Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Файлы: 1 файл

Надя философия.docx

— 163.13 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Развитие соотношений  Инь и Ян от Великого Предела (Тай цзи) до уровня восьми триграмм (гуа)

ЦЯНЬ       ДУЙ         ЛИ       ЧЖЭНЬ   СЮНЬ      КАНЬ       ГЭНЬ       КУНЬ

 

Данная система  восьми фигур («гуа») служит как бы картиной того, что происходит на небе и на земле. При этом постоянный переход одного знака в другой подобен тому, как в мире происходит переход одного явления в другое. В этом и состоит решающая и основная мысль «Канона перемен»2.

1 «Даодэцзин», гл. 42

2 Фалеев А.И. Классическая методология традиционной китайской чжэнь-цзю-терапии. М., 1991, с. 14.

38

Рис. 3. Соотношение восьми триграмм с  вещами и явлениями Мироздания1

Название и  графическое

 

— —

— —

— —

—— —

 

— —

— —

изображение фигуры гуа

ЦЯНЬ

кунь

ЧЖЭНЬ

кань

ГЭНЬ

СЮНЬ

ли

дуй

Числовой эквивалент

9

6

7

7

7

8

8

8

Геофизический объект

Небо

Земля

Гром

Вода

Гора

Ветер

Огонь

Водоем

Соответствующий элемент системы у-син

Металл (ян)

Почва (инь)

Дерево (ян)

Вода (ян)

Почва (ян)

Дерево (инь)

Огонь (инь)

Металл (инь)

Соотв. сторона света (в порядке фу-си)

Юг

Север

Северо-Восток

Запад

Северо-Запад

Юго-Запад

Восток

Юго-Восток

Соотв. животные

Конь

Корова

Дракон

Кабан

Собака

Курица

Фазан

Овца

Соотв. время  года

Поздняя осень

Позднее лето

Весна

Середина зимы

Ранняя весна

Поздняя весна

Лето

Середина осени

Соотв. время  суток

Ранняя ночь

Время после полудня

Утро

Полночь

Раннее утро

Утро

Середина

ДНЯ

Вечер

Тип людей

Правитель

Народ

Молодые люди

Воры

Привратники

Купцы

Женщины-воительницы

Чародейки

Часть тела

Голова

Живот

Ступни

Уши

Руки (пальцы)

Бедра

Глаза

Рот и язык


Перетекание («перемены») состояний космоса, природы, государства  и человека происходят не хаотически, а системно в виде кругообразных замкнутых циклов. Это отражено в квадратно-круговом2 принципе расположения триграмм. Иными словами, триграммы располагаются либо по кругу, либо по периметру квадрата, состоящему из девяти клеток.

1 Фалеев А.И., Классическая методология традиционной китайской чжэнь-цзю-терапии. М., 1991, с. 13.

2 Квадрат - символ Земли, круг - символ Неба.

39

 

Порядок Фу-си

Порядок Вэнь-вана

(«Раннее Небо»)1

(«Позднее Небо)2


Кроме того, каждая триграмма коррелирует с определенным номером-числом.

Если сложить  пару противоположных номеров, то мы всегда получим одну и ту же сумму - 15.

Если последовательно  умножать соотносимые с триграммами числа на 3, то будем получать соответствующее произведение.


Таким образом, квадратно-круговое расположение триграмм является своеобразным счетным (нумерологическим) приспособлением. К этому следует прибавить, что порядок расположения триграмм сориентирован по сторонам света.3

1 Фу-си (или Фуси) - легендарный император династии Шан-Инь.

2 Вэнь-ван - основатель династии Чжоу (ок. XII в. до н. э.).

3 В соответствии с представлениями китайцев Юг находится вверху, Север - внизу, Запад - справа, а Восток - слева.

40

Для того, чтобы графически отобразить все многообразие состояний мироздания, восьми триграмм недостаточно, поэтому древнекитайскими мудрецами была создана система 64 гексаграмм. Эта система была приспособлена для процессуального описания всех событий и явлений, происходящих от взаимодействия сил ЯН и ИНЬ. Таким образом, 64 гексаграммы - это полное, символическое описание текучей картины мироздания.

