Философия древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии;
Изучить философические направления Древней Индии и Древнего Китая (школы);
Изучить философию чань (дзен) – буддизма.

Содержание работы

Введение__________________________________________________________ 3
Основная часть
1. Характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии_____4
2. История появления и развития философии в Древней Индии_____________6
2.1. брахманизм_____________________________________________________7
2.2. бхагаватизм____________________________________________________ 8
2.3. буддизм________________________________________________________9
2.4. джайнизм______________________________________________________ 9
3. История появления и развития философии в Древнем Китае____________10
3.1. даосизм_______________________________________________________14
3.2. конфуцианство_________________________________________________14
3.3. моизм________________________________________________________ 16
3.4. легизм________________________________________________________17
4. Философские чань (дзен) – буддизм_________________________________18
Заключение_______________________________________________________ 25
Список литература_________________________

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 61.81 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-графический  факультет

Специальность: «Изобразительное искусство»

Заочное отделение

Кафедра: «Философии»

Контрольная работа

Тема № 2: «Философия древнего Востока»

 

 

 

 

 

                                                                            Проверил: Бородич В.М.

Выполнила студентка: Кондукова Е.В.

                                              ОЗО ХГФ, 21-2 группы

                                             зач. кн. № 1007021092

 

 

 

 

 

 

 

Витебск

2012 г.

ПЛАН

 

Введение__________________________________________________________ 3

Основная часть

1. Характерные черты древнеиндийской  и древнекитайской философии_____4

2. История появления и развития философии в Древней Индии_____________6

2.1. брахманизм_____________________________________________________7

2.2. бхагаватизм____________________________________________________ 8

2.3. буддизм________________________________________________________9

2.4. джайнизм______________________________________________________ 9

3. История появления и развития философии в Древнем Китае____________10

3.1. даосизм_______________________________________________________14

3.2. конфуцианство_________________________________________________14

3.3. моизм________________________________________________________ 16

3.4. легизм________________________________________________________17

4. Философские чань (дзен) – буддизм_________________________________18

Заключение_______________________________________________________ 25

Список литература_________________________________________________26

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Спорное и условное понятие  «Философия Древнего Востока», объединяющее самобытные философские традиции многочисленных народов Востока, обязано своим  происхождением тому противостоянию, которое явилось результатом  материального и научно-технического прогресса стран Европы и их колониальной экспансии. Политическое и экономическое  доминирование на протяжении нескольких столетий закрепило в общественном сознании европейцев системно-полюсное деление человечества на «передовой»  Запад и «отсталый» Восток. Этому  способствовал и недостаток знаний «чужой» культуры, затруднявший понимание  незападных представлений, категорий, а отсюда и всего незападного  мировосприятия как такового.

Мировоззрение цивилизаций  Древнего Востока был сплав религии  и философии, последняя еще не выделилась в совершенно самостоятельную форму человеческого сознания, и поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и в Китае. [14]

Особенность восточной философии - мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального, нашедший отражение в учениях  Будды и Конфуция, Ведах, а также  целостность видения человека. Для древневосточной философии характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека – миру. [9]

Цель данной работы является рассмотрение особенностей философии  древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии;
  • Изучить философические направления Древней Индии и Древнего Китая (школы);
  • Изучить философию чань (дзен) – буддизма.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Характерные  черты древнеиндийской и древнекитайской  философии.

Становление древнекитайской  философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим  прогрессом, появлением денег и частной  собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области  астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную  почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми «оппозиционерами» выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Хотя отдельные философские идеи модно обнаружить в еще более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае - «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»), философские школы здесь складываются одновременно - приблизительно в VI в. до н. э. Причем в обоих регионах философия, достаточно длительное время развивавшаяся анонимно, отныне становится авторской, связанной с именами Гаутамы-Будды, основателя джайнизма. Махавиры, первого китайского философа - Конфуция, даосского мудреца - Лао-Цзы и др.

Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии, как отмечалось выше, размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство во II в. до н. э. добилось государственного статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» были даосизм, моизм и легизм. [12]

 В отличие от Китая, где социальное положение индивида слабо детерминировалось (определялось) его социальным происхождением, в Индии эта зависимость была наиболее сильной по сравнению со всеми древневосточными цивилизациями и исходила из кастового раздела общества. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст) - брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, по сути, строго определяла всю его жизнь. Таким образом, жестокая детерминация индивидуальной деятельности человека со стороны сельской общины и деспотического государства (которое было характерно для всех древневосточных обществ) дополнялась в Индии железной кастовой системой. Лишенная способности действовать вне себя, в обществе, энергия индивида концентрировалась на его внутреннем мире, его душе.

Жестокая обусловленность  всей социальной жизни человека древнеиндийского общества отражена в его философии  понятиями кармы и сансары  и заставляла индивида искать средство освобождения от этого безликого  и беспощадного социального порядка. Вот почему в центре философии  Древней Индии стоит понятие “мокши” - спасение.

Поскольку главная задача индийской философии заключается  в снискании спасения, то одной  из самых характерных ее черт является нацеленность на практику. Все теоретические  рассуждения о мире бытия, которые  не связаны, открыто с главной задачей философии, отклоняются как излишние. Но понятие практики в индийской философии совершенно иное, чем в китайской.

Если в китайской философии этот термин указывает на взаимосвязь людей в обществе, то в индийский философии он употребляется для выражения осуществимых изменений внутри самого себя, где все усилия направлены на преобразование эмпирического “Я” в чистую “самость”. Это чистая “самость” лишена всех эмпирических качеств, которые погружают человека во внешнее эмпирическое социальное и природное окружение, что толкает человека на путь сансары - путь перерождения.

