Философия Фридриха Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Задачи реферата:
ознакомиться с биографией Гегеля и его сочинениями;
описать диалектический метод;
рассмотреть основные аспекты философии природы и философии духа;
ознакомиться с философией истории Гегеля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11

Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

философия истории гегеля.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

Оглавление………………………………………………………………………...2

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5

    1. Биография Гегеля…....5
    2. Сочинения Гегеля…...7
    3. Диалектический метод…8
    4. Философия природы….10
    5. Философия духа11

Глава 2. Философия истории  Гегеля…………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Термин «философия истории» был введен французским просветителем  Вольтером в 18 веке. Он считал, что  историк не просто должен описывать  события, излагать их в хронологической  последовательности, а философски истолковывать  исторический процесс, рефлексировать над его бытием. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.

Философию истории можно  излагать по-разному. Одни исследователи  дают широкую панораму всего исторического  процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории.

Философия Гегеля – это  классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.

По Гегелю в основе развития мира в целом и общества в частности  лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному самоосуществлению. В истории  обнаруживается необходимость, независящая  от субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса людей  руководствуется в своих действиях  стремлением осуществить только свои интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более  далекое, что хотя и заключено  внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен: он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий, но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те, чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории – это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного народа.

Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма  Фридриха Гегеля.

Задачи реферата:

  • ознакомиться с биографией Гегеля и его сочинениями;
  • описать диалектический метод;
  • рассмотреть основные аспекты философии природы и философии духа;
  • ознакомиться с философией истории Гегеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля.

    1. Биография Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 - во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").  
          После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии, в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию духа, после опубликования которой отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.  
          Не дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету", но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы - Наука логики.          

В 1816 Гегель возобновил университетскую  карьеру, получив приглашение в  Гейдельберг на место, которое ранее  занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех  семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук, по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.  
          Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.  

1.2. Сочинения.

Гегель был чрезвычайно  плодовит. Широкие познания, легкость, с какой он усваивал и запоминал  содержание книг, разнообразие интересов  придали его творчеству необычайный  масштаб. Возвращаясь к вышесказанному, мы можем составить панораму из наиболее значительных его сочинений. 
Среди ранних работ бернского и франкфуртского периодов (1793— 1800) особенно выделяются богословские труды, изданные Ноэлем в начале нашего века и отмеченные некоторыми учеными в качестве важных для понимания того, как возникла гегелевская система. Вот эти труды: 1) «Народная религия и христианство» (фрагменты); 2) «Жизнь Иисуса» (1795); 3) «Позитивность христианской религии» (1795—1796 , первая редакция); 4) «Дух христианства и его предназначение» (1798); 5) «Фрагмент системы» (1880) и вторая редакция (неоконченная) «Позитивности христианской религии». 
В Йене Гегель написал (оставив неизданными) «Конституцию Германии» и «Систему этики». В 1801 г. им было опубликовано «Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга». Из статей, напечатанных в «Критическом философском журнале», особо выделяются две: «Отношение скептицизма и философии», «Вера и Знание».

Информация о работе Философия Фридриха Гегеля