Философия аль Фараби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Одним из выдающихся представителей средневековой арабской философии был великий ученый-энциклопедист аль Фараби. Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки, известный на средневековом мусульманском Востоке как "Второй учитель" (т.е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "тархан" в составе его полного имени. Бассейн Сырдарьи - колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.

Содержание работы

Введение
1. Идейные истоки и предпосылки формирования философского мировоззрения аль Фараби.
2. Метафизически-теологическая концепция мира в философских взглядах аль Фараби.
3. Разум - венец мировой гармонии в философии аль Фараби. Четыре вида разума: "в возможности", "в действительности", "приобретенный" и "деятельный".
4. Тема бессмертия в философских воззрениях аль Фараби.
5. Критическое отношение аль Фараби к религии.
6. Рационалистический подход аль Фараби к астрологии.
7. Понятие счастья в философских воззрениях аль Фараби.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Философия аль Фараби.

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                  

1. Идейные истоки и предпосылки формирования философского мировоззрения аль Фараби.                                                                                   

2. Метафизически-теологическая концепция мира в философских взглядах аль Фараби.                                                                                                              

3. Разум - венец мировой гармонии в философии аль Фараби. Четыре вида разума: "в возможности", "в действительности", "приобретенный" и "деятельный".                                                                                                       

4. Тема бессмертия в философских воззрениях аль Фараби.                                          

5. Критическое отношение аль Фараби к религии.                                          

6. Рационалистический подход аль Фараби к астрологии.                             

7. Понятие счастья в философских воззрениях аль Фараби.                          

Заключение                                                                                                          

Список использованной литературы                                                                  

 

Введение

Одним из выдающихся представителей средневековой арабской философии был великий ученый-энциклопедист аль Фараби. Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки, известный на средневековом мусульманском Востоке как "Второй учитель" (т.е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "тархан" в составе его полного имени. Бассейн Сырдарьи - колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.

Руководимый жаждой знания, аль Фараби в молодые годы, когда  еще острым и свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы он проводит в Багдаде - политическом и культурном центре Халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает среди них первенствующее положение. Но у догматически настроенных богословов возникает личная неприязнь к нему, смешанная с завистью, а главное - оппозиция ко всему строю его мыслей, ориентированному на познание реальных вещей и поиски достижения счастья в земной жизни. В конце концов аль Фараби был вынужден покинуть этот "город мира".

О Багдаде и его  роли в духовном формировании аль  Фараби следует сказать особо. Прежде всего, это был центр интенсивной  культурной жизни. Именно в нем пересечение различных культурных традиций и влияний сказалось с наибольшей силой. Языческие верования, иудейство, христианство (в лице несториан и монофизитов), ислам, культуры разных народов создавали импульс для столкновения мыслей, их шлифовки, возвышения над локально-этнической узостью. Именно к Багдаду относится то, что аль Фараби говорит о коллективном городе:

"Этот город является  самым восхитительным и счастливым  из невежественных городов и  своим внешним видом напоминает  цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления. Почему-то народ стекается [в этот город] и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются. В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и происхождения. Этот город состоит из многообразных, входящих в друг друга объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные [люди], там могут сосуществовать мудрецы, ораторы, поэты всех видов". Но соответственно в нем контрасты добра и зла проявляются сильнее, чем где бы то ни было. Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. В нем они "пробовали" свои силы, создавали школы, вступали в соперничество, добивались успеха, изгнания, возвышения и унижения. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками аль Фараби в Багдаде  оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, аль Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно обстоятельство из годов учения аль Фараби в Багдаде: он получил возможность ознакомления со "Второй Аналитикой" Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались "прикрыть", поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.

Аль Фараби переезжает в  Харран, где жили ученые-несториане, вытесненные в свое время из Александрии. Последние годы своей жизни он проводит в Халебе и Дамаске, пользуясь  высоким уважением ведущей политической фигуры в Северной Сирии - Хамданида Сайф ад-Дауля.