Таким образом, освобождение от окружающего мира мыслится Индийскими философами, как слияние «Я» с субстанцией всего сущего. Поскольку цель и главная задача индийской философии заключаются во влиянии “Я” с духовным первоначалом, Единым Брахманом, то другой Характерной чертой индийской мысли является ее синкретический характер: метафизика, религия, этика, социально-политическая философия, психология слиты в ней в единое целое, их нельзя разделить для Специального изучения.

И в древнекитайской, и  в древнеиндийской философии, согласно идеалу самоусовершенствования, индивид  отказывается от активной деятельности, направленной на преобразование социального  и природного порядка. Этот отказ  воспринимается как возможность достижения полной гармонии с миром, или как переход из сферы предметного бытия, вызывающего страдания, в сферу, где человек приобретает покой и где отсутствуют страдания.

Есть у древнекитайской  философии и другие отличительные  черты:

1. Специфической чертой  китайской философии был принцип  рассмотрения мира (природа, человек  и его общество) как единого  универсума, все элементы которого  взаимосвязаны и находятся в  динамичном равновесии.

2. Практичность, ориентированность  не на поиск и выработку  идеала, в соответствии с которым  следовало бы изменить реальность, а на поддержание реальности  такой, какая она есть. Этот  идеал, конечно, освещен благословением  Неба, но для его воплощения  в жизнь не требовалось ничего  невозможного. Все теории должны  просто ориентировать народ на  поддержание порядка. Поэтому  в китайских письменных памятниках  очень подробно рассматриваются  способы управления государством  и способы самоусовершенствования  человека.

3. Специфичность древнекитайской  философской мысли обусловлена  также употреблением в письменной  речи образно-символических знаков - иероглифов. Пиктографическое (от лат. пиктус - нарисованный и греч. графо - пишу; рисуночное) письмо вырабатывало эстетико-филологическое отношение к тексту. Это неизбежно сказалось на содержательных особенностях представлений о мире и человеке, на культуре мышления древнекитайских философов вообще.

4. Отсутствие понятийного  аппарата, абстрактных спекуляций  натуралистического и мировоззренческого  порядка. Отсюда слабая связь  с наукой, неразвитость логики.

5. Внутренне китайская  философия необычайно стабильна.  Основой такой стабильности было  постоянное подчеркивание исключительности  китайского способа мышления. Следствием  его явилось постепенное появление  и закрепление чувства превосходства  китайского национального умозрения,  его нетерпимости ко всем другим  философским взглядам.

 

2. История появления и развития философии в Древней Индии.

Для древнеиндийской философии  характерно развитие в рамках определённых систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. [9]

В древнеиндийской философии  выделяют три основных этапа:

XV - VI вв. до н.э. - ведический период;

VI - II вв. до н.э. - эпический период;

II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр. [6]

 

2.1. Брахманизм.

Начало формирования философского мышления в Индии связано с  брахманизмом, т. е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских  источников, сборники гимнов в честь  богов. Именно от слова «веды» и происходит название этого периода. Ведийская  философия - это учения эпохи разложения первобытно - общинного строя в  Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Начало философии здесь ещё соседствует  с суевериями и развивается в  непосредственном конфликте с ними. Все ведические тексты считаются  священными книгами. Брахманы считались  подлинными знатоками и толкователями  вед. [1]

Самую древнюю часть Вед  составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные тексты) - комментарии к текстам Вед и араньяки - «лесная книга», которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед - упанишады. Они содержат трактаты религиозно - философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

Первоначально упанишады  означали сидение вокруг учителя  с целью познания истины. Немного  позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается  тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск  причинно-следственных связей, явлений и т. д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Жизнь человека - бесконечная цепь перерождений. Но имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели - освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т. е. избавиться от жизни.

Упанишады имели огромное влияние на дальнейшее развитие философской  мысли Индии. Так, учение о сансаре  и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных  и философских направлений Индии.[7]

 

      2.2. Бхагаватизм.

По мнению одних учёных, традиция бхагавата сформировалась в V веке до н. э. в Индии. Бхагаватизм - направление в индуизме, возникшее в результате компромисса между развитой идеологией брахманизма и конкретными местными культами. Контакты ариев с аборигенным населением привели к отождествлению и слиянию Праджапати-Брахмы с Нараяной - древним аборигенным божеством. В позднейших текстах он именуется Бхагаватом, т. е. "Наделяющим долей", "Подателем благ", "Владыкой", и постепенно приобретает брахманизированную форму. В сферу его культа втягивались ритуально-мифологические традиции других аборигенных божеств: Санкаршаны, Баларамы, Васудэвы, которые сложным образом переплетались. Существенным моментом Бхагаватизма, считается что, в бхагаватистский пантеон была включена серия популярных местных культов, божества которых отождествлялись с Вишну-Нараяной. Основной женской ипостасью Бхагавата является Нашими - богиня успеха, благополучия и процветания, а также любви и красоты, известная и под именем Шри. Ее важный символ и атрибут  - лотос. Архаичность культа Лакшми делает ее мифический образ чрезвычайно сложным и противоречивым. К началу новой эры ее культ был брахманизирован и включен в официальный пантеон в качестве супруги Яышну-Нараяны. Почитание Лакшми как супруги Нараяны составляет неотъемлемую часть. В средние века Лакшми и Нараяна превратились в идеал супружеской пары, в литературе и искусстве, и тема их любви стала одной из самых распространенных. Черты культовой практики - чтение мантр, иногда сочетающееся с элементами йоги, нанесение на тело изображений атрибутов божества: раковины (шанкхи) и метательного диска (чакры). Широко распространенной была и практика поста, как и других обетов. Им приписывалось магические значение. Считалось, что они могли принести адептам необыкновенный успех в продвижении их по пути духовного совершенствования. [3]

Информация о работе Философия древнего Востока