Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Файлы: 1 файл

Надя философия.docx

— 163.13 Кб (Скачать файл)

Взгляды Конфуция на проблему обучения и воспитания оказали огромное влияние на развитие китайской цивилизации. Культ мудрости, учителя, предельно благосклонное отношение общества к каждому обучающемуся, будь это пятилетний мальчик или пожилой человек; готовность и «нестыдность» признать недостаточность своих знаний - вот далеко не полный перечень качеств, вошедших в китайский национальный характер под влиянием идей Конфуция и его последователей.

Легизм

Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государственного управления была школа фацзя, или легисты-законники.

Наиболее яркими представителями этого направления  были советники императора Цинь Ши-хуанди - Шан Ян и Хань Фей-цзы.2

Вопрос, вокруг которого строилось конфуцианское учение, а именно: «Как следует управлять  людьми: на основе следования этикетным нормам поведения (ли), или на основе соблюдения жестких требований закона (фа) и наказаний?» - стоял и перед легистами. Они высказались за приоритет закона.

Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. Что значит «дурная», «злая» природа человека? Хань Фей, пытаясь дать ей определение, писал, что человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество

1 «Лунь-юй».

2 У обоих советников жизнь закончилась трагически. Шан Яна казнили сразу после падения династии Цинь, Хань Фей то ли был отравлен завистниками, то ли, увидав кровавые результаты своих теоретических постулатов, покончил жизнь самоубийством.

59

состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны  столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин). Порядок в государстве может существовать не на основе конфуцианских призывов следовать стародавнему чжоусскому этикету (ли), но лишь всеобщему жесткому повиновению закону, обращенному в настоящее и будущее. Метод, предлагаемый для этого легистами, достаточно прост: за хорошие, законопослушные поступки - поощрение, за дурные, посягающие на государственность - наказание. При этом легисты неоднократно подчеркивали, что лучше наказать несколько невинных, чем пропустить одного злодея.

В рамках школы  фа-цзя были выработаны и высказаны несколько идей, вошедших впоследствии в теорию и практику всей последующей китайской политической культуры.

Во-первых, обоснование  необходимости контроля и вмешательства государства в экономику, и прежде всего в земледелие, являвшееся основой древнекитайской цивилизации и государственности.

Во-вторых, введение принципиально иной системы кадрового подбора чиновников и формирования политической элиты общества. До этого замещение вакантного места осуществлялось согласно обычаям традиционного общества - от отца к сыну. Если умирал писец или сборщик налогов, то его место, вне зависимости от образования и способностей, занимал сын или ближайший родственник. Легисты выдвинули тезис о равенстве возможностей при продвижении по служебной лестнице, согласно которому не кровь и родство должны определять кадровые перемещения, а результаты сдачи квалификационного экзамена.

В-третьих, развитие идеи равенства всех перед законом. Шан Ян писал об этом так: «Наказания не знают рангов знатности. Для всех, начиная от помощников правителя и его военачальников вплоть до дафу и простых людей... имевших заслуги в прошлом, но затем проштрафившихся, наказания не должны смягчаться. Для совершивших добродетельный поступок в прошлом, но затем допустивших проступок, надо употреблять закон».1

1 «Шан-цзюно шу», гл. 16 - 17.

60

В-четвертых, легисты  выступили с теоретическим обоснованием положения о важности смещения временных приоритетов (ценностей). Хань Фей исходил из общекитайской мировоззренческой картины, где «золотой век» оказывается далеко в прошлом. Но, в отличие от конфуцианцев, которые всячески приветствовали подражание и следование прошлому, Хань Фей говорил, что «управлять живущим в настоящее время народом нельзя на основе методов покойных правителей».

Подводя итоги, мы можем сказать, что легизм - это философское обоснование сильной государственной власти, опирающейся, с одной стороны, на закон и насилие, с другой стороны, на армию, чиновничество и земельную аристократию. В III в. до н. э. легизм и конфуцианство, несмотря на столь разные исходные позиции, слились воедино и образовали специфическую идеологию китайской государственности, просуществовавшую вплоть до XX в.

Завершая наш  краткий обзор древнеиндийской  и древнекитайской философии, следует еще раз напомнить, что это лишь первый этап, определивший основные черты последующего течения философской мысли в культуре народов Востока.

 

Философия Сократа

Для того, чтобы разобраться, чему учил Сократ молодежь, следует ознакомиться с его философским учением.

Это не так просто, поскольку от Сократа не осталось ни одной строчки. Философ полагал, что записывать свои мысли не нужно, а лучшей формой философствования является живая беседа в форме диалога. О его философских взглядах можно судить по рассказам учеников, которые, конечно, каждый по-своему излагал и интерпретировал мысли учителя. Платон, например, в своих диалогах создает идеализированный портрет своего учителя, который изрекает мысли самого Платона; и часто не поймешь, где мысли Сократа, а где - Платона. Аристофан в «Облаках» создает карикатуру на Сократа, искажая его учение и жизненный путь. В его изложении Сократ - софист, астролог, обманщик и пустослов. Сократа подлинного, видимо, так никому узнать и не придется, но определенные его идеи все же дают представление о его философии.

