Философия древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии;
Изучить философические направления Древней Индии и Древнего Китая (школы);
Изучить философию чань (дзен) – буддизма.

Содержание работы

Введение__________________________________________________________ 3
Основная часть
1. Характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии_____4
2. История появления и развития философии в Древней Индии_____________6
2.1. брахманизм_____________________________________________________7
2.2. бхагаватизм____________________________________________________ 8
2.3. буддизм________________________________________________________9
2.4. джайнизм______________________________________________________ 9
3. История появления и развития философии в Древнем Китае____________10
3.1. даосизм_______________________________________________________14
3.2. конфуцианство_________________________________________________14
3.3. моизм________________________________________________________ 16
3.4. легизм________________________________________________________17
4. Философские чань (дзен) – буддизм_________________________________18
Заключение_______________________________________________________ 25
Список литература_________________________

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 61.81 Кб (Скачать файл)

Эти этические принципы лежат  в основе политических взглядов Конфуция. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое  разделение обязанностей между членами  общества, образцом для которого должна служить семья («Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном»).

Главный метод управления народом - сила примера и убеждения. «Благородный муж», член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства, инакомыслящих и непокорных, Конфуций осуждал. «Если верхи будут следовать правильному пути» (дао), учил он, то «со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной».

После смерти Конфуция, его учение распалось на восемь школ, важное значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн Цзы (372-289 гг. до н. э.) и материалистическая – Сюнь Цзы 298-238 гг. до н. э.). Согласно учению Мэн Цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества: сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.

 

3.3. Моизм.

Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо Цзы; V в. до н. э.) и была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма - «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие всеобщей любви - причина беспорядков, а «отдельная» любовь - «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо Цзы решительно осуждал «агрессивные войны», объявив их величайшим и жесточайшим преступлением. Высшая ценность, по учению моизма - народ, который правители должны любить. Признанием существования «духов и привидений» (наказывают зло и вознаграждают добро), «воли неба» (ориентир поведения людей) Мо Цзы ввел в свое учение религиозную струю. [8]

 

 

3.4. Легизм.

Легизм (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма) возникла и оформилась в VI-III вв. до н. э. Активно участвовали в разработке учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.

Развивался легизм в напряженной  борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в философском  обосновании и методах его  построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю  необходимо хорошо разбираться в  психологии людей, дабы успешно управлять  ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа.

Легисты создали концепцию  деспотического государства, в котором  все равны перед законом, за исключением самого правителя - единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления. Основные его идеи: государственное регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление государственного аппарата путем назначения чиновников (вместо традиционного принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и военные заслуги; равные возможности при выдвижении на административные посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация (от лат. унус - один и фацио - делаю; приведение к единообразию) мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью работников госаппарата.

В эпоху Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.) конфуцианство ассимилировало (от лат. ассимиляцио - уподобление, слияние, усвоение) идеи легизма, стало официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как самостоятельное учение. [5]

 

4. Философские чань (дзен) – буддизм.

 Чань-буддизм, сложившийся в Китае в VI веке, как самостоятельное философско-религиозное направление, появился на японской почве в XII - XIV веках. "Дзэн" – это транскрипция китайского иероглифа "чань" в соответствии с фонетическими нормами японского языка. Несмотря на то, что дзэн-буддизм имеет китайские корни, его содержательная часть отличается от классического чань-буддизма. Кроме того, дзэн стал частицей мировоззрения большинства японцев, вне зависимости от их принадлежности к буддизму.

Доктрина дзэн сегодня  подлежит осмыслению как образ жизни  японцев, это не столько следование религиозным идеям, сколько определенные стереотипы поведения и мышления, связанные с различными сторонами  жизнедеятельности людей.

