Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:20, лекция
Мифологическое мировоззрение, как считает большинство исследователей, было свойственно человечеству на заре его истории. Однако необходимо -*' отметить, что сегодня все более часто встречается точка зрения, в соответствии с которой процесс мифологического творчества всегда был характерен для человеческого мышления, продолжается он и в наши дни (достаточно вспомнить мифы о расовом превосходстве, о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране, о непогрешимости народных вождей и т.д.).
1. Древневосточная философия.
1.1. От мифа - к философии.
1.2. Древнеиндийская философия.
1.3. Философия Древнего Китая. /•■-<■
2. Античная философия.
2.1. Натурфилософия.
2.2. Классический период древнегреческой философии.
2.3. Эллинистическая философия.
различение4 и обращение на себя, определяемое живым движением Души»1. Мировая Душа уже не мыслит непосредственно Единое как внутреннюю предметность, а стремится к нему, желает его как чего-то действительно от нее отличного.
Единое-Благо, Мировой Ум и Мировую Душу Плотин называет тремя начальными ипостасями, полностью объясняющими все положительное содержание Вселенной. Душа - вторая, существенная «двоица», начало реальной множественности, причем неоплатонизм различает две основные стороны Души -высшую и низшую, под последней понимается природа, а высшая Душа есть, собственно, живой и чувствующий субъект Мирового Ума, неподвижно созерцающий Единое. Низший аспект Мировой Души эманирует в Материю, или в не-сущее. Материя - беспредельная возможность бытия, так же, как Ум мысленно расчленяется на множественность идей, образующих умопостигаемый мир, так и Душа рожает множество душ, заполняющих реальный мир. «Небытие» Материи посредством Мировой Души «сгущается» в соответствующие тела, составляющие обманчивый чувственный мир. Поскольку Материя, или субстрат видимого мира, наиболее удалена от источника божественной эманации (конечно, не в пространственном смысле), то важнейшей этической, нравственной задачей человека становится, с точки зрения неоплатонизма, стремление к возвращению души от материального, плотского через чувственное к идеальному и умопостигаемому, и далее - к божественному Единому-Благу. Таким образом, важнейшая жизненная задача - возвращение единичной души к Богу. В неоплатонизме нет места ни общественным, ни политическим, ни историческим задачам. Низший мир противоположен Божеству, но человек никогда не побеждает этого мира, он может лишь бежать из него в лоно Божества, стать отрешенным от мира аскетом-созерцателем, стыдящимся собственного тела. По мысли Владимира Соловьева, крайнему мистицизму теории неоплатонизма, поглощающему личность, «соответствует абсолютизм римского государства, поглотившего местные города и нации, не возвысившись, однако, до настоящего
Философский словарь Владимира Соловьева. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - С. 393.
25
универсализма. Римская империя оставалась лишь огромным, безмерно разросшимся городом, который именно вследствие своей огромности теряет живой интерес для своих граждан»1.
Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества, они впитали в себя воззрения раннего христианства и оказали значительное воздействие на средневековую, возрожденческую и нововременную философии.
Вопросы для закрепления материала:
• 1. В чем проявляются основные отличия мифологического мировоззрения?
2. На какие группы делится ведическая литература?
3. Перечислите основные понятия индийской философии и мотивируйте ее
своеобразие.
4. Чем отличалась китайская философия от индийской?
5. Проведите периодизацию античной философии.
6. Какой вопрос прежде всего интересовал древнегреческих
натурфилософов?
7. Охарактеризуйте разнообразие подходов натурфилософских школ к
онтологической проблематике.
8. В чем сущность спора Гераклита и элеатов?
9. Каким образом атомистам удалось преодолеть создавшийся
гносеологический кризис?
10.В чем выражалось новаторство софистических школ?
11. Обоснуйте, почему, воззрения Сократа стали поворотным пунктом в
развитии древнегреческой философии? 12.Проведите сравнительный анализ учений Платона и Аристотеля и
аргументируйте причины их разногласий. 13.Какие философские течения относят к периоду раннего эллинизма, в чем
их особенности?
Философский словарь Владимира Соловьева. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - С. 395.
26
14.Почему идеи неоплатонизма оказали значительное влияние на последующую философию?
Литература:
Основная литература
1. История философии: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов
н/Д.: «Феникс», 2002.
2. Канке В. А. Философия: Учебник. - М.: «Логос», 2001.
3. Магомедов А. А. История философии: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-
воСГУ,2000.
4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - М.: «Гардарики», 2004.
Дополнительная литература
5. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Современная
версия. - М.: «Эксмо», 2003.
6. Рассел Б. История западной философии. - СПб.: «Азбука», 2001.
7. Религии мира: Учебное пособие / Под ред. М. М. Шахнович. - СПб.: Изд-во
С. - Петерб. Ун-та, 2003.
8. Философский словарь Владимира Соловьева. - Ростов н/Д.: «Феникс»,
1997.
9. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999.