Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Файлы: 1 файл

Надя философия.docx

— 163.13 Кб (Скачать файл)

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее  приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

Короче говоря, философия  должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

1. 4. Философия  и наука.

Философия на протяжении всего  своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки  с течением времени менялось.

На начальном этапе  философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В  дальнейшем развертывается процесс  специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания  от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает  верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное  знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные  результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х  в. , наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще раз  подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение  в большей мере формирует и  представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно  взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются  в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая  при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также  призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований  культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

Завершая, остановимся еще  на одном вопросе: философия и  общество. Философия - продукт своего времени, она связана с его  проблемами и потребностями. Иначе  говоря, корни философии любой  эпохи следует видеть не только в  воззрениях философских предшественников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы безусловно влияют на отбор материала из теоретического наследства, на философскую ориентировку, связанную с социальными ситуациями.

Но все это не следует  преувеличивать, а тем более абсолютизировать, как это делалось в недавнем прошлом.

Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оценивать философские  позиции как истинные или ложные в качестве зеркального отражения  классового размежевания. И, конечно  же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет  истиной. Подобный подход к партийности, классовости философии, такое ее вульгарное толкование привели к  самоизоляции нашей философии. А  между тем зарубежная философская  мысль шла вперед и многие ее "наработки" могли бы и обогатить нас.

Сегодня необходим свободный  обмен мыслями, мнениями как условие  нормального развития философской  мысли. Научная философия обязана  стоять на точке зрения непредвзятого  исследования, а философ должен быть не только идеологом, но и человеком  науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с  действительностью через конкретно-научные  знания. Философия научна не в том  смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает  как теоретическое обобщение  человеческой истории, как научное  обоснование современной и будущей  деятельности людей.

Это верно для всех сфер жизни - для анализа познавательных проблем, где исходное - изучение истории  познания, истории науки; для анализа  техники и технической деятельности - обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для  философии и в сфере политики, морали, религии и т. д. Философский  анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей.

Сегодня особое значение приобретают  исследования всемирно-исторических противоречий - человек и природа, природа и  общество, общество и личность, решение  собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением  целого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого  овладения философией, философской  компетентности, мировоззренческой  зрелости и культуры.

Тема 2. Исторические типы философии

Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как  науки, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской  мысли в разные периоды истории  человеческого общества. Изучение центральных  проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет  выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии  философской мысли разных народов  в разные периоды их истории. В  настоящее время в истории  философской мысли обычно выделяют следующие ее основные типы: философия  Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи  Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной философии в Х1-Х1Х столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века.

В каждый период истории  человечества существовали свои особенности  в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т. д. Все это накладывало отпечаток  и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области  философии выдвигались на первый план. При этом само своеобразие  в развитии этих взглядов и учений обусловливалось специфическими экономическими, социальными и культурными факторами  каждой эпохи. Все это вместе взятое и является основой для выделения  определенных типов философии. Важно, однако, при этом иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских  учений в разные периоды истории, между ними сохраняется преемственность, которая позволяет говорить о  единстве историко-философского процесса.

 


Информация о работе Философия Древней Индии