Первый японский наставник  дзэн Эйсай дважды в XII веке ездил  в Китай. Вернувшись оттуда после  успешного самосовершенствования  в 1191 году, он возглавил школу Ринзай и начал интенсивное внедрение  дзэн в различные слои населения. В основу доктрины школы была положена идея внезапного озарения – сатори. Для его достижения вводилась  система стимулов, среди которых  особое место занимали коаны –  вопросы-загадки. Ответы на них можно  было найти в процессе сосредоточения на внутреннем смысле вопроса. Для этого  следовало перейти от формально-логического  к подсознательно-ассоциативному мышлению, в процессе перехода и происходило  спонтанное постижение смысла бытия. Главной  трудностью было отсутствие методики перехода к озарению, поэтому одного лишь стремления к нему было недостаточно. Сатори означало познание человеком  природы Будды в себе, после  чего наступала неуязвимость для  жизненных волнений. Выход из самых  сложных ситуаций помогала найти  развитая интуиция, так как озарение было выходом из замкнутого круга  ограничений человеческой логики. Абсурдность  коана предполагала не столько логичность ответа, сколько полноту реакции  физических и духовных сил того, кому задавался вопрос. Развитие интуиции, позволяющей находить выход из любой  жизненной затруднительной ситуации, занимало последователей школы Ринзай больше, чем изучение священных текстов  и практика ритуалов, то есть творческому  прозрению отдавался приоритет  перед философско-религиозной системой идей дзэн-буддизма. Дзэнские монахи занимались не только поисками наикратчайшего пути к озарению и познанию в себе природы Будды, но и стремились к полному погружению в процесс деятельности, какой бы она ни была, – чайная церемония, садово-парковое искусство, стихосложение, каллиграфия и пр. Выполнение фундаментального постулата буддизма "здесь и сейчас" – вот основа любого вида деятельности. На основе дзэн развиваются такие виды боевых искусств, как кюдо и кэндо, каратэ до и дзюдо.

Основатель школы Сото – Догэн развивал в практике дзэн сидячую медитацию – дзадзэн. Он утверждал, что к достижению сатори (просветлению) ведет, в первую очередь, спокойное сидение без каких  либо специально поставленных целей  и размышлений. Сознание постепенно отрешается от мирских забот и  условностей, что и служит в конечном итоге его просветлению. Доктрина школы Сото была связана с повседневными  занятиями японцев, их образом жизни. Монахи в монастырях активно занимались физическим трудом, а в некоторых  местах и боевыми искусствами.

В XIV – XV веках идеи дзэн стали  пользоваться покровительством сегунов, так как центральная власть в  период феодальных войн нуждалась в  государственной практической системе  самодисциплины. Доктрина дзэн, сочетавшаяся со строгими, целенаправленными ритуалами, приобрела всеохватывающее влияние. Для профессиональных воинов она  стала основой их пути, художникам и поэтам она помогала раскрывать тайны бытия. Дзэн становился смыслом  жизни для большинства японцев, но его сущность так и оставалась загадкой – она необъяснима с  точки зрения рационально-логического  подхода. Ее воздействие можно почувствовать, ощутить, пережить, но нельзя познать  разумом и описать в виде развернутой  логически стройной системы. Монахом  можно было стать на время, чтобы  построить новые жизненные планы, посвятить себя процессу художественного  творчества или получить мудрые советы по поводу тактики ведения боя. Крупнейшим дзэнским храмовым комплексом стал Дайкудзи, основанный в 1324 году и состоящий  из двадцати трех монастырей, подчиненных  главному центру. Некоторые храмовые сады открыты для посетителей, и  в них можно предаться созерцанию, самоуглубленному размышлении о  собственном бытии. Гармония окружающего  пространства позволяет свести воедино в сознании всю мозаичную картину жизни за стенами сада, приносит полное обновление и глубокий душевный отдых.

Последователи дзэн отвергают  понятийное мышление, так как в  этом случае предметы и явления материального  мира отождествляются с теми понятиями, которые их обозначают. Слово может  зафиксировать какую-то одну сторону  предмета или явления, что само по себе устанавливает для мира, имеющего неисчерпаемое количество уровней  и аспектов рассмотрения, жесткие  рамки, носящие деформирующий характер. Слово не может проникнуть в суть вещей хотя бы потому, что адекватно  не отражает всю полноту информации, поступающей в мозг в виде зрительных, кинетических, слуховых, обонятельных или тактильных ощущений. Поэтому  достижение чистоты и безмятежности  сознания возможно только благодаря  беспонятийному мышлению.

Понятие человеческого "Я" с точки зрения последователей дзэн – это результат выделения  собственной личностной структуры  из окружающего мира в качестве обособленной уникальной конструкции. Психологически под "Я" подразумевается совокупность того, что человек воспринимает, чувствует и мыслит в данный конкретный момент времени. Поэтому индивидуальное "Я" каждого человека – это  воспоминания о его прошлом, интегрированные  в единую непротиворечивую картину, отождествляемые с собственной  личностью. Таким образом, слово "Я" искажает подлинный смысл этого  понятия, заключающегося в потоке непрерывно сменяющих друг друга ощущений, отражений, эмоций, переживаний и мыслей, некоторые  из них даже неосознаваемые, а потому, тем более, не могут быть объединены в одно целое. Перестройка сознания в дзэнской культуре, как и вообще в буддизме, требует избавления от понятия индивидуального "Я", так  как оно противостоит окружающему  миру и мешает обретению неразрывного единства с бытием. Гармония в отношении  человека и природы возможна при  условии того, что человек осознает, что он – часть ее.

