Философия аль Фараби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Одним из выдающихся представителей средневековой арабской философии был великий ученый-энциклопедист аль Фараби. Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки, известный на средневековом мусульманском Востоке как "Второй учитель" (т.е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "тархан" в составе его полного имени. Бассейн Сырдарьи - колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.

Содержание работы

Введение
1. Идейные истоки и предпосылки формирования философского мировоззрения аль Фараби.
2. Метафизически-теологическая концепция мира в философских взглядах аль Фараби.
3. Разум - венец мировой гармонии в философии аль Фараби. Четыре вида разума: "в возможности", "в действительности", "приобретенный" и "деятельный".
4. Тема бессмертия в философских воззрениях аль Фараби.
5. Критическое отношение аль Фараби к религии.
6. Рационалистический подход аль Фараби к астрологии.
7. Понятие счастья в философских воззрениях аль Фараби.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Счастье, по аль-Фараби, – это достижение совершенного знания и высоких нравственных норм, которые и после смерти отдельного человека или исчезновения данного поколения могут служить человечеству. Эти блага духовной культуры, переходя от поколения к поколению, постепенно накапливаются, и лучшие интеллектуальные и нравственные достижения, выработанные каждым поколением, развиваются и совершенствуются их потомками. И все хорошее, светлое, доброе – есть своеобразный вклад в дальнейшее развитие и усовершенствование общечеловеческой духовной культуры. Всякий человек может достичь счастья только сам при помощи свершения добрых дел, и лучшие деяния его будут бессмертны. Таковы ключевые моменты учения аль-Фараби о деятельном разуме и общем счастье. Эти взгляды философа нельзя отождествлять с исламским учением о потусторонней райской жизни. Аль-Фараби считает возможным достижение счастья человеком только в этой, земной жизни, и именно против этого его утверждения резко выступал аль-Газали, описывая прелести райского блаженства. В комментарии к «Этике» Аристотеля аль-Фараби писал, что высшее благо находится лишь в нашем мире, и только безумные считают, что оно находится вне земного мира.

 «Поскольку мы достигаем  счастья только тогда, когда  нам присуще прекрасное, а прекрасное  присуще нам только благодаря  искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья».

В связи с этим стоит подробней  остановится на одном из его важнейших  трудов – «Трактате о взглядах жителей Добродетельного города», в котором аль-Фараби делил города (и, соответственно, человеческие сообщества) на добродетельные и недобродетельные. Типы недобродетельных городов определяются по видам ложных благ, к которым стремятся их жители: стяжательству, власти, почестям, развлечениям. Только жители Добродетельного города (аль-Мадина аль-Фадиля) стремятся к истинному счастью. В Добродетельном городе высшее сословие составляют «люди практической мудрости», т.е. философы, поскольку благодаря своей мудрости они являются самыми счастливыми людьми и вследствие этого им известны все средства, с помощью которых можно достичь счастья. Философы могут указать остальным людям путь к счастью, следовательно, они необходимы обществу как руководители города. В основе развития общества лежат системы ценностей, и аль-Фараби на основе этого дает следующую классификацию человеческих сообществ:

          1. Невежественный город – его жители не знают и никогда не знали, что есть подлинное счастье, поэтому они и не стремятся к нему. За благо они почитают: «телесное здоровье, богатство, наслаждения, свободу предаваться своим страстям, почести и величие». Обладание этими благами и является счастьем для жителей невежественного города.

Невежественные города бывают нескольких видов:

  а) Город Необходимости - где стремятся удовлетворять только насущные требования выживания;

б) Город Обмена - где для жителей достижение богатства есть цель всей жизни;

в) Город Низости и Несчастья - где царствует гедонизм, жители его стремятся к различного рода наслаждениям;

г) Город Честолюбия - где все стремятся к похвалам и признанию;

д) Город Властолюбия – где смыслом жизни является достижение власти, победа над другими людьми, их покорение и подчинение себе;

е) Город Сластолюбия - где правит бал полная распущенность.

