Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:46, контрольная работа
Цель данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии;
Изучить философические направления Древней Индии и Древнего Китая (школы);
Изучить философию чань (дзен) – буддизма.
Введение__________________________________________________________ 3
Основная часть
1. Характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии_____4
2. История появления и развития философии в Древней Индии_____________6
2.1. брахманизм_____________________________________________________7
2.2. бхагаватизм____________________________________________________ 8
2.3. буддизм________________________________________________________9
2.4. джайнизм______________________________________________________ 9
3. История появления и развития философии в Древнем Китае____________10
3.1. даосизм_______________________________________________________14
3.2. конфуцианство_________________________________________________14
3.3. моизм________________________________________________________ 16
3.4. легизм________________________________________________________17
4. Философские чань (дзен) – буддизм_________________________________18
Заключение_______________________________________________________ 25
Список литература_________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Художественно-графический факультет
Специальность: «Изобразительное искусство»
Заочное отделение
Кафедра: «Философии»
Контрольная работа
Тема № 2: «Философия древнего Востока»
Выполнила студентка: Кондукова Е.В.
Витебск
2012 г.
ПЛАН
Введение______________________
Основная часть
1. Характерные черты
2. История появления и развития философии в Древней Индии_____________6
2.1. брахманизм____________________
2.2. бхагаватизм___________________
2.3. буддизм_______________________
2.4. джайнизм______________________
3. История появления и развития философии в Древнем Китае____________10
3.1. даосизм_______________________
3.2. конфуцианство_________________
3.3. моизм_________________________
3.4. легизм________________________
4. Философские чань (дзен) –
буддизм_______________________
Заключение____________________
Список литература_____________
ВВЕДЕНИЕ
Спорное и условное понятие
«Философия Древнего Востока», объединяющее
самобытные философские традиции многочисленных
народов Востока, обязано своим
происхождением тому противостоянию,
которое явилось результатом
материального и научно-
Мировоззрение цивилизаций Древнего Востока был сплав религии и философии, последняя еще не выделилась в совершенно самостоятельную форму человеческого сознания, и поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и в Китае. [14]
Особенность восточной философии - мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального, нашедший отражение в учениях Будды и Конфуция, Ведах, а также целостность видения человека. Для древневосточной философии характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека – миру. [9]
Цель данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Характерные
черты древнеиндийской и
Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми «оппозиционерами» выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Хотя отдельные философские идеи модно обнаружить в еще более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае - «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»), философские школы здесь складываются одновременно - приблизительно в VI в. до н. э. Причем в обоих регионах философия, достаточно длительное время развивавшаяся анонимно, отныне становится авторской, связанной с именами Гаутамы-Будды, основателя джайнизма. Махавиры, первого китайского философа - Конфуция, даосского мудреца - Лао-Цзы и др.
Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии, как отмечалось выше, размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство во II в. до н. э. добилось государственного статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» были даосизм, моизм и легизм. [12]
В отличие от Китая, где социальное положение индивида слабо детерминировалось (определялось) его социальным происхождением, в Индии эта зависимость была наиболее сильной по сравнению со всеми древневосточными цивилизациями и исходила из кастового раздела общества. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст) - брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, по сути, строго определяла всю его жизнь. Таким образом, жестокая детерминация индивидуальной деятельности человека со стороны сельской общины и деспотического государства (которое было характерно для всех древневосточных обществ) дополнялась в Индии железной кастовой системой. Лишенная способности действовать вне себя, в обществе, энергия индивида концентрировалась на его внутреннем мире, его душе.
Жестокая обусловленность всей социальной жизни человека древнеиндийского общества отражена в его философии понятиями кармы и сансары и заставляла индивида искать средство освобождения от этого безликого и беспощадного социального порядка. Вот почему в центре философии Древней Индии стоит понятие “мокши” - спасение.
Поскольку главная задача
индийской философии
Если в китайской философии этот термин указывает на взаимосвязь людей в обществе, то в индийский философии он употребляется для выражения осуществимых изменений внутри самого себя, где все усилия направлены на преобразование эмпирического “Я” в чистую “самость”. Это чистая “самость” лишена всех эмпирических качеств, которые погружают человека во внешнее эмпирическое социальное и природное окружение, что толкает человека на путь сансары - путь перерождения.