Примеры написания гексаграмм

Помимо гексаграмм в «И-цзин» содержится описание системы пяти первоэлементов мироздания - у-син.

Пять последовательно  сменяющих друг друга первоэлементов: земля, дерево, металл, огонь, вода - находятся в постоянном движении и взаимоуничтожении. Земля «порождает» дерево, которое когда-нибудь «срубит» металлический топор, который будет «переплавлен» в огне, который сможет «потушить» вода, из которой вновь «появится» земля-почва.1

1 В синологической литературе насчитывается около 20 последовательностей (порядков) расположения первоэлементов. Наиболее важными из них являются следующие: 1) вода, огонь, дерево, металл, почва; 2) дерево, огонь, почва, металл, вода; 3) почва, дерево, металл, огонь, вода; 4) металл, дерево, вода, огонь, почва.

41

Однако было бы грубой ошибкой считать, что древние  китайцы воспринимали эти стихии как физические начала всего сущего. В действительности система у-син позволяла лишь классифицировать (а следовательно, и понимать) многообразные взаимосвязи мироздания. Так, огонь - это не реально-жгучий огонь, а символ, знак определенной группы вещей и явлений. Пять первоэлементов символизировали пять временных фаз мирового круговорота, а также пять типов движения (рис. 4, 5). Например, ханьский идеолог Дун Джуншу провозгласил символом дома Хань - огонь, а дома Чжоу - дерево. Династия Цинь была объявлена «незаконнорожденной» и посему не имеющей своего символа и места в историческом времени Китая.

Рис. 4. Пространственное расположение элементов  у-син, соотнесенное со сторонами света

Рис. 5. Соответствие элементов системы  у-син градациям внешних и внутренних признаков1

Признаки

ДЕРЕВО

ОГОНЬ

ПОЧВА

МЕТАЛЛ

ВОДА

Времена года

весна

лето

долгое лето

осень

зима

Развитие

рождение

рост

зрелость

старость

смерть

Часть света

восток

юг

центр

запад

север

Дни недели

четверг

вторник

суббота

пятница

среда

Климатические проявления

ветер

жара

влага

сухость

холод


1 Фалеев А.И. Указанн. соч., с. 25, 26.

42

Признаки

ДЕРЕВО

ОГОНЬ

ПОЧВА

МЕТАЛЛ

ВОДА

Цвет

зеленый (голубой)

красный

желтый

белый

черный

Вкус (любимый, но нежелательный)

кислый

горький

сладкий

острый

соленый

Запах

зловонный

острый

душистый

пресный

затхлый

Эмоции

гнев

радость

забота

грусть

страх

Планета

Юпитер

Марс

Сатурн

Венера

Меркурий

Полезное мясо

курятина

баранина

говядина

конина

свинина

Числа

3.8

2,7

5, 10

4,9

1,6

Выделения

слезы

пот

слюна

слизь

моча

Звуки

крик

смех

пение

плачь

тяжелые вздохи

Темперамент

наклонность к  депрессии

быстрая смена  эмоций

мания навязчивых состояний

наклонность к тоске

боязливость, тревожность


Периодизация китайской философии

История китайской  философии очень условно может  быть разделена на три этапа:

I. Древняя философия (VII в да н. э. -III в. н. э.)

В это время  в Китае (особенно в VI - V вв. до н. э.) происходит удивительный расцвет философии, сопровождающийся возникновением «ста философских школ», объединенных по шести основным направлениям:

1) школа «даоцзя» (даосизм);

2) школа «служилых  людей» (конфуцианство);

3) школа «фацзя» (легизм или школа законников);

4) школа «моцзя» (моизм);

5) школа «минцзя» (номиналисты);

6) школа «иньянцзы» (натурфилософы). II. Средневековая философия (III - XIX вв. н. э.) Начинается этот период с проникновения в Китай из Индии буддизма. Через несколько столетий Китай, усвоив индийский вариант буддизма (в форме махаяны) создал свою, китаизированную версию - чань-будцизм.  Именно чань-буддизм наряду с неоконфуцианством и неодаосизмом образовали «тройственный философский союз» в Средневековом Китае.

