Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:46, контрольная работа
Цель данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии;
Изучить философические направления Древней Индии и Древнего Китая (школы);
Изучить философию чань (дзен) – буддизма.
Введение__________________________________________________________ 3
Основная часть
1. Характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии_____4
2. История появления и развития философии в Древней Индии_____________6
2.1. брахманизм_____________________________________________________7
2.2. бхагаватизм____________________________________________________ 8
2.3. буддизм________________________________________________________9
2.4. джайнизм______________________________________________________ 9
3. История появления и развития философии в Древнем Китае____________10
3.1. даосизм_______________________________________________________14
3.2. конфуцианство_________________________________________________14
3.3. моизм________________________________________________________ 16
3.4. легизм________________________________________________________17
4. Философские чань (дзен) – буддизм_________________________________18
Заключение_______________________________________________________ 25
Список литература_________________________
Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья («Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном»).
Главный метод управления народом - сила примера и убеждения. «Благородный муж», член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства, инакомыслящих и непокорных, Конфуций осуждал. «Если верхи будут следовать правильному пути» (дао), учил он, то «со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной».
После смерти Конфуция, его учение распалось на восемь школ, важное значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн Цзы (372-289 гг. до н. э.) и материалистическая – Сюнь Цзы 298-238 гг. до н. э.). Согласно учению Мэн Цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества: сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.
3.3. Моизм.
Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо Цзы; V в. до н. э.) и была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма - «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие всеобщей любви - причина беспорядков, а «отдельная» любовь - «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо Цзы решительно осуждал «агрессивные войны», объявив их величайшим и жесточайшим преступлением. Высшая ценность, по учению моизма - народ, который правители должны любить. Признанием существования «духов и привидений» (наказывают зло и вознаграждают добро), «воли неба» (ориентир поведения людей) Мо Цзы ввел в свое учение религиозную струю. [8]
3.4. Легизм.
Легизм (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма) возникла и оформилась в VI-III вв. до н. э. Активно участвовали в разработке учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.
Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все равны перед законом, за исключением самого правителя - единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления. Основные его идеи: государственное регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление государственного аппарата путем назначения чиновников (вместо традиционного принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и военные заслуги; равные возможности при выдвижении на административные посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация (от лат. унус - один и фацио - делаю; приведение к единообразию) мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью работников госаппарата.
В эпоху Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.) конфуцианство ассимилировало (от лат. ассимиляцио - уподобление, слияние, усвоение) идеи легизма, стало официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как самостоятельное учение. [5]
4. Философские чань (дзен) – буддизм.
Чань-буддизм, сложившийся в Китае в VI веке, как самостоятельное философско-религиозное направление, появился на японской почве в XII - XIV веках. "Дзэн" – это транскрипция китайского иероглифа "чань" в соответствии с фонетическими нормами японского языка. Несмотря на то, что дзэн-буддизм имеет китайские корни, его содержательная часть отличается от классического чань-буддизма. Кроме того, дзэн стал частицей мировоззрения большинства японцев, вне зависимости от их принадлежности к буддизму.
Доктрина дзэн сегодня подлежит осмыслению как образ жизни японцев, это не столько следование религиозным идеям, сколько определенные стереотипы поведения и мышления, связанные с различными сторонами жизнедеятельности людей.
Первый японский наставник
дзэн Эйсай дважды в XII веке ездил
в Китай. Вернувшись оттуда после
успешного
Основатель школы Сото – Догэн развивал в практике дзэн сидячую медитацию – дзадзэн. Он утверждал, что к достижению сатори (просветлению) ведет, в первую очередь, спокойное сидение без каких либо специально поставленных целей и размышлений. Сознание постепенно отрешается от мирских забот и условностей, что и служит в конечном итоге его просветлению. Доктрина школы Сото была связана с повседневными занятиями японцев, их образом жизни. Монахи в монастырях активно занимались физическим трудом, а в некоторых местах и боевыми искусствами.