Сократ отказался  от попытки посвятить себя изучению природы и причин природных явлений, а переключился на самого человека, поставив его в центр своей  философии. Он продолжает линию софистов, выбрав для себя участь духовных просветителей  народа.

Сократа волнуют  вопросы этики, эстетики. Первичным для него является дух, сознание человека, а вторичным - природа. Поэтому он полагал, что все в мире совершается ради пользы человека.

Телеологические идеи Сократа довольно просты и отражают представления древних эллинов по этому вопросу. Например, Сократ считал, что каждый орган человека создан таким

1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 116.

71

образом, чтобы  выполнять определенные функции. Глаза  созданы, чтобы видеть, уши - слышать, нос - обонять. Боги специально позаботились о том, чтобы человек мог отдыхать ночью, а земля производила пишу для него. Боги же позаботились разместить человека на таком расстоянии от солнца, чтобы человек не пострадал от его лучей.

«Ирония» Сократа

Бродя по площадям, улицам и базарам, Сократ вел многочисленные беседы, во время которых постоянно  задавал вопросы и спорил.

Его вопросы часто  ставили в тупик даже бывалых  людей. Поэтому сократовскую иронию часто воспринимали как оскорбление и попытку специально высмеять человека. Эта ирония (или-«майевтика») представляет собой знаменитую сократовскую диалектику. Ее сущность заключается в том, что Сократ, последовательно задавая вопросы, раскрывал противоречие в ответах противника, заставляя его задумываться над предметом спора. Например, Сократ спрашивает своего собеседника: «Хорошо ли красть?» Тот отвечает: «Нехорошо». - «Всегда?» - «Всегда». «А украсть оружие у врагов перед сражением?» - «Да, надо уточнить: у друзей красть нехорошо». - «А украсть меч у больного друга, чтобы тот в отчаянии на него не бросился?». Собеседник в конце концов приходит к выводу, что ему надо менять свою позицию и думать над вопросом Сократа. Сократ сначала задает вопросы, затем вскрывает противоречие и наконец старается найти правильный ответ. Не случайно он называл свой метод «майевтикой» - «повивальным искусством». Он как бы помогал своему собеседнику родить истину. При этом Сократ хорошо пользовался индукцией. Это метод, с помощью которого исследование частного позволяет сделать обобщающий вывод.

В этике Сократ исходил из того, что нравственность - это истина, мудрость. Только мудрецы нравственны, так как они знают, что такое добродетель, что хорошо и что плохо. Особенно ценит Сократ три добродетели: это умеренность - умеренный человек знает, как справляться со страстями; это храбрость - храбрый человек знает, как преодолевать опасность; это справедливость; справедливый человек знает, как соблюдать человеческие и божественные законы. Сократу казалось, что мудрыми могут быть только «благородные люди», но не те, кто заботится только о своем теле. Демосу, например, недоступно знание.

 

Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Философия - это самая  древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия  до нашей эры практически одновременно в трех районах мира - в Китае, Индии и Греции.

Уже это свидетельствует  о том, что рождение философии  было вызвано настоятельными общественными  потребностями.

Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" - люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием". Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Мы еще вернемся к вопросу о содержании философии. А сейчас подумаем вместе с Вами о том, для чего необходимо изучение философии, что делает эту задачу особенно актуальной сегодня.

1. 1. Мировоззрение,  его исторические типы, уровни  и формы

Мы живем в эпоху, когда  обострились проблемы, от решения  которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и  человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем  по принципу: моя хата с краю. . . Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все  новые масштабные вопросы, выдвигаемые  жизнью: проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т. д. - требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное - находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к  разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской  культуры. Мы увидим с Вами дальше, - а пока это придется принять на веру, - что философия вовсе не является чем-то витающим в облаках  чистой мысли. Напротив, ее главное  назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука  мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий , напряжения интеллектуальных способностей.

Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг  за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы  подготовить себя к пониманию  путей их решения в современной  философии, в том числе и в  философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических  идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах  человека и человечества глобальные проблемы - от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

При этом наша философия  не должна впредь искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо мы вовсе не являемся обладателями истины в последней  инстанции по любому вопросу. Здесь  необходимы обмен и систематическое  знакомство с достижениями современной  мировой философской мысли.

А теперь обратимся к вопросам, которыми непосредственно занимается философия. Центральной задачей  философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы  обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с  полным правом можно назвать вечными?

Что образует основу мира?

Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное?

Имел ли мир начало во времени или он существует вечно?

Есть ли в мире известная  упорядоченность или все в  нем хаотично?

Развивается ли мир или  он постоянно вращается в одном  неизменном круге?

Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед  человеком и человечеством эти  вопросы? Нет, не случайно. Они возникают  из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Философия важна и для  лучшей ориентации в Вашей будущей  специальности, а главное - для углубленного понимания жизни во всей ее многосложности. Эти два момента тесно связаны  между собой - философские аспекты  технического знания и НТП и, что  не менее важно, широкий философский  кругозор, выходящий далеко за узкие  рамки специальности.

Информация о работе Философия Древней Индии