Философия древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Мифологическое мировоззрение, как считает большинство исследователей, было свойственно человечеству на заре его истории. Однако необходимо -*' отметить, что сегодня все более часто встречается точка зрения, в соответствии с которой процесс мифологического творчества всегда был характерен для человеческого мышления, продолжается он и в наши дни (достаточно вспомнить мифы о расовом превосходстве, о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране, о непогрешимости народных вождей и т.д.).

Содержание работы

1. Древневосточная философия.
1.1. От мифа - к философии.
1.2. Древнеиндийская философия.
1.3. Философия Древнего Китая. /•■-<■
2. Античная философия.
2.1. Натурфилософия.
2.2. Классический период древнегреческой философии.
2.3. Эллинистическая философия.

Файлы: 1 файл

Тема 2-1Основные этапы исторического развития философии .doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

различение4 и обращение на себя, определяемое живым движением Души»1. Мировая Душа уже не мыслит непосредственно Единое как внутреннюю предметность, а стремится к нему, желает его как чего-то действительно от нее отличного.

Единое-Благо, Мировой Ум и Мировую Душу Плотин называет тремя начальными ипостасями, полностью объясняющими все положительное содержание Вселенной. Душа - вторая, существенная «двоица», начало реальной множественности, причем неоплатонизм различает две основные стороны Души -высшую и низшую, под последней понимается природа, а высшая Душа есть, собственно, живой и чувствующий субъект Мирового Ума, неподвижно созерцающий Единое. Низший аспект Мировой Души эманирует в Материю, или в не-сущее. Материя - беспредельная возможность бытия, так же, как Ум мысленно расчленяется на множественность идей, образующих умопостигаемый мир, так и Душа рожает множество душ, заполняющих реальный мир. «Небытие» Материи посредством Мировой Души «сгущается» в соответствующие тела, составляющие обманчивый чувственный мир. Поскольку Материя, или субстрат видимого мира, наиболее удалена от источника божественной эманации (конечно, не в пространственном смысле), то важнейшей этической, нравственной задачей человека становится, с точки зрения неоплатонизма, стремление к возвращению души от материального, плотского через чувственное к идеальному и умопостигаемому, и далее - к божественному Единому-Благу. Таким образом, важнейшая жизненная задача - возвращение единичной души к Богу. В неоплатонизме нет места ни общественным, ни политическим, ни историческим задачам. Низший мир противоположен Божеству, но человек никогда не побеждает этого мира, он может лишь бежать из него в лоно Божества, стать отрешенным от мира аскетом-созерцателем, стыдящимся собственного тела. По мысли Владимира Соловьева, крайнему мистицизму теории неоплатонизма, поглощающему личность, «соответствует абсолютизм римского государства, поглотившего местные города и нации, не возвысившись, однако, до настоящего

Философский словарь Владимира Соловьева. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - С. 393.



25

универсализма. Римская империя оставалась лишь огромным, безмерно разросшимся городом, который именно вследствие своей огромности теряет живой интерес для своих граждан»1.

Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества, они впитали в себя воззрения раннего христианства и оказали значительное воздействие на средневековую, возрожденческую и нововременную философии.

Вопросы для закрепления материала:

• 1. В чем проявляются основные отличия мифологического мировоззрения?

2.     На какие группы делится ведическая литература?

3.     Перечислите основные понятия индийской философии и мотивируйте ее
своеобразие.

4.     Чем отличалась китайская философия от индийской?

5.     Проведите периодизацию античной философии.

6.     Какой      вопрос      прежде      всего      интересовал      древнегреческих
натурфилософов?

7.     Охарактеризуйте   разнообразие   подходов   натурфилософских   школ   к
онтологической проблематике.

8.     В чем сущность спора Гераклита и элеатов?

9.     Каким     образом     атомистам     удалось     преодолеть     создавшийся
гносеологический кризис?

10.В чем выражалось новаторство софистических школ?

11. Обоснуйте,  почему, воззрения Сократа стали поворотным пунктом в

развитии древнегреческой философии? 12.Проведите   сравнительный   анализ   учений   Платона  и   Аристотеля   и

аргументируйте причины их разногласий. 13.Какие философские течения относят к периоду раннего эллинизма, в чем

их особенности?

Философский словарь Владимира Соловьева. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - С. 395.



26

14.Почему    идеи    неоплатонизма    оказали    значительное    влияние    на последующую философию?

Литература:

Основная литература

1.     История философии: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов
н/Д.: «Феникс», 2002.

2.     Канке В. А. Философия: Учебник. - М.: «Логос», 2001.

3.     Магомедов А. А. История философии: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-
воСГУ,2000.

4.     Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - М.: «Гардарики», 2004.

Дополнительная литература

5.     Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Современная
версия. - М.: «Эксмо», 2003.

6.     Рассел Б. История западной философии. - СПб.: «Азбука», 2001.

7.     Религии мира: Учебное пособие / Под ред. М. М. Шахнович. - СПб.: Изд-во
С. - Петерб. Ун-та, 2003.

8.     Философский  словарь Владимира Соловьева.  - Ростов н/Д.:  «Феникс»,
1997.

9.     Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999.



Информация о работе Философия древнего мира