Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Файлы: 1 файл

Надя философия.docx

— 163.13 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более  или менее целостное понимание  людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма  и т. д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т. д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

К тому же мировоззрение  как система включает в себя ряд  компонентов. Прежде всего это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения  участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что  мировоззрение включает в себя как  бы два среза - интеллектуальный и  эмоциональный. Эмоционально-психологическая  сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.

Естественно, что соотношение  этих сторон различно на различных  уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Больше того, разной может  быть и сама эмоциональная окраска  мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т. п. , - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Сила убеждений - в доверии  человека их сути и смыслу. А это  значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная  вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т. д. ).

Разумная вера не исключает  сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных  пунктов и в познании, и в  деятельности.

Теперь обратимся к  типологии мировоззрения. Прежде всего следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания  и мировоззрения. Это философский  уровень мировоззрения, когда человек  подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая  свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял  собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных  верований и различных видов  искусства.

Переплетение в мифе элементов  знаний о мире с религиозной и  художественной фантазией находит  свое выражение в том, что в  рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические  формы, что отчетливо просматривается  в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т. д. И в то же время  в мифах уже рисовалась картина  мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания  пошло по двум линиям - по линии религии  и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии - зависимость  людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она  выступает как иллюзорное восполнение  слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время  играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания  единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию  и философию, - это решение мировоззренческих  проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как  и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой  на веру философия всегда опиралась  на знания, разум. Уже первый шаг  философии состоял в поиске единого  во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем  самом.

1. 2. Философское  мировоззрение и его ключевые  проблемы:

мир и человек, бытие и сознание.

Мы уже определили точку  отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два  с половиной тысячелетия, в течение  которых взгляды на содержание и  задачи философии развивались. Первоначально  философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных  наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное  содержание, его, так сказать, стержень сохранялся.

Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и общественный мир, а  так же человек в их взаимосвязи - были и остаются главными предметами философских размышлений.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система  самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения  к миру. Две главные черты характеризуют  философское мировоззрение - его  системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы  философских взглядов.

К этому следует добавить, что в центре философии стоит  человек, что, с одной стороны, обусловливает  формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а  с другой - рассмотрение человека в  его отношении к миру, определение  его места, его предназначения в  мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что  есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт  произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или  мы приписываем ей ценность?

Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т. е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское  учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются  через призму соотношения материи  и сознания.

Различное решение этого  вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично, материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли  о мире к самому этому миру, т. е. познаваем ли мир.

Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются  с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемости мира, и агностиков, отрицающих возможность познания действительности.

Если же идти дальше, то в  свою очередь отношение человека к миру троякое - познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос - что я могу знать?; что  я должен делать?; на что я могу надеяться?

Как мы уже отметили выше, вопрос, который изначально решала философия, это вопрос о том, что  есть мир, что мы знаем о нем, поскольку  без этого не решить и вопрос об отношении человека к миру.

Но познание мира было делом  не только философии. Особенность философии  состоит в том, что она изначально выступала как универсальное  теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Именно это отграничивало и отграничивает  философию от конкретных наук.

Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т. д.

Но философствовать - значит решать и проблемы ценности, практического  разума, как сказал бы Кант, прежде всего  проблемы нравственности и среди  них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: "Что есть добро?"

Суть философствования, таким  образом, не просто и не только в  обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать  человека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять  свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает  быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье  есть высшая цель. Определение путей  достижения этой цели есть одна из центральных  задач философии.

Развивая дальше понимание  философии, распространив принципы материализма на понимание истории. К. Маркс вскрыл тот факт, что философия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с практикой, установил, что отношение человека к природе опосредуется общественным бытием, трудом, практикой.

В итоге философия выступила  не только в виде обобщенного взгляда  на природу, но и в качестве обобщенного  взгляда на общество и его подсистемы.

Поле деятельности философии  определяется тем, что она, как мы уже отметили выше, есть квинтэссенция  культуры. Поэтому содержание философской  науки представляло достаточно сложную  систему.

Сложность и многогранность философского знания показал уже  Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как  природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями  осмысления этих перемен.

1. 3. Роль и значение  философии, ее основные функции.

Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции  мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение  философских вопросов практического  отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции  конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий  и содержание философии в целом  реализуется такая ее функция, как  методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.

Далее следует назвать  критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления  устаревших догм и взглядов. Эта  роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую  функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Наконец, существенное место  в арсенале функций философии  занимает интегративная, состоящая  в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и  знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль философии  в обществе, следует видеть, что  сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом  времени приобретают иное, чем  прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит  в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.

Информация о работе Философия Древней Индии