        2. Безнравственный город – его жители знают, что есть истинное счастье и добродетели, но ведут себя так, как будто не знают их, как невежественные.

          3. Переменчивый город – был Добродетельным, но впоследствии переменился.

         4. Заблудший город - его жители полагают, "что счастье будет после этой жизни", т.е. надеются на загробную жизнь.

          5. Добродетельный город - "в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье", где царит мир и взаимоподдержка, где «люди помогают друг другу в целях достижения счастья». Такой город управляется централизованно, а его глава обладает всеми добродетелями. Аль-Фараби считал, что будущее есть только у Добродетельных городов, всех же остальных ждет распад и гибель. Но, по мнению аль-Фараби, «вся земля станет добродетельной, если народы, ее населяющие, будут помогать друг другу для достижения счастья».

Аль-Фараби считал, что "Счастье - это  добро, искомое ради себя... Действия, помогающие достижению счастья - это  прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их, - это добродетели"; "Человек не может быть с самого начала, от природы наделенным добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом".

 

Заключение

 

Разумеется, объем этой работы не позволяет провести детальный анализ всех работ Аль-Фараби. Тем не менее надеемся, что нам удалось вкратце изложить основные идеи великого мыслителя Восточного Возрождения, которые не утратили своей актуальности и в наше время. 

Подводя итоги, можно сформулировать следующие положения и выводы:

Аль-Фараби является первым мусульманским философом, доведшим 
свою философскую систему до рассмотрения социально-политических и этических проблем, чему способствовала социокультурная обстановка его эпохи. И хотя древнегреческая социальная мысль, в частности учение Платона и Аристотеля, явилась идейным источником гражданской философии аль Фараби, он выступил как самостоятельный философ, который не только комментировал древнегреческих мыслителей, но и дополнил, развил их идеи и выдвинул ряд самостоятельных концепций, отвечающих духу его времени.

Аль-Фараби впервые среди мусульманских  философов определил 
предмет исследования гражданской философии, ее сущность и задачи, выделил ее части, охарактеризовал предмет исследования каждой из частей - политической философии и этической философии, разработал понятийный аппарат. Проблемы, выдвинутые им на рассмотрение гражданской философии стали основными вопросами социальной философии вообще, и на Востоке в частности: причины возникновение общества; социальная структура общества и городского объединения; виды государств и виды управления; проблема политического лидера; добродетельный город и недобродетельные города, счастье как конечная цель развития общества, возможность достижения счастья и ряд других социально-нравственных проблем. Выделение гражданской науки и ее проблематики в качестве отдельной науки со стороны аль-Фараби может считаться одной из первых попыток придания нравственно политической проблематике самостоятельного статуса. Возможно, это обусловило то, что на средневековом мусульманском Востоке появились философы, занимавшиеся преимущественно этими проблемами - Мискавайх, Кутбуддин Шерази, Давани и т.д.

Таким образом, созрели  предпосылки для полного ознакомления общественности со всеми трудами Аль-Фараби и для оценки его вклада в историю культуры.

 

Список использованных источников

 

1. Чалоян В.К., Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1979, 216 с.

2. Гафуров Б. , Касымжанов А., Аль-Фараби в истории культуры.  - М.: Наука, 1975,  181 с.

3. Терновский В., Ибн-Сино (980-1037) - М.: Наука, 1980

4.  Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.   

5.  Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: Изд-во МГУ, 1989. 

6.  Нуцубидзе Ш.И. Руставели и Восточный Ренессанс. – Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1967.

7.  Сатыбекова С.Х. Гуманизм аль-Фараби. – Алма-Ата: Наука, 1975.

8.  Игнатенко А.А. В поисках счастья. – М.: Мысль, 1989. – С.2.

9.   Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей Добродетельного города. – В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв. – М.: Изд-во АН СССР, 1960.

10.  Хайруллаев М.М. Фараби и его философские взгляды. – М.: Знание, 1975. 




Информация о работе Философия аль Фараби