Таким образом, освобождение от окружающего мира мыслится Индийскими философами, как слияние «Я» с субстанцией всего сущего. Поскольку цель и главная задача индийской философии заключаются во влиянии “Я” с духовным первоначалом, Единым Брахманом, то другой Характерной чертой индийской мысли является ее синкретический характер: метафизика, религия, этика, социально-политическая философия, психология слиты в ней в единое целое, их нельзя разделить для Специального изучения.
И в древнекитайской, и в древнеиндийской философии, согласно идеалу самоусовершенствования, индивид отказывается от активной деятельности, направленной на преобразование социального и природного порядка. Этот отказ воспринимается как возможность достижения полной гармонии с миром, или как переход из сферы предметного бытия, вызывающего страдания, в сферу, где человек приобретает покой и где отсутствуют страдания.
Есть у древнекитайской философии и другие отличительные черты:
1. Специфической чертой
китайской философии был
2. Практичность, ориентированность
не на поиск и выработку
идеала, в соответствии с которым
следовало бы изменить
3. Специфичность древнекитайской
философской мысли обусловлена
также употреблением в
4. Отсутствие понятийного
аппарата, абстрактных спекуляций
натуралистического и
5. Внутренне китайская
философия необычайно
2. История появления и развития философии в Древней Индии.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. [9]
В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа:
XV - VI вв. до н.э. - ведический период;
VI - II вв. до н.э. - эпический период;
II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр. [6]
2.1. Брахманизм.
Начало формирования философского
мышления в Индии связано с
брахманизмом, т. е. учениями брахманов.
Брахманизм основывался на ведах, представляющих
собой собрание древнеиндийских
источников, сборники гимнов в честь
богов. Именно от слова «веды» и происходит
название этого периода. Ведийская
философия - это учения эпохи разложения
первобытно - общинного строя в
Индии и возникновения
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные тексты) - комментарии к текстам Вед и араньяки - «лесная книга», которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед - упанишады. Они содержат трактаты религиозно - философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.
Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей, явлений и т. д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Жизнь человека - бесконечная цепь перерождений. Но имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели - освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т. е. избавиться от жизни.
Упанишады имели огромное
влияние на дальнейшее развитие философской
мысли Индии. Так, учение о сансаре
и карме становится одним из основных
для последующего развития всех религиозных
и философских направлений
2.2. Бхагаватизм.
По мнению одних учёных, традиция бхагавата сформировалась в V веке до н. э. в Индии. Бхагаватизм - направление в индуизме, возникшее в результате компромисса между развитой идеологией брахманизма и конкретными местными культами. Контакты ариев с аборигенным населением привели к отождествлению и слиянию Праджапати-Брахмы с Нараяной - древним аборигенным божеством. В позднейших текстах он именуется Бхагаватом, т. е. "Наделяющим долей", "Подателем благ", "Владыкой", и постепенно приобретает брахманизированную форму. В сферу его культа втягивались ритуально-мифологические традиции других аборигенных божеств: Санкаршаны, Баларамы, Васудэвы, которые сложным образом переплетались. Существенным моментом Бхагаватизма, считается что, в бхагаватистский пантеон была включена серия популярных местных культов, божества которых отождествлялись с Вишну-Нараяной. Основной женской ипостасью Бхагавата является Нашими - богиня успеха, благополучия и процветания, а также любви и красоты, известная и под именем Шри. Ее важный символ и атрибут - лотос. Архаичность культа Лакшми делает ее мифический образ чрезвычайно сложным и противоречивым. К началу новой эры ее культ был брахманизирован и включен в официальный пантеон в качестве супруги Яышну-Нараяны. Почитание Лакшми как супруги Нараяны составляет неотъемлемую часть. В средние века Лакшми и Нараяна превратились в идеал супружеской пары, в литературе и искусстве, и тема их любви стала одной из самых распространенных. Черты культовой практики - чтение мантр, иногда сочетающееся с элементами йоги, нанесение на тело изображений атрибутов божества: раковины (шанкхи) и метательного диска (чакры). Широко распространенной была и практика поста, как и других обетов. Им приписывалось магические значение. Считалось, что они могли принести адептам необыкновенный успех в продвижении их по пути духовного совершенствования. [3]