многих людей.
Отвергая всякое манипулирование личностным
и групповым сознанием, надо признать
целесообразным и в принципе прогрессивным
сознательное формирование потребностей
в подлинных духовных ценностях – познавательных,
художественных, нравственных и других.
В этом случае потребление духовных ценностей
будет выступать как целенаправленное
созидание и обогащение духовного мира
людей.
Встает задача повышения уровня культуры
духовного потребления. В данном случае
потребителя нужно воспитывать путем
приобщения к настоящей духовной культуре.
Для этого надо развивать и обогащать
духовную культуру общества, сделать ее
доступной и интересной для каждого человека.
Производство и потребление духовных
ценностей опосредуется духовными отношениями.
Они реально существуют как отношения
человека непосредственно к тем или иным
духовным ценностям (одобряет он их или
отвергает), а также как его отношения
к другим людям по поводу этих ценностей
– их производства, распространения, потребления,
защиты.
Любая духовная деятельность опосредуется
духовными отношениями. Исходя из этого,
можно выделить такие виды духовных отношений,
как познавательные, нравственные, эстетические,
религиозные, а также духовные отношения,
возникающие между учителем и учеником,
воспитателем и тем, кого он воспитывает.
Духовные отношения – это прежде всего
отношения интеллекта и чувств человека
к тем или иным духовным ценностям и в
конечном счете – ко всей действительности.
Они пронизывают духовную жизнь общества
от начала до конца.
Установившиеся в обществе духовные отношения
проявляются в повседневном межличностном
общении людей, в том числе семейном, производственном,
межнациональном и т.д. Они создают как
бы интеллектуальный и эмоционально-психологический
фон межличностного общения и во многом
обусловливают его содержание.
Как уже говорилось, центральным моментом
духовной жизни общества (ее ядром) выступает
общественное сознание людей. Так, например,
духовная потребность представляет собой
не что иное, как определенное состояние
сознания и проявляется как осознанное
побуждение человека к духовному творчеству,
к созданию и потреблению духовных ценностей.
Последние же есть воплощение ума и чувств
людей. Духовное производство есть производство
определенных взглядов, идей, теорий, моральных
норм и духовных ценностей. Все эти духовные
образования выступают в качестве предметов
духовного потребления. Духовные отношения
между людьми есть отношения по поводу
духовных ценностей, в которых воплощено
их сознание.
Так как общественное сознание
есть отражение общественного бытия,
оно имеет как бы производный,
вторичный характер. Это выражается
в положении: общественное бытие
первично, общественное сознание вторично.
Такой подход позволяет объяснить
развитие общественного сознания с
позиций социального
Исходя из принципа социального детерминизма,
необходимо раскрыть также взаимодействие
различных сторон общественного бытия,
их взаимозависимость, носящую причинный
и закономерный характер. Такой подход
неизбежно подводит к анализу роли материального
производства в развитии общества. Это
одна из тех проблем социальной философии,
которая ставится и решается со своих
позиций представителями разных направлений
(например, марксистами и представителями
эмпирической социологии, а также структурно-функционального
анализа и технологического детерминизма).
Наверное, каждому ясно, что без развития
материального производства общество
существовать не может: оно погибнет, если
не будут удовлетворяться жизненно необходимые
потребности людей в пище, одежде, жилище,
средствах передвижения и т.д. Поэтому
любое современное общество придает развитию
материального производства первостепенное
значение. Именно на этой основе решаются
проблемы повышения уровня жизни людей,
что означает не только достаточное удовлетворение
вышеуказанных потребностей, но также
решение проблем здравоохранения, образования,
быта и отдыха, социального обеспечения
и развития духовной культуры. Материальное
производство создает необходимые условия
материального обеспечения функционирования
социальной и духовной сфер жизни общества.
Таким образом, благодаря материальному
производству развивается материальная
база существования общества, решения
его многочисленных проблем. Уже одно
это указывает на его фундаментальную
роль в общественном развитии, историческом
процессе.
Однако дело не ограничивается этим. Материальное
производство непосредственно обусловливает
развитие социальной структуры общества,
т.е. существование определенных классов,
других социальных групп и слоев общества.
Их наличие обусловлено общественным
разделением труда, а также экономическими
отношениями собственности на средства
производства и распределения создаваемых
в обществе материальных благ. Этим обусловлено
деление людей на различные профессиональные
и социальные группы, по видам деятельности,
получаемым доходам и т.д.
Способ производства как прямо, так и косвенно,
в том числе через существующую социальную
структуру, обусловливает содержание
и направленность происходящих в обществе
политических процессов. Ведь их субъектами
выступают те самые классы и другие социальные
группы, которые существуют на базе данного
способа производства. Политическими
средствами они решают многие свои социально-экономические,
собственно политические и идеологические
проблемы.
Наконец, способ производства влияет на
развитие духовной жизни общества как
в плане ее материального обеспечения
(строительство зданий библиотек, театров,
филармоний, производство бумаги и создание
полиграфической базы для выпуска книг,
журналов, газет, радио, телевидения и
т.д.), так и в том смысле, что существующие
экономические отношения воздействуют
определенным образом на развитие морали,
науки, искусства, религии и других сторон
духовной жизни общества.
Как видно, способ производства материальных
благ воздействует (прямо или косвенно)
на все стороны жизни общества. Исходя
из этого, можно сказать, что в конечном
счете общество развивается по объективным
законам общественного производства.
Именно, в конечном счете, ибо на развитие
любого социально-политического и духовного
явления оказывают влияние не только производственно-экономические,
но многие другие объективные и субъективные
обстоятельства.
Наконец, способ производства
влияет на развитие духовной жизни
общества как в плане ее материального
обеспечения (строительство зданий
библиотек, театров, филармоний, производство
бумаги и создание полиграфической
базы для выпуска книг, журналов,
газет, радио, телевидения и т.д.),
так и в том смысле, что существующие
экономические отношения
Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отношения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество – это определенный предметный мир материальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организме – социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.
Заключение.
Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т.д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т.д.).
Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода - чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости - иначе человеком-то не станешь.
Итак, духовная жизнь общества очень важная составляющая часть нашего с вами мира, она подвержена различным влиянием и изменениям, но все, же в ней присутствует некий стабильный элемент, это сам человек, то, что он некогда не остановиться задавать вопросы и искать на них ответы, он всегда будет стремиться к истине, а достигнув, будет создавать новую.
Список использованной литературы:
Термины.