Скончался аль Фараби в декабре 950 г. в возрасте 80 лет.

1.Идейные истоки и предпосылки формирования философского мировоззрения аль Фараби

В творчестве Абу Насра  исключительное место занимает Аристотель. Интерес аль Фараби к великому античному мыслителю симптоматичен и оказался типичным, модельным с точки зрения всего дальнейшего развития средневековой мысли. Наряду с Аристотелем достаточно полно отражен в творчестве аль Фараби и Платон. Диалоги "Кратил", "Софист", "Парменид", "Тимей", "Федон", "Государство" были широко известны к тому времени на Востоке.

Тяготение к Аристотелю доказывает сосредоточенность интересов аль Фараби на посюстороннем. Зато в области социально-этической он проявляет обостренный интерес к Платону - при убеждении, что Аристотель в этой области следует за Платоном. Уникальным является факт написания аль Фараби комментариев к "Законам" Платона, которые до него не привлекали специального внимания.

Отношение аль Фараби к Платону и Аристотелю представляет собой сложную проблему. Безусловным является его преклонение перед Аристотелем и Платоном, особенно первым. Оно доходит до того, что свои собственные рассуждения Абу Насром аль Фараби иногда унижаются, считаются чем-то второстепенным, незначительным.

Необходимость опереться на авторитет, взятая в качестве сознательной установки, не могла не сказываться негативно  на творчестве. Но там, где аль Фараби не находит "зацепок" у древних, там, где отсутствует соответствующий идейный материал, он разворачивается в полную меру и строит свои исследования широко, смело и свободно.

"Подражание Аристотелю должно  быть таким, чтобы любовь к  нему никогда не доходила до  той степени, когда его предпочитают  истине, не таким, когда он становится предметом ненависти, способным вызвать желание его опровергнуть". Принципиально важно не то, что аль Фараби преклоняется перед Платоном и Аристотелем, а то, что именно ему "по душе" в их воззрениях, которые надо рассматривать как теоретический источник его собственных воззрений.

С этой точки зрения выступает как  несостоятельная трактовка учения аль Фараби как механического синтеза платонизма и аристотелизма (или неоплатонизма и перипатетизма, на чем мы остановимся ниже), ибо есть глубокий смысл в арабской пословице, согласно которой люди гораздо больше походят на свое время, чем на своих родителей.

У аль Фараби есть специальный трактат, где он задается целью выяснить отношение Аристотеля к Платону. Объясняя причины и цель его написания, он говорит следующее: "Поскольку я наблюдал, как многие из наших современников спорили друг с другом о возникновении мира или его предвечности и утверждали, что между обоими выдающимися мудрецами,. возглавившими философские учения, есть некое разногласие касательно Первого Создателя и доказательства его существования, а также относительно первопричин, возникающих от Первого Создателя в делах души и интеллекта, воздаяния за деяния - будь то добрые или злые - и по многим вопросам политики, этики и логики, то я решил в этом сочинении показать общность взглядов этих философов и объяснить смысл их высказываний, чтобы выявить единство их убеждений и устранить сомнение и неверие из сердец тех, кто изучает их книги".

Содержащееся в названии этого  трактата слово "Аль-итти-фак" (согласие, единодушие, гармония) Ф. Дитерици, - по нашему мнению, правильно относит за счет возможной неосведомленности переписчика, считая, что им искажается замысел автора. В рукописи, которой руководствовался Ф. Дитерици,. вместо этого слова используется выражение "Аль-джам байна", которое более точно указывает на общность взглядов Платона и Аристотеля, так как аль Фараби видимое противоречие между их взглядами объясняет тем, что они касались либо разных сторон одного и того же вопроса, либо подходили к нему на различных уровнях и преследовали отличные цели. Истина - одна, способы приближения к ней многообразны, что подчас воспринимается остро, как отсутствие всякой связи, абсолютной противоположности тех или иных мнений, которые подвергаются сравнению.