В XIV – XV веках идеи дзэн стали
пользоваться покровительством сегунов,
так как центральная власть в
период феодальных войн нуждалась в
государственной практической системе
самодисциплины. Доктрина дзэн, сочетавшаяся
со строгими, целенаправленными ритуалами,
приобрела всеохватывающее
Последователи дзэн отвергают
понятийное мышление, так как в
этом случае предметы и явления материального
мира отождествляются с теми понятиями,
которые их обозначают. Слово может
зафиксировать какую-то одну сторону
предмета или явления, что само по
себе устанавливает для мира, имеющего
неисчерпаемое количество уровней
и аспектов рассмотрения, жесткие
рамки, носящие деформирующий
Понятие человеческого "Я" с точки зрения последователей дзэн – это результат выделения собственной личностной структуры из окружающего мира в качестве обособленной уникальной конструкции. Психологически под "Я" подразумевается совокупность того, что человек воспринимает, чувствует и мыслит в данный конкретный момент времени. Поэтому индивидуальное "Я" каждого человека – это воспоминания о его прошлом, интегрированные в единую непротиворечивую картину, отождествляемые с собственной личностью. Таким образом, слово "Я" искажает подлинный смысл этого понятия, заключающегося в потоке непрерывно сменяющих друг друга ощущений, отражений, эмоций, переживаний и мыслей, некоторые из них даже неосознаваемые, а потому, тем более, не могут быть объединены в одно целое. Перестройка сознания в дзэнской культуре, как и вообще в буддизме, требует избавления от понятия индивидуального "Я", так как оно противостоит окружающему миру и мешает обретению неразрывного единства с бытием. Гармония в отношении человека и природы возможна при условии того, что человек осознает, что он – часть ее.
Чтобы достичь просветления и прозреть тело Будды в своей душе, необходимо отказаться от всякой целенаправленной практической деятельности и стать либо отшельником, либо монахом дзэнского монастыря. Но эта высшая цель доступна далеко не всем, поэтому многие используют методы дзэн как основу своего психофизического тренинга. Работа с сознанием выводит психику на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и способствует мобилизации заложенных в природе человека скрытых резервов, способных раскрываться при определенных условиях и в особом состоянии. Дзэнская практика саморегуляции позволяет человеку произвольно достичь состояния высшей степени мобилизации физических, интеллектуальных и духовных способностей. Основными методами работы с сознанием являются концентрация внимания, то есть сосредоточение на объекте и пассивное созерцание. Эти два способа самовоздействия на сознание взаимно усиливают и дополняют друг друга, способствуя интуитивному мгновенному и адекватному реагированию на любые внешние воздействия.
Помимо прямой работы с сознанием существует и опосредованная, предполагающая изменение характера функционирования мозговой деятельности через работу с телом и дыханием, но все же концентрация и осознавание в практике дзэн имеют приоритетный характер.
Концентрация позволяет
собирать воедино физические и психические
силы человека и направлять их на нужный
объект, обеспечивая их наиболее эффективное
приложение. При этом развивается
умение, как сосредоточивать внимание
в течение длительного времени
на одном объекте, так и умение
мгновенно переключаться с
Если концентрация основана главным образом на напряжении сознания, то созерцание предполагает полное расслабление. В процессе медитации тоже происходит концентрация, но не на внешних объектах, а на внутренних ощущениях, эмоциях, мыслях и пр. В состоянии медитации восприятие внешнего мира заменяется восприятием внутреннего. Внимание отключается от внешних воздействий и позволяет человеку воспринимать управляющие телом внутренние силы. Таким образом, медитация – это самоуглубление, созерцание феноменов психики. Мышление при этом не исчезает, но отсутствуют механизмы логического контроля и оценки переживаемого.
Различные формы дзэнской
медитации имеют как
Помимо понятий сатори, в дзэн существует понятие "кэнсе". Между ними есть незначительная разница: кэнсе – это ощущение озарения, а сатори – осознание озарения. Единственной целью дзэн тренировки является достижение сатори, так как наивысшее состояние, которого может достигнуть буддист, – это его слияние с телом Будды, растворение своего "Я" в окружающем мире, что возможно только посредством сатори.
Иногда в дзэнских школах вместо дзадзэн применяется кинхин – прогулочная медитация, при которой руки должны быть сложены у груди, один шаг представляет продвижение на полступни вперед. Шаги координируются с дыханием, то есть один шаг – вдох, другой шаг – выдох. Кинхин обеспечивает физический отдых от сидения и дает возможность переключить внимание на другой объект. Процедура кинхин удлиняет сеансы медитации и представляет собой простейший вид динамической медитации.
Для мастера боевых искусств
медитация важна тем, что помогает
научиться естественно и