Чтобы достичь просветления и прозреть тело Будды в своей  душе, необходимо отказаться от всякой целенаправленной практической деятельности и стать либо отшельником, либо монахом  дзэнского монастыря. Но эта высшая цель доступна далеко не всем, поэтому  многие используют методы дзэн как  основу своего психофизического тренинга. Работа с сознанием выводит психику  на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и способствует мобилизации заложенных в природе человека скрытых резервов, способных раскрываться при определенных условиях и в особом состоянии. Дзэнская практика саморегуляции позволяет человеку произвольно достичь состояния высшей степени мобилизации физических, интеллектуальных и духовных способностей. Основными методами работы с сознанием являются концентрация внимания, то есть сосредоточение на объекте и пассивное созерцание. Эти два способа самовоздействия на сознание взаимно усиливают и дополняют друг друга, способствуя интуитивному мгновенному и адекватному реагированию на любые внешние воздействия.

Помимо прямой работы с  сознанием существует и опосредованная, предполагающая изменение характера  функционирования мозговой деятельности через работу с телом и дыханием, но все же концентрация и осознавание  в практике дзэн имеют приоритетный характер.

Концентрация позволяет  собирать воедино физические и психические  силы человека и направлять их на нужный объект, обеспечивая их наиболее эффективное  приложение. При этом развивается  умение, как сосредоточивать внимание в течение длительного времени  на одном объекте, так и умение мгновенно переключаться с одного объекта на другой. В момент концентрации многократно усиливаются энергетические возможности человека, так как  происходит наложение наличествующего  энергетического потенциала на скрытые  резервные возможности, что приводит к своеобразному эффекту резонанса. Для адепта боевых искусств овладение  практикой концентрации означает умение направлять энергию приема в заданном русле и обеспечивать внутреннее содержание любого внешнего силового движения. Весьма доступно поясняет понятия "концентрация" или "сосредоточенность" и "осознавание".

Если концентрация основана главным образом на напряжении сознания, то созерцание предполагает полное расслабление. В процессе медитации тоже происходит концентрация, но не на внешних объектах, а на внутренних ощущениях, эмоциях, мыслях и пр. В состоянии медитации  восприятие внешнего мира заменяется восприятием внутреннего. Внимание отключается от внешних воздействий  и позволяет человеку воспринимать управляющие телом внутренние силы. Таким образом, медитация – это самоуглубление, созерцание феноменов психики. Мышление при этом не исчезает, но отсутствуют механизмы логического контроля и оценки переживаемого.

Различные формы дзэнской медитации имеют как заимствованный, так и оригинальный характер. Многие виды статической медитации заимствованы из индийской и даосской йоги, особой формой медитации можно считать  процесс разрешения дзэнских парадоксальных загадок (коанов) и внутренних диалогов (мондо). Следует, однако, отметить, что, практикуя медитацию сосредоточения, которая свойственна многим философско-религиозным  учениям Востока и, согласно традиции, только Будда учил сорока ее видам, дзэн сохранил ядро буддийского учения – медитацию осознавания, методология  которой полностью приписывается  Будде.

Помимо понятий сатори, в дзэн существует понятие "кэнсе". Между ними есть незначительная разница: кэнсе – это ощущение озарения, а сатори – осознание озарения. Единственной целью дзэн тренировки является достижение сатори, так как  наивысшее состояние, которого может  достигнуть буддист, – это его  слияние с телом Будды, растворение  своего "Я" в окружающем мире, что  возможно только посредством сатори.

Иногда в дзэнских школах вместо дзадзэн применяется кинхин – прогулочная медитация, при  которой руки должны быть сложены  у груди, один шаг представляет продвижение  на полступни вперед. Шаги координируются с дыханием, то есть один шаг –  вдох, другой шаг – выдох. Кинхин обеспечивает физический отдых от сидения  и дает возможность переключить  внимание на другой объект. Процедура  кинхин удлиняет сеансы медитации и  представляет собой простейший вид  динамической медитации.

Для мастера боевых искусств медитация важна тем, что помогает научиться естественно и свободно действовать в экстремальных  ситуациях, находить единственно правильные решения в непредвиденных обстоятельствах  и быстро реагировать на атаку  противника, причем так, как тот меньше всего ожидает. Помимо концентрации и медитации, способом работы с сознанием  в дзэн является также ритуал. Он не только определяет внешнюю сторону  поведения участников действия, но и организует чувства, мысли, переживания  по общему для всех обряду, что приводит к ощущению полного внутреннего раскрепощения и единства.

Информация о работе Философия древнего Востока