43

III. Новая философия (с XIX в. по сей день)

В XIX в. произошла мощная экспансия западных стран в Китай. Китай был поставлен перед необходимостью усвоения и реагирования на чуждую ему культуру - христианство, европейскую науку, литературу и т. д. Этот процесс еще не завершен.

Вернемся к  самому древнему этапу китайской  философии. Наибольшее значение для  становления китайского мировоззрения и культуры имело соперничество трех школ: даосизма, конфуцианства и легизма. Прежде чем перейти к непосредственному изложению философских оснований этих школ, следует сделать одно существенное уточнение: история китайской философии наиболее адекватно (наиболее по-китайски) представима как история основных категорий, понятий, языковых конструкций. Например, главными понятиями китайской философии выступают «Дао», «Дэ», «Инь», «Ян», «Ци», «Цзин», «Шэнь», «Ли», «Фа» и др. Ими пользуются все философские школы. С одной стороны, это подразумевает сохранение какого-то первичного, традиционного значения этих образов-понятий, но, с другой стороны, означает очень большую степень свободы философского творчества.

Даосизм

Легендарным основателем  даосизма был Лао-цзы (Старый учитель).1

Он жил в  начале эпохи Чжань-го в VI - V вв. до н. э. Довольно долгое время Лао-цзы находился на государственной службе: был хранителем архивов династии Чжоу. В 1973 г. во время археологических раскопок в Мавандуе была вскрыта могила, в которой находились два экземпляра сочинений, приписываемых Лао-цзы - «Даоцзин» и «Дэцзин»2. Эти два трактата известны под единым названием - «Даодэцзин». Сочинение состоит из 81 главы, написанных 5000 иероглифами. Синологи утверждают, что трактат был написан последователем Лао-цзы спустя 200 лет после его смерти.

Другим важным письменным источником даосизма стал философский трактат IV в до н. э. - «Чжуан-изы», названный так по имени мудреца Чжуан-цзы.

1 По легенде Лао-цзы был рожден от падающей звезды.

2 Переводится как «Нить Дао» и «Нить Дэ», т. е. вечно длящаяся нить жизни.

44

Свое название школа «даозця» (даосизм) получила вследствие того, что размышления ее последователей сконцентрированы вокруг понятия «Дао».

Графически Дао  изображается иероглифом, состоящим  из двух элементов: «шоу» - головы и  «цзоу» - идти. То есть первоначальный, мифологизированный смысл этого понятия -«путь, которым ходят люди». Действительно, поиск Великого Пути, общего для Космоса, Природы и Человека, является существенным компонентом древнекитайского миропонимания. Однако содержание, вкладываемое в понятие «Дао», менялось с течением времени.

У Лао-цзы Дао имеет два значения:

1. Как первичное  творческое начало мира; как источник  и причина его возникновения;  как корень всего сущего. «В  Поднебесной имеется начало, и оно мать всего сущего», - говорится в «Даодэцзине».

2. Как единый  мировой Закон, гарантирующий  существование мира и поддержание его в данном состоянии.

Несмотря на образность и чувственную конкретность языка, в «Даодэцзине» поставлена центральная проблема философии: соотношение бытия и небытия. Для адекватности понимания следует сказать, что под небытием даосы понимали прежде всего пустоту, не заполненное ничем пространство.

«Разве пространство между Небом и Землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше в  нем пустоты, тем дольше он действует...»1

«Дао пусто, но в применении неисчерпаемо...»2

Пустота - да, но пустота, как бы содержащая в себе образы и судьбы грядущего мира, огромный сгусток энергии. Для обозначения этой энергетически емкой пустоты, положившей начало сущему, используется иероглиф «Дао».3

В даосизме мы находим  исторически первые (в Китае) философские ответы на мифологические вопросы: «Откуда взялось сущее? Каков источник происхождения мироздания?» Можно предполагать, что, называя Дао небытием, пустотой,

1 «Даодэцзин», гл. 5.

2 «Даодэцзин», гл. 4.

3 Современная теоретическая физика совсем недавно подошла к открытию того, что вакуум, представлявшийся ранее как пустота, есть не отсутствие, а присутствие в связанном виде мощного энергетического потенциала.

45

даосы утверждали первичность небытия. Лао-цзы говорит об этом так: «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии».1

Информация о работе Философия Древней Индии