Общность взглядов Платона  и Аристотеля он прослеживает по целому циклу вопросов, считая, что известные  основания или повод для предположения  о существовании между ними разногласий  имеются. Он касается различий в образе их жизни, в методе Исследования и изложения, в понимании истоков нравственности, ее формирования и возможности изменения нрава, в трактовке проблем теории познания (диалектики известного и неизвестного). Он считает неправильным противопоставлять Платона и Аристотеля по вопросу о том, создан ли мир богом или существует от века, по вопросу о целях и формах, душе и интеллекте. У них общий идеал - созерцательная жизнь мудреца. Философ должен править государством. Платон к этому добавляет: участие в управлении нужно постольку, поскольку в этом есть необходимость. Без таковой философ должен быть занят своим благородным делом - размышлением. Аристотель чисто теоретически иногда подчеркивает преимущество деятельности по сравнению с созерцанием, но не выдерживает последовательно своей позиции.

Столкновение с другими  культурами и верованиями способствовало формированию философии как деятельности, стимулирующей функционирование культурных ценностей, поскольку, по выражению  А. Швейцера, "для общества, как  и для индивида, жизнь без мировоззрения  представляет собой патологическое нарушение внешнего чувства ориентирования". Необходимость обоснования догм Корана расколола богословов (мутакаллимов) на ортодоксов-ашаритов и на мутазилитов, стоявших за свободное толкование религиозных догм. Ко второму направлению примыкали философы.

С точки зрения ортодоксов, термины "философ", "последователь  Аристотеля" и "еретик", "безбожник" были абсолютно тождественны. До возникновения  антагонизма между ашаритами  и собственно "философами" внутри самого ислама возникали серьезные расхождения по принципиальным вопросам, в том числе по вопросу о предопределении. Джабриты занимали крайне фаталистические позиции. Напротив, кадариты наделяли человека свободой воли и ответственностью за свои поступки. Высвобождение философии из-под эгиды теологии, начатое Аль-Кинди, было продолжено аль Фараби, который считал, что в "священных текстах" есть эзотерический смысл, который требует расшифровки и аллегорического толкования.

 

2. Метафизически-теологическая концепция мира в философских взглядах Аль-Фараби

Аль-Фараби стремился  создать синтетическую картину  мира, охватывающую космос, человека, его  разум и находящую выход к  существенным для человеческого  бытия реалиям. Имея в виду это  обстоятельство, и мы начнем анализ его мировоззрения с изложения основных исходных принципов, которые связаны у него с общей концепцией строения Вселенной.

Первая бросающаяся  в глаза черта этой концепции - описание бытия в иерархическом порядке. Бытие первого порядка с точки зрения религии ислама - господь бог, Аллах. Аль-Фараби стоит на плечах предшествующих опровержений антропоморфного изображения бога, он лишает его всяких личностных моментов. У него бог-перводвигатель, первопричина, первичное бытие. Самые высшие, превосходные степени совершенства могут быть отнесены только к первичному бытию.

Оценочные квалификации ("что лучше по природе") и  иерархичность восходят к "Тимею" Платона и аристотелевским взглядам на строение мира. На их основе складывается и упрочивается геоцентрическая  картина мира: в центре - неподвижная земля, вокруг нее вращается восемь сфер. Опираясь на Птолемея, Аль-Фараби добавляет девятую, беззвездную сферу, которую он помещает выше сферы неподвижных звезд. У Аристотеля нет полной ясности в вопросе о том, как относится перводвигатель к вечно движущимся сферам. Иногда он допускает наличие неподвижных двигателей у самих сфер. Это согласуется с представлением о наличии у небесных тел своей души. Но картина движения небесных тел теряет при этом единство, поскольку число разумов и душ сфер помимо первого двигателя достигает 55.

Информация о работе Философия аль Фараби